Психологические основы насилия в школе


План:

1.Виды насилия над детьми и влияние на детей.

2. Причины проявления насилия

Виды насилия над детьми и влияние на детей.
В современной отечественной литературе выделяют 4 основные формы жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное), и пренебрежение нуждами ребенка (моральное).
1. Физическое насилие - действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Например, телесные наказания, удары ладонью, пинки, грубые хватания.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы)- по каким признакам можно отследить.

     И за что же родители бьют своих детей? Как рассказали подростки:

- за плохие поступки - 23 человека (30 %)
- за то, что не слушаюсь - 8 человек (10,4 %)
- за неправду - 2 человека (2,6 %)
- за "двойки" - 2 человека (2,6 %)
- за то, что сказал что-то остроумное - 1 человек.

И только 53 % подростков (41 человек) написали, что их родители не бьют. Это может свидетельствовать о том, что 47 % из опрошенных детей подвергаются физическому насилию со стороны родителей. Это почти половина.

2.Отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка (поведенческие и психологические индикаторы):

3. Эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие): Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

О психическом насилии позволяют заподозритьследующие особенности состояния и развития ребенка:

- задержка физического и умственного развития ребенка;

- нервный тик, энурез;

- постоянно печальный вид;

- различные соматические заболевания.

Последствия психического насилия для ребенка:

-беспокойство, тревожность, нарушения сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению, неумение общаться;

-плохая успеваемость.

  "Мои родители меня любят, поэтому они…"

- не бьют меня - 39 человек (50 %)
- не ругают меня - 10 человек (13 %)
- не знаю - 7 человек (9 %)
- хотят, чтобы я хорошо учился - 7 человек (9 %)
- выполняют просьбы - 5 человек (6,5 %)
- покупают вещи - 4 человека (5 %)
- дают деньги - 3 человека (4 %)
- бьют меня - 1 человек
- ругают меня - 1 человек

     Так говорили подростки. Эти цифры вызывают тревогу, так как большинство детей расценивают любовь родителей с позиции "бьют - не бьют", "ругают - не ругают".

Причины проявления насилия многочисленны . Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

Во-первых, насилие может иметь социокультурную природу, быть частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с культурой, традициями народа.(Традиции народов, где женщина бесправна).

Во-вторых, жестокое обращение может быть результатом личного жизненного опыта и тем самым для ребенка тоже создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным и единственно возможным. Других моделей отношений он не видит.

Третья группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет ребенка вымещать на окружающих свои детские комплексы. (чаще всего связано с перенесенным в детстве сексуальным насилием).

В - четвертых, психологическая неудовлетворенности собой вынуждает человека самоутверждаться за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Пятая группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно развитыми их доминирующими чертами и особенностями характера, не компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием (темперамент ребенка — уровень активности и вспыльчивость).

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказаниях

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы.

Исследования показали, что у детей, использующих насилие отмечается отставание развития в такой черты, как личная независимость. Обследование 4000 школьников средних общеобразовательных школ показало, что 34,7% из нихни разу не готовили себе еду самостоятельно, а в целом, до поступления в школу, готовили еду два- три раза только 63,7%; 30% детей ни разу не жарили рыбу, и 10% детей никогда не снимали кожуру с яблока. Смысл этих фактов заключается в том, что в семье дети пребывают в состоянии, когда они не могут быть самостоятельными и когда с ними не обращаются достаточно уважительно, как со взрослыми людьми. Результатом такой жизни в семье является, как это отмечено в исследовании, нежелание становиться взрослыми (так ответили 70% учеников начальной общеобразовательной школы). Среди причин такого нежелания на первом месте (35% опрошенных) стоит ответ: «ребенком быть удобнее».

Итак, можно сделать вывод, что предпосылки формирования человека, который будет использовать насилие, закладываются в семье.

Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.

1. Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения. Очень часто, безопасная атмосфера приютов способствует проявлению неразрешенных страхов из прошлого.

2. Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.

3. Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие есть способ, которым "взрослые" разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.

4. Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они - дети являются причиной разлада в семье. У них глубоко закладывается чувство вины, мешающее счастливо жить.

5. Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.

7. Чувство, "заслуженности" жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Ребенок, видит мать в синяках и со следами побоев, и ему говорят: "Все в порядке детка, папочка нас действительно любит", приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает своего отца, за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже "заслуживает" чтобы его избивали.

8. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Детям родители дают понять, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя какими-то особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников [30].

Наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, становятся:

Однако существуют другие данные, представляющие для нас особый интерес. Это сведения о так называемых жизнестойких детях. Тяжелые жизненные испытания, такие как неблагополучная семья, пьющие родители, жестокие побои не причинили этим детям вреда и трудности, они добились в жизни успеха. Психологи обнаружили у таких детей 5 общих черт:

Опыт выживания таких детей может помочь детям, которые находятся в менее экстремальных условиях, чтобы выработать адекватные стратегии преодоления жизненных трудностей.

 



Национальный фонд подготовки кадров. Информатизация системы образования.