Курсы по подготовке к аттестации воспитателей дошкольных образовательных учреждений
№ п./п.
| Наименование тем и разделов
|
1
| Нормативно-правовой аспект деятельности педагога дошкольного образования
|
1.1
| Государственная политика в сфере образования на современном этапе. Государственные гарантии прав детей дошкольного возраста в области дошкольного образования. Основные международные документы о правах ребенка.
|
1.2
| Основные нормативные документы, определяющие работу дошкольных учреждений.
"Типовое положение о ДОУ" как основной документ, регламентирующий ж деятельность ДОУ. Виды ДОУ.
|
1.3
| Инновационная деятельность в ДОУ области.
Понятие инновационной деятельности. Условия необходимые для ее организации
|
1.4
| Взаимодействие детского сада и семьи.
Принципы, цели и формы работы. Особенности взаимодействия семьи и детского сада в вариативных программах.
|
1.5
| Взаимодействие воспитателя со специалистами детского сада.
Цели, формы взаимодействия. Совместное планирование образовательной, оздоровительной работы.
|
1.6
| Организация аттестации педагогических кадров ДОУ.
|
2
| Философско-методические основы деятельности педагога ДОУ
|
2.1
| Реформирование современной системы отечественного дошкольного воспитания.
Стандарты дошкольного образования. Классификация программ.
|
2.2
| Актуальные проблемы коррекционной педагогики.
Понятие «коррекционной педагогики». Формы и методы коррекционной работы с детьми.
|
2.3
| Современные требования к личности педагога ДОУ.
Модели взаимодействия взрослого и ребенка в д./с.
|
2.4
| Роль взрослого в педагогическом процессе ДОУ.
Типы взаимодействия взрослого с детьми.
|
2.5
| Принципы построения педагогического процесса:
единство решения воспитательных и образовательных задач, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
|
2.6
| Планирование работы с детьми в ДОУ.
Значение планирования и его виды.
|
2.7
| Сущность дошкольного обучения.
Развивающий характер обучения.
|
3
| Психолого-педагогические основы развития личности ребенка дошкольника
|
3.1
| Учет основных закономерностей психического развития ребенка-дошкольника.
Основные закономерности психического развития.
|
3.2
| Проблемы периодизации психического развития.
|
3.3
| Нервно-психическое развитие и воспитание детей раннего возраста.
Психологические основы развития личности и индивидуальности ребенка раннего возраста. Новообразования возраста. Кризис 3-х лет.
|
3.4
| Сенсорное воспитание детей раннего и дошкольного возраста.
Сенсорные эталоны и их формирование. Понятие «Сенсорная культура» и ее воспитание.
|
3.5
| Психологические основы воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Ведущий вид деятельности. Новообразования возраста.
|
3.6
| Формирование готовности к школьному обучению.
Понятие готовности к школьному обучению.
|
3.7
| Воспитание и развитие ребенка в процессе межличностного общения.
Роль общения в психическом развитии ребенка. Функции и средства общения.
|
3.8
| Психолого-педагогические основы семейного воспитания.
Семья и эмоциональное благополучие ребенка. Типы воспитания ребенка в семье.
|
3.9
| Эмоциональное развитие дошкольников.
Понятие эмоций. Виды эмоций.
|
3.10
| Игра как средство развития личности ребенка.
Использование игры в пед. процессе Развитие дошкольника в игре.
|
3.11
| Психолого-педагогические основы нравственного воспитания.
Цели и задачи нравственного воспитания на современном этапе. Психологические механизмы нравственного развития ребенка.
|
4
| Методическое обоснование дошкольного образования
|
4.1
| Физическое развитие
|
1
| Планирование работы по физическому воспитанию ДОУ.
Значение и виды планирования.
|
2
| Организация работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.
Содержание работы в ДОУ по физическому воспитанию в ДОУ. Работа педагога по физической культуре с детьми
|
3
| Формирование потребности в ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Валеология - наука о здоровье, структура предмета педагогической валеологии. Форы и методы и содержания работы с детьми по формированию здорового образа жизни.
|
4
| Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
Утренняя гимнастика, физкультминутка, прогулки и экскурсии, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей
|
4.2
| Речевое развитие
|
1
| Средства развития речи.
Общение взрослого и детей как ведущее средство развития речи.
|
2
| Создание условий для речевого развития.
