логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

БАЗОВЫЕ ПЛОЩАДКИ ИРО

Нормативные документы
БП 2010
Архив

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

БАЗОВЫЕ ПЛОЩАДКИ ИРО
2008-2009 год

Базовая площадка
кафедры психологии и педагогики

Деревянкина Н.А., Назарова И.Г.

Создание условий для адаптации и реабилитации детей-инвалидов
на базе православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово
Борисоглебского района Ярославской области

И когда мы слушаем друг друга, когда мы скользим взором
по чужому лицу – как редко мы это делаем с желанием услышать и увидеть.
Потому что услышать по – настоящему – это значит
не только на мгновение, но навсегда с этим человеком встретиться.
Антоний, митрополит Сурожский «Пути христианской жизни»

27 марта 2008 года состоялось подписание соглашения между Правительством Ярославской области и Ярославской Епархией Русской православной церкви о сотрудничестве в области духовно-нравственного просвещения обучающихся, а также развития системы образования в регионе. Как отметил губернатор области Сергей Вахруков, «главная задача исполнительной власти – поддержать стремление Русской православной церкви в возрождении духовных ценностей… Мы понимаем, что от духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения зависит будущее нашей страны».

В ноябре 2007 года утверждена Концепция развития специального образования Ярославской области, которая предполагает оказание самых разных форм помощи детям с особыми образовательными потребностями, а также их семьям.

В последнее время в нашей стране наметилась тенденция к пересмотру общественного отношения к людям с ограниченными возможностями. Все чаще их называют людьми с «потенциальными» возможностями, подчеркивая принципиальную способность адаптироваться к существующей социально-экономической реальности. Бесспорно, при условии активной поддержки этой категории граждан со стороны всех социальных институтов, в том числе - системы образования. У этой проблемы множество составляющих (медицинский аспект, психолого-педагогический, социальный, экономический). Так или иначе, каждый из них решается в рамках всевозможных программ помощи и поддержки. На сегодняшний день за рамками каких бы то ни было программ остается самый существенный – нравственный – аспект этой проблемы. Это вопрос об отношении к человеку с «ограниченными возможностями». Предлагаемый проект призван восполнить этот пробел. Кроме того, он находится в контексте принятых в последнее время документов, обеспечивающих деятельность системы специального (коррекционного) образования.

Сегодня важнейшими барьерами интеграции в сфере образования являются:

  • профессиональная неготовность и некомпетентность специалистов;
  • отсутствие соответствующих образовательных учреждений;
  • недостаточный уровень материально-технического обеспечения и недостаточность учебно-методической литературы;
  • неприятие и низкий уровень толерантности в обществе;
  • разобщенность педагогического сообщества в отношении данной проблемы.

Часть этих барьеров может быть снята при участии и помощи православной Церкви.

Православная церковь:

  • имеет исторически сложившуюся традицию интеграции лиц с ограниченными возможностями в жизнь общины;
  • когда человек ищет ответ на вопрос о смысле жизни инвалида, то порой обнаруживается несостоятельность прагматического подхода (идея социальной полезности не работает); в то же время с точки зрения православия этот вопрос может получить самый глубокий и обоснованный ответ;
  • вера – контекст, в котором легче и надежнее решаются самые болевые вопросы, связанные с инвалидностью (за что? для чего? почему именно я?).

Система образования и науки:

  • стремится к объективной, взвешенной и корректной оценке НЕ человека, а СОСТОЯНИЯ;
  • последовательно разрабатывает системы помощи (коррекционной, психологической, педагогической и др.)
Церковь Система образования
нравственные черты личности считает приоритетными, придает им особое значение делает акцент на обучении и формировании навыков
область сотрудничества – уникальный и целостный образ личности понимание и признание всей полноты ее проявлений
прикладные аспекты (частные случаи) религиозного поведения направления работы в случаях, когда способности к обучению и формированию навыков существенно снижены

Опыт работы православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово может быть использован в качестве отправной точки для формирования «здорового» отношения к детям-инвалидам, основывающемся на принципах традиционной русской православной культуры, предполагающей взаимоуважение, взаимопринятие, признание бесспорной ценности Другого вне зависимости от его физического и психического статуса.

