«Расширение общественного участия в управлении образованием как один из приоритетов муниципальной политики в сфере образования»
Цыганкова И. А.,
директор Департамента образования
Администрации Тутаевского МР
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматриваем развитие отечественного образования в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющая в деятельности всех управленческих структур в сфере образования.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил, что самая важная задача российского образования на ближайшее будущее стать системой, по настоящему открытой для общества,- системой, требования к которой определяются и контролируются обществом.
Создание открытых образовательных учреждений, способных целенаправленно взаимодействовать с властными, общественными и производственными структурами – одна из стратегических линий развития системы образования Тутаевского МР, где становление Управляющих советов стало первым и основополагающим шагом.
Основная цель сегодняшней встречи – подвести черту под той деятельностью, которую участники движения по созданию школьных управляющих советов осуществили за два с половиной года в рамках и за рамками федерального эксперимента. Черту, под которой, как правило, начинается подсчет и описание результатов, обсуждение проблем и определение путей дальнейшего продвижения.
Это не значит, что мы ставим точку, просто деятельность по созданию коллегиальных представительных органов образовательных учреждений переходит в новое качество: от эксперимента, пробы – к спокойной, взвешенной, планомерной работе.
Создание в рамках федерального эксперимента Управляющих советов в двух школах города положило начало нового направления работы, как департамента, так и учреждений образования района.
На сегодняшний день управляющие советы созданы и успешно развиваются в 7-и образовательных учреждениях района (в 5- школах, Центре образования и учреждении дополнительного образования ДЭБЦ «Дом природы»).
Как любое нововведение, коллегиальные органы управления в образовании прошли некоторый эволюционный путь. От «незрелых» форм работы к «зрелым». От простых функций контроля, обеспечивающих открытость деятельности образовательных учреждений, до полноценного управления в управлении – подготовке решений, участии в реализации этих решений, аналитической работе и т.п. Удалось существенно продвинуться от простого финансового участия общественности в деятельности образовательного учреждения до понимания роли общественности в управлении образовательным учреждением. Кроме этого можно констатировать, что происходит рождение особой категории людей от общественности, которых можно характеризовать как общественное управление в образовании.
В тактическом плане Управляющий совет позволяет уже в настоящее время повышать ответственность родителей, учеников, учителей и власти за свое будущее, будущее школы, села, района, города. В долгосрочном плане – позволяет формировать молодого гражданина России с активной жизненной позицией, является неотъемлемой составляющей частью формируемого в России гражданского общества. Паритетное участие общественности, власти, учеников и педагогов в управлении школьным процессом выводит эти отношения на новый уровень, обеспечивает условия формирования нового общественного договора между обществом, властью и школой, между родителя, учителями и учениками.
Управляющий совет образовательного учреждения несет ответственность перед обучающимися, их родителями, государством, обществом и учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с полномочиями, предусмотренными уставом учреждения.
Появление Управляющих советов как таковых изменяет ситуацию в образовании и уже является залогом для перемен к лучшему.
Основными факторами, определяющими эффективность создания Управляющего совета, являются, прежде всего:
-готовность руководителей ОУ к продуктивному диалогу с участниками образовательного процесса и представителя общественности;
-сформированность в образовательном учреждении органов школьного самоуправления, общественных организаций, представляющих педагогическое сообщество, родительское сообщество, детские общественные организации и ассоциации выпускников;
-наличие опыта решения проблем с использованием способов коллективной деятельности, навыками программирования будущей совместной деятельности.
Необходимо отметить, что сегодня Управляющие советы:
-придают открытость и повышают инвестиционную привлекательность сферы образования;
-дают возможность появлению внешней оценки деятельности ОУ, ее администрации, являются способом презентации ОУ местному сообществу;
-повышают общественный статус муниципального образования вообще и конкретного ОУ в частности;
-через УС деятельность учредителя в управлении конкретного ОУ становится более формализованной;
-коренным образом меняются отношения между всеми уставными органами управления учреждением;
-дают возможность обучения навыкам общественной самоорганизации не только участникам образовательного процесса, но и другим гражданам местного сообщества, в чем, безусловно заинтересован муниципалитет.