Понятие речевой среды. Разнообразие форм работы по развитию речи.
|
3
| Диагностика речевого развития детей.
Сущность диагностики речевого развития детей; её задачи и значение. Методика обследования разных аспектов речевой деятельности детей дошкольного возраста.
|
| Подготовка детей к обучению грамоте.
Сущность подготовки к обучению грамоте, ее место в работе по развитию речи. Психологическая характеристика процессов чтения и письма.
|
5
| Задачи и содержание подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Анализ современных программ ДОУ по разделам «Подготовка к обучению грамоте».
|
4.3
| Духовно-нравственное развитие
|
1
| Основные направления нравственного воспитания у дошкольников.
Специфика методов и приемов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
|
2
| Создание условий для развития нравственных чувств, представлений и привычек поведения.
Влияние личностных особенностей и стиля общения педагога с ребенком на нравственное развитие.
|
4.4
| Познавательное развитие
|
1
| Содержание и использование предметно-пространственной развивающей среды в работе по математическому развитию.
Понятие развивающей среды. Содержание развивающей среды по возрастным периодам.
|
2
| Интеграция разных видов деятельности и разделов в реализации задачи математического развития.
Понятие интеграции. Интеграция математики с разными видами деятельности.
|
3
| Цели, задачи, сущность и содержание экологического образования дошкольников.
Создание педагогических условий для развития экологической культуры и экологического сознания
|
4
| Методы и формы экологического образования.
Характеристика методов экологического образования.
|
4.5
| Художественно-эстетическое развитие.
|
1
| Художественно-продуктивная деятельность и её влияние на развитие ребенка.
Создание условий для художественно-продуктивой деятельности в детском саду. Развитие художественного творчества дошкольников
|
2
| Развитие творческих способностей средствами изобразительного искусства.
Виды искусства. Особенности детского художественного творчества.
|
3
| Значение музыки как вида искусства в воспитании и развитии ребенка.
Влияние музыки на интеллектуальное, физическое развитии ребенка и его эмоциональное благополучие.
|
4
| Приоритетные направления организации музыкального воспитания в ДОУ.
Использование новых программ музыкального воспитания. Интегративное использования художетвенно продуктивной музыкальной, театрализованной деятельности в развитии детского творчества.
|
4.6
| Развитие ребенка в разных видах деятельности
|
1
| Организация игры в старшем дошкольном возрасте.
Принципы организации сюжетной игры в детском саду. Критерии оценки игровой деятельности.
|
2
| Развитие личности ребенка в процессе трудовой деятельности.
Цели, задачи трудового воспитания.
|
3
| Театрализованная деятельность в детском саду.
Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка. Театральный жанр
|
4
| Детское конструирование.
Особенности, значение, связь с другими видами деятельности. Виды и формы работы по конструированию.
|
| 3.1.Учет основных закономерностей психического развития ребенка дошкольного возраста
|
Проблема психического развития детей, становления личности человека является одой из центральных проблем возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Основные понятия.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных изменений, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Oсновными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.
Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.
Направленность - способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.
Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
|
Основные закономерности процесса развития
1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер.
С рождения ребенок развивается очень интенсивно. И чем моложе он, тем выше темпы его физического и психического развития. Очень интенсивно идет развитие ребенка в первые три года. Трехлетний малыш способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения, усвоил речь и хорошо ее чувствует, заявляет о своей личности, демонстрирует на что способен: «Я САМ!». Именно в дошкольном возрасте:
- активно развиваются все психические процессы,
- проявляются тонкие переживания,
- рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные).
- складываются интересы,
- развиваются способности,
- закладываются основы характера.
Следует помнить, что чем выше темпы развития ребенка, тем легче можно повредить его физическому и психическому здоровью.
Возрастает необходимость квалифицированного и продуманного воспитания на базе единства требований к ребенку.
Гетерохронность развития означает несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
Так, развитие воображения не совпадает с развитием функций волевых действий.
2. Неустойчивость развития
Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития.
Причина первых кризисов – назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают. После кризиса новорожденности могут быть кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, и др. Некоторые общие черты кризисов:
- непослушание, капризы, раздражительность,
- ребенок вступает в конфликт с окружающими взрослыми,
- отрицательное отношение к прежним требованиям (упрямство, негативизм).
3. Сензитивность развития.
Сензитивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
4. Кумулятивность психического развития.
