БАЗОВЫЕ
ПЛОЩАДКИ ИРО
2008-2009 год
Базовая площадка кафедры
дошкольного и начального образования ГОУ ЯО ИРО
Л.В. Кокуева
к. п. н., доцент ИРО
Педагогические средства и условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
Базовая площадка была создана в 2006 году по теме «Педагогические средства и условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста». В состав площадки вошли сельские учреждения образования: Первомайская СОШ Первомайского МР, СОШ №2, ДОУ №7 Пошехонского МР, Филипповская ООШ, ДОУ №4 Любимского МР. В условиях Основное содержание деятельности базовой площадки - создание УМК, через который проходит родиноведческая тема, духовно-нравственное, патриотическое воспитание на конкретном местном историко–культурном материале, наследии, несущем глубокое духовное и нравственное содержание. Разрабатываются и реализуются вариативные модели воспитательной работы; создается на муниципальном, школьном, дошкольном уровне единое воспитательное пространство, в рамках которого стало принципиально возможным осуществление эффективного взаимодействия учреждений образования, культуры, дополнительного образования, церкви с получением
проектируемого педагогического результата - все более возрастающего уровня духовно-нравственного развития детей, учащихся.
В ходе анализа экспериментальной деятельности выявлен потенциал села в духовно-нравственном воспитании детей. При этом главным условием определена совместная деятельность педагогов детского сада, школы, священников, работников библиотеки, музея, местных мастеров-умельцев, поэтов, художников, музыкантов, сельской администрации, направленная на:
- включение детей, родителей и других социальных партнеров в
активное освоение отечественной культуры, духовных ценностей села, малого города;
- изучение исторического и культурного
наследия (история, национальные традиции, святые и святые места);
- создание культурных и досуговых центров, где представляются экспонаты, отражающие духовное наследие, достижения местных жителей, собранные детьми, педагогами, родителями и другими жителями, где проводятся мероприятия, отмечаются главные события жизни села, города;
- использование в педагогическом процессе воспитательного потенциала местных музеев, культурного наследия селян, природы как самого богатого педагогического средства в условиях села;
- внесение в содержание образования детского сада и школы местного краеведческого компонента, материалов, собранных в ходе исследовательской, поисковой деятельности;
- знакомство детей с проблемами, трудностями села и вовлечение детей, родителей в оказание посильной помощи селянам, горожанам;
- использование специальных педагогических средств, стимулирующие внимательные и чуткие отношения между педагогами, детьми, родителями и другими социальными партнерами (совместные праздники, трудовые дела, творческие объединения).
В условиях сельской малочисленной школы, школы с дошкольными группами важным средством развития духовности является разновозрастное объединение детей.
Практика показывает, что многие проблемы мы сегодня сможем решить тогда, когда все общество и образовательные учреждения в первую очередь, во главу угла поставят не только обучение, но воспитание подрастающего поколения, воспитание души и нравственности.
Результаты деятельности БП ИРО
за период 2006-2008 г.г.
- Разработаны, апробированы и опубликованы методические пособия по
духовно-нравственному, патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста:
материалы из опыта работы. Ярославль, 2006. – 91 с. (150 экз.)
- Личностно-развивающая технология в дошкольном образовании.
Методическое пособие. Ярославль, 2007 . (тираж 500 экз.)
- Природа родного края. Растительный мир. 82 с. Хрестоматийный сборник. ИРО, Ярославль. 2007.(тираж 200 экз.)
- Природа родного края. Животный мир. 94 с. Хрестоматийный сборник. ИРО, Ярославль. 2007.(тираж 200 экз.)
- Учебно-методические фильмы: «Народные традиции в дошкольном образовании», «Святыни малой Родины», «Взаимодействие УО с семьей, церковью, учреждениями культуры, общественными организациями». Ярославль, 2007, «Ярославские перезвоны», Ярославль, 2008
- Подготовлены к изданию новые методические пособия
- Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в детском саду, 150 с.
- Взаимодействие детского сада с семьей, учреждениями дополнительного образования как условие создания единого воспитательного пространства, 146 с.
- Декоративно-прикладное искусство Ярославского края, 56 с.
- Разработаны учебные программы курсов повышения квалификации:
- «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» -72 часа, 2006 г.
- «Педагогические средства и условия духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста» -72 часа, 2007г.
- «Преемственность личностно-развивающих технологий в детском саду и начальной школе»- 72 часа, 2006г.
- Блочно-модульная программа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста» (120 час.), 2008
- Разработаны программы целевых семинаров в рамках нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- «Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как условие создания единого воспитательного пространства» - 32часа
- «Сопровождение развития ребенка в ДОУ и начальной школе»- 32 часа
- «Нравственное, патриотическое воспитание в дошкольном образовании» - 24 час.
- «Личностно-развивающая технология и методы в дошкольном образовании»- 16 час.
- «Развитие воспитательного потенциала учреждения образования» - 40час.
- «Преемственность развивающего образования в детском саду и начальной школе»- 16 час.
- Обучены на КПК и семинарах более 1000 воспитателей, старших воспитателей ДОУ, учителей начальной школы, зам директоров по начальной школе.
- Созданы базовые площадки по духовно-нравственному воспитанию детей в Первомайском МР - Первомайская СОШ с дошкольными группами, в Пошехонского МР - ДОУ №7, в г. Ярославле - ДОУ №225, в Любимском МР – ДОУ№4.
- Нравственное, патриотическое воспитание определено как приоритетное направление в Угличском, Первомайском, Любимском, Пошехонском, Некрасовском, Ростовском, Рыбинском МР, проведены смотры-конкурсы по патриотическому воспитанию детей.