Один из основных вопросов, который стоит перед нами это вопрос эффективности деятельности созданных управляющих советов и вопрос их жизнеспособности. Ведь ранее при активной государственной поддержке в школах активно создавались советы образовательных учреждений. Но в большинстве своем они канули в лета. В чем причина? А не постигнет ли эта учесть и управляющий совет?
Группе людей, именуемой Управляющий совет, еще необходимо стать Управляющим советом. И стать им группа может только тогда, когда она берет на себя ответственность за перемены к лучшему и последовательно ведет школьное сообщество по пути этих перемен. Уже можно доказывать, что в Управляющие советы пришли активные люди, и они желают улучшений в школе. Но разве не такие же замечательные люди пришли в конце 80-х годов прошлого века в советы школ?! Разве не проявляли государственные управляющие органы реальную поддержку советам школ. И люди пришли замечательные и поддерживали и полномочия передали. А не «срослось». Почему? Может быть причина в том, что у советов школ не получилось улучшать школьную жизнь. Если бы у них получилось, то они были бы успешны в управлении. А если бы они были успешны, то общество не позволило бы им стать фактом нашей истории. Почему не получилось советам школ улучшать школьную жизнь. Одна из основных причин в том, что советы школ не увидели задач улучшения школьной жизни. Можно возразить что это не так, задачи у советов школ были, можно сослаться на Положение о совете. Но в Положении нет задач в части улучшения школьной жизни. Нельзя забывать, что предназначение школы, как социально института, воспроизводить, поддерживать, совершенствовать два рабочих процесса:
-обучение каждого ребенка в соответствии с принятыми в данный исторический момент времени учебными программами и стандартами;
-сохранение жизни и здоровья каждого ребенка.
«Улучшать школьную жизнь» и значит добиваться позитивных изменений в содержании и состоянии этих процессов.
Предназначение органов школьного управления – обеспечить воспроизводство, функционирование и развитие дела обучения и сохранения каждого ребенка в школе.
Поэтому единственным показателем эффективности и результативности работы органов школьного управления является улучшение в деле обучения и сохранения каждого ребенка.
Советы школ последних десятилетий старательно исполняли свои полномочия, и стратегические задачи наверняка имели, но задачи эти были не про школу, мимо основных школьных рабочих процессов. И если мы не будем специально понимать, что же произошло с советами, то и школьные Управляющие советы могут уйти, так и не сумев занять то место, которое им предназначено.
Школьные Управляющие советы пришли для того, чтобы поставить и удержать в системе управления новые цели – цели «успешного обучения и успешного сохранения каждого ребенка в школах». Эта цель не свойственная нынешней системе управления школьным образованием. Для того, чтобы школа начала соответствовать новым общественным целям, она вынуждена улучшать и переустраивать два основных школьных рабочих процесса. Конкретный Управляющий совет вынужден сформировать конкретные задачи улучшения состояния этих двух процессов. Школьные управляющие советы пришли управлять ходом перестройки школы под новые общественные цели или они постепенно прекратят свое существование, как ненужный, излишний, бесполезный, не системный случай в школьной жизни. Не понимая природы нового общественного прихода в школы, мы рискуем еще раз потерять общественную энергию переустройства образования. Школьным управляющим советам не следует повторять ключевую ошибку совета общеобразовательного учреждения.
В тех школах, где директора и педагогические коллективы идут по непростой дороге признания ценности каждого ребенка, его успешного обучения и сохранения – в тех школах и УС быстро становится на ноги и обретает управленческую и политическую мощность. Жизнеспособность конкретного Управляющего совета зависит, прежде всего, от того, какой класс задач он решает, действительно ли решение этих задач будет обеспечивать улучшение жизни людей, улучшиться ли жизнь школьников, учителей, родителей по существу или по мелочам. Необходимо отметить, что эффективность работы Управляющего совета во многом зависит и от включенности (участия) каждого участника образовательного процесса в обсуждение и принятие решении. Интерес в том, чтобы построить новое школьное управление, которое создало бы условия для реализации интересов и целей всех участников школьного сообщества, обеспечивало бы согласие в нем, способствовало бы развитию его деятельности во благо человека, семьи, местного сообщества, государства и общества в целом
Управляющие советы постепенно становятся не просто органами школьного управления, а средством развития территорий, что наиболее характерно для сельских школ. Существенные изменения происшедшие в жизни сел в связи с вступление в силу 131 ФЗ, отразились и на школьной жизни. В каждый из трех Управляющих советов, созданных в сельских школах, в качестве кооптированных членов вошли Главы сельских поселений, что позволяет местной власти оказывать влияние и принимать участие в управлении ОУ и школе быть в курсе решений принимаемых администрацией.