Стратегической целью проекта является создание системы адаптации и реабилитации для детей-инвалидов на базе православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово Борисоглебского района Ярославской области. Данный проект предполагает разработку модели постоянно действующего реабилитационного лагеря на базе православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово Борисоглебского района Ярославской области. Проект рассчитан на семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогов и специалистов общего и коррекционного образования. Объединение ресурсов системы образования и православной общины в рамках стратегии реализации проекта создают условия оптимальной адаптации и реабилитации для детей-инвалидов и их семей в условиях реабилитационного лагеря на базе православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово Борисоглебского района Ярославской области. В ходе проекта будут решены следующие задачи:

  1. Разработка и апробация программы лагерной смены летнего реабилитационного лагеря на базе православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово Борисоглебского района Ярославской области.
  2. Разработка и апробация модели индивидуальной программы реабилитации ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях реабилитационного лагеря на базе православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово Борисоглебского района Ярославской области
  3. Разработка программы обучения воспитателей, осуществляющих реабилитационную деятельность в лагере.

С мая по ноябрь 2008 года в ходе проекта разработана и апробирована программа лагерной смены летнего реабилитационного лагеря на базе православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово Борисоглебского района Ярославской области, разработана и апробирована модель индивидуальной программы реабилитации ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях реабилитационного лагеря на базе православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово Борисоглебского района Ярославской области, проект программы обучения воспитателей, осуществляющих реабилитационную деятельность в лагере.

Формирование контингента реабилитационного лагеря осуществлялась в течение года. Заявки семей инвалидов и волонтеров принимались координатором по телефону и электронной почте. При этом участники лагеря должны заполнить анкету, которую они получают по электронной почте. Цель анкетирования – выяснить особенности участника, его физический и психический статус, необходимые условия проживания (пандусы для инвалидной коляски, виды и формы трудовой деятельности, в которые можно включить этого участника и др.).

Особенность летнего реабилитационного лагеря – отсутствие «предпочитаемого» диагноза и требования однородности расстройств при формировании лагерной смены. Одновременно в лагере живут и работают инвалиды с самыми разными расстройствами и заболеваниями. Обязательным условием является присутствие физически здоровых детей и взрослых (волонтеров), проходящих «свой» курс реабилитации, содержанием которого выступает работа с инвалидами, обеспечение оптимального их включения в жизнь общины.

Требование принадлежать к православной вере не предъявляется. При этом все участники лагеря включаются в обычный распорядок жизни и атмосферу общины, что дает им возможность самим определять степень собственной «погруженности» в вопросы веры.

Предпочтение отдается людям, приезжающим на длительный срок (от 10 дней и больше).

Опыт по организации лагеря показывает, что возможна работа реабилитационного лагеря без четко ограниченных по срокам смен. При такой организации работы лагеря участники сами определяют удобное для себя время и продолжительность пребывания в лагере. Естественно, это требует дополнительной работы организаторов:

  • по согласованию сроков приезда/отъезда разных участников в соответствии с имеющимися в наличии местами для проживания;
  • по оказанию помощи вновь прибывшим во вхождении в атмосферу и распорядок жизни лагеря и общины.

Если согласование сроков целиком и полностью должно осуществляться администрацией лагеря, то оказание помощи «новичкам» может быть делегировано участникам лагеря (в том числе инвалидам, находящимся на реабилитации).

Информирование участников лагеря об особенностях жизни и правилах поведения осуществляется в день приезда и может быть делегировано волонтерам или другим участникам, приехавшим ранее. Делегирование этой функции другим участникам лагеря способствует более быстрому знакомству и, как следствие – установлению контакта между всеми участниками. Если участникам требуется консультация по поводу основ православия, приглашается регент храма. Некоторые вопросы из этой области, а так же личные вопросы веры участники лагеря обсуждают только с настоятелем храма.