- Изъявили желание войти в состав базовой площадки ИРО детские сады и начальная школа из Ярославского, Ростовского, Рыбинского, Некрасовского М.Р.
Аннотация на хрестоматийные сборники «Природа родного края»: Часть 1 «Животный мир родного края»; Часть 2 «Растительный мир родного края» Хрестоматийные сборники рассчитаны на педагогов и родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. В сборниках сосредоточены разнообразные материалы о природе Ярославской области, средней полосы России, использование которых поможет педагогам в развитии у детей познавательного интереса, доброго созидательного отношения к Природе родного края. В сборниках публикуются, взятые из разных источников, краткие справки о временах года, о различных диких, домашних животных, птицах, о том, как общаются животные, о насекомых, рыбах; о деревьях и кустарниках, о лесных, полевых и других травах, о садовых и комнатных цветах. О многих интересных, удивительных фактах, наблюдениях, образах и взглядах на живую Природу можно узнать, прочитав в сборнике заметки натуралистов, отрывки из художественной прозы известных писателей, журналистов, стихотворений знаменитых поэтов. Просмотрев список литературы, использованной для подготовки сборника, можно убедиться в том, что подобраны, в основном, произведения писателей и поэтов классиков, а значительная часть материала принадлежит местным писателям-краеведам. Вызовут интерес и желание использовать в образовательной деятельности многочисленные мудрые народные приметы, пословицы, поговорки, загадки о временах года, погоде и живой Природе.
Аннотация на методическое пособие «Личностно-развивающая технология в дошкольном образовании» В современных условиях особенно актуальны развивающие технологии, обеспечивающие самостоятельность, активность детей, расширение их позитивного социо-культурного опыта. Предлагаемая технология дает возможность поддерживать и стимулировать свойственные детям качества – удивление перед миром, любознательность. Слагаемые успеха технологического процесса - уметь удивить, уметь удивляться. В технологии созданы условия вовлечения ребенка в активную, эмоционально окрашенную познавательную совместную деятельность детей и взрослых для решения разнообразных проблем.
Движущей силой развития ребенка в технологии является проблематизация образовательной деятельности. Проблематизация представлена как механизм придания формы незавершенности, неопределенности тем или иным предметам познания, отношениям по поводу них. В технологии предложена
система проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых ребенок овладевает новыми способами действия и представлениями, а через это происходит формирование познавательной мотивации, сопереживания, творческого воображения, продуктивного мышления, коммуникативных способностей и др. Ценно, что в технологии
задан алгоритм образовательной деятельности, складывающийся из взаимосвязанных, обоснованных этапов совместной деятельности детей и взрослых. В совместной жизнедеятельности важнейшее место занимает диалогическое общение как условие реализации субъект - субъектных отношений.
Развитию диалогических отношений в предлагаемой технологии способствуют: установка на партнерство в общении, признание прав
партнера на собственную точку зрения, ее защиту, умение слушать и слышать партнера, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнера, способность к сочувствию и сопереживанию. При этом акцент сделан на духовно-личностную сторону общения, стержнем которого является сопереживание. Развитие личности в технологии в первую очередь основано на практическом интересе ребенка как своеобразной ценностной силе. В технологии заложена позиция ребенка: Я как другой (человек, животное, растение), что и есть ценностный фундамент личности, создающий опыт человеческой совместимости, опыт сопереживания и эмпатии. Ключевой задачей технологии видится предоставление детям широкой возможности свободы
выбора. Возможность выбора создает условия для развития индивидуальности и самостоятельности в решении познавательных и жизненных задач, что является условием формирования в будущем готовности к самоопределению в социальных сферах, личной жизни. Особое внимание в технологии уделено анализу и рефлексии, в процессе которых осуществляется важный акт самовоспитания, саморазвития ребенка. Главная особенность личностно-развивающей технологии прежде всего в том, что в ней определен новый взгляд на ребенка (на человека), на смысл образования: развитие, воспитание личности активной, самостоятельной, доброжелательной, коммуникабельной, находчивой, сообразительной, творческой, ответственной. Предлагаемая личностно-развивающая технология более десяти лет апробировалась в дошкольных образовательных учреждениях, работающих по региональной программе «Я и моя Родина».
Аннотация на методическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении»
Сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации образования в условиях ее модернизации. В методическом пособии психолого - педагогическое сопровождение развития ребенка предполагается как целостная, открытая система диагностических, развивающих, коррекционных средств, направленных на оказание помощи педагогам, родителям в разрешении затруднений ребенка; создание условий для развитие его способностей, возможно, скрытого таланта; развитие личности ребенка, его субъектной позиции; интеграции деятельности педагога, психолога, медицинских работников других специалистов УО, родителей, психолого-педагогических центров. В методическом пособии определены цели, задачи, содержание, этапы сопровождения развития ребенка. Предложены методические, дидактические материалы для оказания помощи педагогам, родителям, осуществляющим сопровождение развития ребенка. Составлены примерные характеристики возрастных возможностей детей по основным направлениям дошкольного образования: психо-физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, которые необходимы педагогам для выявления индивидуальных особенностей ребенка. Предложены рекомендации по выявлению некоторых эмоционально-личностных затруднений в развитии ребенка; критерии и показатели развития личности ребенка по основным четырем направлениям дошкольного образования. Для регистрации сопровождения развития ребенка предлагается «Дневник сопровождения развития ребенка», который заполняют педагоги и родители на всех этапах дошкольного детства. В методическом пособии внесен и некоторый анализ опыта по сопровождению ребенка - дошкольника. Описаны примерные этапы по сопровождению ребенка из детского сада в школу.
|