Уклады жизни поселения и школы во многом идентичны. Качество жизни во многом определяется качеством образования, а на селе это более ощутимо. Школа – стабильно функционирующий, поддерживаемый государством социальный институт, где созданы и работают определенные нормы протекания процессов. В сельских поселениях народ не имеет реального опыта принятия управленческих решений. А работа в Управляющем совете – реальная практика по формированию опыта управления для любого человека.
Опыт школ в организации людей для принятия эффективных решений – реальность и они готовы передать его другим.
Вынуждена констатировать, что Главы поселений, советы депутатов не обладают организационными навыками, а вот образовательным учреждениям предоставляется реальная возможность стать средством развития своих территорий. Поэтому как сумеют построить работу общественные управляющие в Управляющем совете, так реально и будет влиять Управляющий совет на жизненный уклад местного сообщества, а значит и станет средством развития территории.
Отличительной чертой Управляющих советов сельских школ нашего района является привлечение старшего поколения селян – бабушек и дедушек. Мы считаем этих людей носителями культуры сформированного в поселении образа жизни, хранителями нравственных и духовных ценностей. Это поколение наиболее значимо для совета, уж коли речь идет о действительном образовании детей.
Школьные УС в некоторых селах района по сути дела постепенно становятся «пультом управления» жизнью поселения. Достаточно проанализировать «повестку дня» такого Управляющего совета, чтобы понять, что он принимает решения по важным аспектам жизни поселения, да еще и организационную работу по своим же решениям берет на себя.
Полтора года назад, когда шла разработка инициативного проекта по усилению общественной составляющей в управлении образованием в рамках программы развития образования Ярославской области, в проект было включено предложение о создании Управляющих советов сельских поселений. В настоящее время произошло переосмысление и понимание необходимости создания советов поселенческого уровня, стало более понятным и его назначение.
Одна из задач, которую ставит перед собой любой муниципальный орган управления образованием, – понимать и влиять на происходящее в процессе обучения конкретного ОУ, поэтому мы непосредственно заинтересованы в переходе от единоначального управления к коллегиальному. Управляющие советы ОУ повысили эффективность взаимодействия департамента образования с образовательными учреждениями, предоставили возможность видеть и реально влиять на состояние дел в ОУ, более активно участвовать в управлении внутренними делами учреждения. Учредитель, создав Управляющий совет и наделив его властными полномочиями, при этом несет непосредственную ответственность за его деятельность. Более того, появляется возможность прямого влияния на принимаемые советом управленческие решения.
Представители учредителя в каждом Управляющем совете являются непосредственными наблюдателями за реализацией муниципальной образовательной политики на уровне каждого образовательного учреждения . Они в свою очередь тоже могут объединиться в некоторую структуру, например общественный совет при директоре Департамента образования, по аналогии с существующими советами директор школ.
Однако необходим и «обратный ход» - обеспечение влияния общественности, «допущенной» посредством управляющих советов к реальному управлению образовательным учреждением, на решение вопросов, отнесенными законом к области полномочий муниципальных органов самоуправления, на муниципальную образовательную политику и связанные с ними вопросы состояния муниципальной сети образовательных учреждений для детей.
Создание и удержание в поле зрения образовательной политики муниципалитета в целом – задача другого органа управления – муниципального. Необходимость возникновения общественных структур управления образованием на муниципальном уровне для Тутаевского района задается следующими причинами:
-создание решением учредителя в образовательных учреждениях района коллегиальных представительных органов управления с определенными властными полномочиями;
-появление на политическом поле образования новых управленческих фигур, стоящих рядом с директорами школ – председателей Управляющего совета;
-появление новой позиции - представителя учредителя, предназначением которого является проведение муниципальной образовательной политики на уровне каждого образовательного учреждения;
-невозможность в этих условиях формировать образовательную политику муниципалитета без учета мнений представителей вышеназванных структур и групп.
Оформление общественных политических инициатив в области образования на муниципальном уровне возможно как в виде общественных объединений граждан, так и в виде органов управления совещательного характера муниципального уровня.
