Открытый информационный доклад  как ресурс повышения качества образования и необходимое условие формирования системы общественно-государственного управления образованием

Степанова Л.М., начальник отдела общего и дошкольного образования.
Рыбинский муниципальный район

 

Открытый информационный доклад – средство  информирования общественности  о деятельности образовательных учреждений, инструмент диалога с сообществом по проблемам образования.

В публикациях мы встречали разные названия: отчет директора школы,  публичный отчет школы, публичный доклад ОУ. Мы остановились на названии «открытый информационный доклад», т.к. оно, с нашей точки зрения,  наиболее точно раскрывает сущность и предназначение этой формы работы.

Главная цель доклада – информирование сообщества об образовательной деятельности.

Открытость информации отличает доклад от традиционного отчета администрации школы по итогам учебного года перед педагогами и органами управления образованием. Адресатами открытого информационного доклада являются, прежде всего, родители, социальные партнеры, общественность.

 

Общая цель деятельности ОУ в соответствии с государственной стратегией модернизации образования до 2010 года  - повышение качества образования.  Его невозможно добиться без учета и анализа мнения потребителей при организации образовательного процесса, без повышения доступности и качества образовательных услуг, без общественной оценки деятельности педагогов и образовательных учреждений.

В чем заключается ключевая проблема?

Какие существующие в образовательной практике барьеры препятствуют достижению нового качества образования? Прежде всего – отсутствие договоренности, эффективного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Инерционность, закрытость и самодостаточность деятельности образовательных учреждений, особенно сельских, низкий уровень их взаимодействия друг с другом и иными социальными партнёрами, отсутствие учета и анализа мнения потребителей при организации образовательного процесса, отсутствие общественной оценки деятельности педагогов и образовательных учреждений, недостаточный уровень открытости и мобильности муниципальной системы образования. Необходимость  участия в оценке ее состояния и результатов, планировании ее развития как  работников образования, так и  родителей обучающихся, партнеров, общественности.

Иными словами, необходимо информирование общественности о деятельности образовательных учреждений.

Одним из действенных способов информирования общественности может стать открытый информационный доклад о деятельности ОУ.

Я напомню некоторые особенности открытого информационного доклада, его разработки и использования.

1.                            Какова цель открытого информационного доклада?

Открытый информационный доклад может стать эффективным механизмом получения общественной поддержки учреждения образования, если школа сумеет наладить партнерские отношения с родителями, партнерами и другими представителями общественности.

         Подготовка доклада может стать в будущем  одним из элементов системы своевременного информирования существующих и потенциальных потребителей образовательных услуг.

         И, наконец, с помощью доклада образовательное учреждение может донести до социума свои насущные проблемы, заявить об имеющихся трудностях, что дает возможность обсуждать и решать эти проблемы за счет формирования общественной поддержки.  

2.                            Как подготовить открытый информационный доклад?

Доклад готовится на основе документов по внутренней и внешней оценке деятельности ОУ.

Для его разработки можно использовать знакомую вам форму S4 Самооценочного отчета школы.

К заполнению этой формы привлекаются родители, педагоги школы, административный совет, ваши социальные партнеры. Может быть проведено анкетирование педагогов, родителей, учащихся, общественности по другим методикам, позволяющим выявить их отношение к образовательному процессу, оценку его качества. При опросах и анкетировании важно учесть следующее: необходимо оценивать школу, а не описывать ее; особое внимание обращать на достижения и результаты; важно включать ссылки на то, где можно увидеть свидетельства, подтверждение данных оценок.

Для подготовки доклада могут быть  использованы материалы материалы внутришкольного контроля, проверок школы представителями контролирующих органов (госнадзора), результаты ЕГЭ, олимпиад, смотров и конкурсов  и т. п.

Затем собранные материалы прорабатываются управленческой командой, которой необходимо с целью наибольшей объективности оценки деятельности школы представить подтверждающие материалы (в виде статистических данных, актов, сертификатов, свидетельств, грамот, результатов образования школьников – ЕГЭ, тестирование и пр.).

Завершает работу непосредственное составление текста открытого информационного доклада директором школы.

В итоге доклад – это не отчет о работе школы, не анализ работы учреждения. Это именно оценка результатов деятельности ОУ, которая легко воспринимается (слушается или читается), без перегрузки специальными терминами и статистическими данными, которые можно выдать в качестве раздаточного материала при устном выступлении или оформить приложениями при публиковании.  Открытый доклад показывает истинное положение дел в школе, раскрывает преимущества вашего ОУ, привлекает внимание общественности к его насущным проблемам.

3.                        Какова структура Информационного доклада школы?

