26 ноября 2009 г. в ГОУ ЯО «Институт развития образования» состоялась региональная научно-практическая конференция «Формирование гражданственности и российской культурной идентичности в преподавании предметов гуманитарного цикла».
Ее участники: крупные ученые, специалисты в различных областях гуманитарного знания, и педагоги-практики рассмотрели широкий круг проблем, связанных с обучением и воспитанием детей в современной школе.
Итоговый документ
На рубеже ХХ-XXI вв. в сфере гуманитарного и социально-гуманитарного знания произошли изменения теоретического и методологического характера, колоссальные по своему масштабу и значимости. Эти новые явления создали принципиально новую ситуацию для отечественной системы школьного гуманитарного образования, которая не может развиваться автономно от аналогичных мировых процессов.
Российская система образования всегда принимала на себя и вызовы времени, и задачи, которые ставили перед ней общество и государство. Эффективность и качество образовательного процесса во многом определяется теоретико-методологической культурой и профессиональной педагогической компетентностью педагогов. От учителя зависит, как построить образовательный процесс, а от государственных институтов - статус учителя в обществе и его социально-психологическое состояние.
В настоящее время перед российским педагогическим сообществом стоит задача обеспечить становление и развитие такой системы школьного гуманитарного образования, которая позволит учащимся подготовить себя к ответам на вызовы времени - научиться жить в эпоху информационного общества и глобализации. В этих условиях система школьного гуманитарного образования должна в большей степени обеспечивать развивающую и аксиологическую функции.
На двух пленарных заседаниях конференции обсуждались проблемы гуманитарного образования как средства формирования гражданского самосознания, самоопределения личности: роль социальных институтов, значение повышения воспитательного потенциала образовательного процесса.
На секции «Философия и методология образования» рассмотрены вопро-сы национальной аксиологии, формирования этнокультурной идентичности, самоидентификации человека как языковой личности, его значимости и ценности как результата образования, особенностей мировоззрения личности в поликультурном гражданском обществе.
На секции «Формирование гражданственности и российской культурной идентичности в процессах внеклассной работы и дополнительного образования» предметом обсуждения стали темы формирования гражданских позиции и самосознания, ученического самоуправления, роли ценностных ориентаций в развитии социальной активности в многообразии внеурочной образовательной деятельности школьников.
На секции «Личностное и национальное самоопределение в искусстве и потоке истории» рассматривались проблемы формирования гражданственности и российской культурной идентичности средствами искусства, проблемы при-общения школьников к национальной культуре и культуре родного края. Проблематика докладов и выступлений была чрезвычайно широкой: героические образы русской музыки, интонационно-стилевой подход к изучению русской музыки как основы формирования российской культурной идентичности, роль авторской песни, гендерной идентичности на уроках истории, проблемы музееведения, изобразительного искусства, духовно-нравственный потенциал культурного наследия Ярославского края.
На секции «Формирование гражданского самосознания, культурной и языковой идентичности на уроках гуманитарного цикла» обобщен опыт образовательной деятельности учителей истории, русского языка и литературы: работы учителя истории в открытой (сменной) общеобразовательной школе (на примере изучения краеведческого материала), преподавания курса по выбору «Мой край ярославский – частица России», изучения исторических личностей, формирования навыков информационной переработки текстов, организации деятельности школы по нравственному воспитанию, реализации целей патриотического воспитания на материале учебников Отечественной истории. Исследована роль учебного предмета «география» в формировании базовых национальных ценностей гражданина России.
В ходе дискуссии были сделаны следующие выводы:
-
В преподавании гуманитарных дисциплин заложен огромный потенциал для формирования гражданской позиции школьников и их культурной идентичности;
-
Приобщение школьников к гуманитарному знанию позволяет сформировать у них осознанную способность выстраивать и оценивать отношения к обществу и государству на основе общепринятых морально-этических норм, нравственных идеалов, ценностных установок;
-
Педагогам современной школы необходимо создавать условия для практической направленности образовательного процесса, которая может быть обеспечена с помощью личностно-деятельностного подхода, ориентации системы образования на соответствие глобальным вызовам;
-
Мировой опыт показывает, что значительным методологическим потенциалом обладает ориентация образовательного процесса на формирование ключевых компетентностей учащихся, хотя применительно к гуманитарному образованию этот подход еще только разрабатывается;
-
В настоящее время важно понять, что именно из мирового опыта представляет интерес для отечественной системы образования в XXI веке и как именно этот опыт можно применить в многообразном поликультурном российском обществе;
-
В каждом учебном предмете нужно найти то, что значимо для учащегося как личности. Это знание и должно приобретаться через практико-, субъек-то-, человеко-ориентированную деятельность благодаря применению соответствующих образовательных технологий, способствующих формированию субъектной позиции школьника, его собственной Я-концепции, в том числе в языковом и социокультурном плане;
-
Необходимо активнее использовать возможности интеграции предметов гуманитарного цикла, особенно в решении проблем реконструкции истории.
Участники
конференции одобрили предложение подготовить к печати и опубликовать
материалы пленарных и секционных заседаний.