В Тутаевском муниципальном районе председатели Управляющих советов объединены в совет председателей, но возможно и более широкое объединение - объединение общественных управляющих образованием с целью оказания политического влияния на органы местного самоуправления, в ведении которого лежат вопросы образовательной политики и создание условий для образования населения.
Таким институтом может стать и Совет по образованию, созданный при Главе муниципального района (орган совещательно – согласовательного характера) или другой орган ( возможно и УС территории) наделенный реальными управленческими полномочиями. Необходимо согласование процедуры взаимодействия таких органов с другими органами местного самоуправления, обеспечивающей создание, оформление и реализацию образовательной политики муниципального района. Под этим мы понимаем создание, оформление и реализацию программы развития муниципалитета в области образования, целевых программ, проектов и планов развития образования района, других документов стратегического характера в области образования населения.
Включая общественный ресурс в управление системой образования муниципалитета, необходимо построить эффективную организационную структуру управления образованием на муниципальном уровне с учетом особенностей взаимодействия государственных и общественных линий управления, наделяя такие органы управления особыми полномочиями.
Реализация проекта по усилению общественной составляющей в управлении образовательным учреждением положила начало и другим нововведениям и инновациям в сфере образования.
1)Создан районный родительский комитет, который вошел в состав региональной общественной организации «Родительский комитет»;
В его состав вошли председатели и члены Управляющих советов. Введена практика проведения районных родительских собраний с участием представителей власти.
2)Осознавая, что одним из сдерживающих факторов модернизации образования является недостаток информации о ситуации в образовании и отсутствие «обратной связи» между образовательной системой и обществом состоялись публичные отчеты директоров школ перед общественность.. Такие доклады стали необходимой информационной основой для организации диалога о состоянии и проблемах системы образования между представителями государства, различных социальных групп и сферы образования, а также поводом для представления и обсуждения в органах представительной власти и СМИ.
Еще одной мерой обеспечения «открытости» и «прозрачности» образования должна стать разработка, публичное представление и широкое профессиональное обсуждение системы измеримых критериев и индикаторов, описывающих достижение запланированных в ходе модернизации результатов на разных уровнях управления. Целесообразно создание межведомственных комиссий по согласованию требований к образовательным учреждениям.
3)Положено начало общественной экспертизы отдельных направлений деятельности образовательных учреждений.
4)Обеспечена общественная составляющая в различных совещательных органах, это и Координационный совет по профильному обучению при заместителе Главы района по социальным вопросам; Координационный совет по профилактике безнадзорности, беспризорности и безнадзорности. Представители родительской общественности включены в некоторые комиссии Департамента образования: комиссию по распределению мест в ДОУ,
5)Обсуждается возможность создания Управляющих советов в дошкольных образовательных учреждениях.
6) Ведется работа по апробации общественного контроля процедур итоговой аттестации учащихся, считаем перспективным участие общественности в процедуре лицензировании и аттестации ОУ, администраций ОУ. Объектом общественного наблюдения должна стать и деятельность аттестационных, медальных и иных комиссий.
Надеюсь, что совместная работа на круглых столах, позволит вместе продвинуться в данном вопросе, определить дальнейшие шаги.
Как отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко «Одна из задач национального проекта – показать, что образование не является «Вещью в себе», что оно успешно только тогда, когда отвечает на внешние запросы. Речь идет о запросах не столько экономики, сколько общества в целом. Система образования должна быть открыта для общества».
Наряду с «традиционными» функциями управления (планирование, организация, руководство и контроль) у ГОУ можно выделить особые, специфические функции: диагностическая, координационная и экспертная. Диагностическая функция позволяет выявить (скорректировать) цели, важные для различных слоев и групп населения. Происходит изучение заказа на образование, его учет при организации управления образованием. Координационная функция связана с решением задач интеграции государственных и общественных структур в решении выявленных задач (воздействие друг на друга, взаимное изменение, взаимная обусловленность, взаимосвязь), реализуется в ходе согласования действий государственных и общественных структур. Экспертная функция обусловлена совместной деятельностью субъектов, имеющих разные нормы и ценности, различные взгляды и позиции.
Разработана и реализуется образовательная программа для общественных управляющих через проведение сетевых семинаров, мастер - классов, круглых столов, регулярных консультаций.