В публикациях мы видели разные варианты структуры доклада. При этом между ними есть много общего. Нам структура доклада видится так:

Раздел 1. Общая характеристика школы

·        Местоположение

·        Перечень предоставляемых услуг

·        Состав учащихся

·        Педагогический состав

·        Цели и задачи школы

·        Образовательные программы

·        Достижения школы

Раздел 2. Образовательные результаты

на основе внутренних и внешних оценок

·        Внутренние: мониторинг обученности; анализ качества преподавания (могут быть и внешние оценки); результаты опроса, анкетирования  учащихся и педагогов; результаты школьных конкурсов и олимпиад и др.

·        Внешние: результаты ЕГЭ; тестирование, проводимое ЦО и ККО; результаты опроса, анкетирования родителей; результаты инспектирования ОУ органами госнадзора; результаты конкурсов и олимпиад муниципального, регионального, российского уровня и т.п.

При этом важно оценивание, а не перечисление статистических данных.

Раздел 3. Условия образовательной деятельности

·        Предоставление школьникам возможности выбора

·        Совершенствование материально-технических условий

·        Психологическая атмосфера в школе

·        Творческие контакты с социальными партнерами

Раздел 4. Управление школой

·        Профессионализм управленческой команды

·        Оценка распределения обязанностей и взаимозаменяемости

·        Культура труда

·        Коллегиальность принятия решений

·        Осуществление личностного подхода в управленческой деятельности

·        Открытость

·        Инициирование инноваций

/оценивается эффективность управления школой в зависимости от целей школы/

Раздел 5. Проблемы, требующие разрешения

Раздел 6. Планируемые шаги и основные линии развития школы

         У каждого ОУ, естественно,   свои. 

·        Перечисление факторов, способствующих дальнейшему развитию школы

·        Основные линии развития с описанием  планируемых школой шагов по их реализации

Раздел, представляющий планы развития школы должен быть обязательным, т. к. выполнение этих планов – предмет для обсуждения с социальными партнерами. Только при выполнении этого требования   организованная таким образом оценочная деятельность школы сможет по-настоящему  способствовать решению проблем и  повышению качества образования.

 

4. Как может быть использован открытый информационный доклад?

  Открытый информационный  доклад многофункционален.

Адресаты информационного доклада школы:

·        Педагогический совет. Педагоги.

·        Родительское собрание (конференция). Родители.

·        Школьный Управляющий Совет

·        Совет микрорайона

·        Социальные партнеры школы

·        Органы управления образованием (основной целевой группой не являются, но могут  знакомиться с Открытым докладом как с документом, предваряющим инспектирование школы, т. к. доклад является интегрированной оценкой деятельности школы самой школой и общественностью)

Способы и формы представления доклада:

·        Доклад на педагогическом совете, общешкольной родительской конференции, совете общественности микрорайона и т.п.

·        Школьный сайт

·        Презентация деятельности школы на любом семинаре

·        Публикация в СМИ

·        Возможно, как приложение к документам, представляемым школой в ЦО и ККО для проведения процедуры аттестации школы (см. раздел в Информационной карте учреждения «Дополнительные сведения о школе).

         Как видите, предназначен доклад многим общественным группам, но  необходим, в первую очередь, руководителю школы, управленческой команде, т. к. он призван стимулировать деятельность школы по улучшению качества образования, исходя из конкретных условий школы, микрорайона, социума.

          Сельской школе особенно важно использовать этот способ информирования общественности, т.к. на федеральном уровне идет процесс реструктуризации, закрытия нерентабельных образовательных учреждений, их объединение, реорганизация в учреждения других типов. Открытый информационный доклад необходим, чтобы показать преимущества вашего ОУ, обеспечить поддержку общественности в его дальнейшей деятельности.  

            В Рыбинском муниципальном районе в рамках реализации Программы развития Ярославской области в 2007 г. реализуется муниципальный инновационный проект «Открытый информационный  доклад  как ресурс повышения качества образования».

         Мы планируем наработать в рамках реализации этого проекта следующие продукты:

·        Методические рекомендации по подготовке открытого информационного  доклада школы (структура доклада, его содержание, процедура формирования доклада,  участники подготовки  и презентации доклада, адресаты доклада)

·        Методические рекомендации по подготовке открытого информационного  доклада муниципального уровня (его структура, содержание, процедура формирования доклада,  участники его подготовки  и  презентации, адресаты доклада)

У открытого информационного  доклада школы и доклада муниципального уровня  разные задачи. Школьный доклад нацелен на формирование общественной поддержки конкретного ОУ. Открытый информационный доклад муниципального уровня  является «точкой отсчета» для диалога с общественностью о состоянии и эффективных путях дальнейшего развития всей муниципальной системы образования, которая предполагает не только поддержку отдельных ОУ, но и возможную реорганизацию образовательного пространства района с целью её оптимизации: возможное закрытие ОУ, их преобразование в учреждения другого типа и вида, их комбинирование (например, открытие комплексов «детский сад-школа», «школа – учреждение дополнительного образования» и т.п.) Для решения проблем оптимизации сети образовательных учреждений  муниципального района без информирования общественности не обойтись. При этом роль открытого информационного доклада  возрастает.