Сбор информации организаторами лагеря об индивидуальных предпочтениях участников осуществляется немедленно после приезда в процессе и с целью организации оптимальных условий проживания участников. Реализация этих предпочтений может быть возложена на волонтеров или других участников лагеря. Например, если семье с маленьким ребенком требуется дополнительное одеяло, его может принести кто-то из других участников лагеря, если нужны дополнительные пандусы для инвалидной коляски, они могут быть изготовлены волонтерами и/или другими участниками лагеря. Именно такой способ решения бытовых вопросов направлен на формирование атмосферы взаимной заботы, поддержки и установок на бескорыстную помощь другому.

Решение вопроса о возможности включения в трудовую деятельность, так же как и определение трудового задания на ближайшее время - обязанность стороны-организатора. Как правило, возникает необходимость не только определить «фронт работ» для участников лагеря, но и создать ситуацию, при которой они (или он) смогут эту работу успешно выполнить. Например, физически сильный участник лагеря с интеллектуальной недостаточностью может складывать дрова в поленницу, но для этого его необходимо предварительно обучить делать это правильно. Участник с ДЦП, прикованный к инвалидной коляске, может подавать чистое белье во время глажения или принимать очищенный картофель и складывать его в кастрюлю с чистой водой, потому что «посуды для очищенной картошки не хватает». Здесь важна реальность ситуации и деятельности, в которую включается участник.

Постановка реабилитационных целей и задач на весь срок пребывания в лагере осуществляется самими участниками лагеря. Обычно они формулируются в форме ответа на вопрос «Для чего Вы сюда приехали?». Часто цели уточняются или переформулируются в процессе включения в жизнь общины. Например, если непосредственно по приезде участник отвечает: «Посмотреть и отдохнуть», то по мере пребывания в реабилитационном лагере появляются ответы, касающиеся нового опыта общения, изменения отношения к самому себе и своим возможностям, принятия православного подхода к болезни и «ущербности» как важного ресурса в выборе индивидуальной стратегии борьбы с собственной «инвалидностью». Реабилитационные цели и задачи для семей с маленькими детьми определяются родителями или сопровождающими лицами.

Задача адаптации не вынесена в число специальных, так как осуществляется в процессе решения других задач. Своеобразие ситуации заключается в том, что подавляющее большинство участников лагеря – горожане. Им приходится осваивать деревенский быт (иногда – впервые в жизни). Обычно это сопровождается лавиной положительных эмоций, на фоне которых частичные неудобства воспринимаются как законная плата за «приобщение к корням». Кроме того, так называемые «неудобства» часто необходимы в качестве «реабилитационного инструмента». Например, жизнь общим лагерем с единым пространством для проведения досуга способствует более быстрому установлению контакта между всеми участниками. В этом случае забота о младших или условно беспомощных членах общины становится действительно «общим делом».

Важным адаптационным механизмом выступает возможность чувствовать себя гораздо свободнее, чем в городе. Мамы маленьких и/или беспомощных в городе детей часто отмечают у себя существенное снижение тревоги и беспокойства за ребенка буквально на следующий день после приезда. Этот, безусловно, полезный эффект, важен не только с точки зрения улучшения эмоционального состояния матери, он чрезвычайно позитивно отражается на психологическом состоянии ребенка, так как «добавляется в копилку» ситуаций, обеспечивающих ощущение эмоциональной безопасности. Необходимо отметить, что все эти «полезные эффекты» не появляются сами собой, а подготавливаются организаторами и всеми членами общины. Как показывает опыт, доброжелательное отношение в сочетании с постоянной готовностью помочь оказывается более ценным и востребованным, чем комфорт.

В рамках работы реабилитационного лагеря предстоит сделать ещё очень многое. Для реализации задуманного есть все условия, есть ресурсы православной общины, научно – методическое сопровождение проекта, волонтеры, просто не равнодушные к судьбе детей люди, а также ясное видение перспектив и путей их достижения.