Кумулятивность развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Характерный пример - последовательное становление и развитие наглядно -действенного, наглядно - образного и словесно - логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
5. Дивергентность - конвергентность хода развития.
Психическое развитие включает в себя две противоположные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция - это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция - его свертывание, усиление избирательности.
Управление противоречивым процессом развития требует от педагога:
- знания общих законов развития,
- знаний индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Учет рассмотренных закономерностей развития является необходимым при целенаправленном формировании всесторонне развитой личности.
Кумулятивность развития - накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к ка чественным изменениям в их развитии.
Дивергентность развития - многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.
|
Назад к наименованию тем и разделов
3.2 Проблемы периодизации психического развития
|
|
3.2 Проблемы периодизации психического развития
Ключевой проблемой детской психологии является проблема периодизации детского развития.
Процесс психического развития является процессом стадиальным, в котором сменяются качественно своеобразные возрастные периоды. Что же такое возрастной период и каковы его качественные характеристики? В психологии существует несколько ответов на этот вопрос и соответственно несколько несколько вариантов периодизации детского развития.
Наиболее явной и объективной характеристикой возраста является степень зрелости организма ребенка. Например степень окостенения скелета ребенка, показателем которого может служить наличие и состояние зубов. Такую классификацию периодов детства ввел П.П.Блонский , который предлагал называть различные периоды детства следующим образом: беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. По окостенению скелета и состоянию зубов, конечно, можно представить календарный возраст ребенка, однако это не имеет прямого отношеню к развитию его психики, и поэтому данная периодизация не является периодизацией психического развития.
Общая характеристика стадий психосоциального развития Э. Эриксона представлена в таблице № 1.
Таблица № 1.
Возраст
| Стадия психосоциального развития Э.Эриксона
| Общая характеристика стадии
|
от 0 до 1 года
| Базисное доверие против недоверия.
| Младенец приобретает доверие к людям и чувство собственной ценности. В случае отсутствия заботы и непоследовательного отношениявозникает недоверие к миру.
|
От 1 года до 3 лет
| Автономность против стыда и сомнений.
| Ребенок приобретает навыки самообслуживания и стремится действовать независимо от родителей. При сдерживании его самостоятельности возникает неуверенность в себе и чувство стыда.
|
От 3 до 6 лет
| Инициативность против чувства вины.
| На основе автономности ребенок инициирует самостоятельные формы активности: игру, общение со сверстниками и т.д. Подавление активности вызывает чувство вины, которое тормозит инициативу ребенка. Дети устанавливают баланс между своей инициативой и требованиями ролителей.
|
От 7 до 11 лет.
| Трудолюбие против неполноценности.
| Дети овладевают разными навыками, в частности учебными и социальными. В случае постоянного неуспеха возникает чувство своей неполноценности, которое сдерживает активность ребенка.
|
Как можно видеть, в периодизации Э. Эриксона каждый период является фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие. Так, например, те дети, у которых не сложилась автономия на втором этапе развития, скорее всего будут пассивны и испытывать чувство вины на следующем этапе развития. В отличие от этого дети с нормально развитой автономией будут проявлять инициативность в самостоятельных видах деятельности. Соответственно, чем более ранней является стадия психического развития, тем более фундаментально ее значение.
Ж. Пиаже выделил три главных периода в умственном развитии ребенка: сенсомоторный, конкретных и формальных операций. Каждый из них характеризуется определенными когнитивными структурами. Под когнитивной структурой он понимал главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира.Внутри каждого периода выделякется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются на предыдущей включают ее в юолее сложную когнитианую структуру. Порядок прохождения стадий м периодов является неизменным для всех детей. Основные периоды развития ребенка по Ж.Пиаже представлены в таблице № 2.
Таблица № 2.
Периоды умственного развития по Ж.Пиаже
Период развития
| Возраст
| Характеристика когнитивной структуры
|
1. Сенсомоторный период
| От 0 до 2 лет
| Ребенок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к двум годам может целенаправленно строить и комбинтровать свои действия.
|
2. Период конкретных операций
| От 2 до 11 лет
|
|
2.1 Дооперационная стадия
| От 2 до 6 лет
| Дети формируют умственные представления и образ возможных действий с ними. Мысль отличается эгоцентричностью.
|
2.2. Операционная стадия
| От 6 до 11 лет
| Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами.
|
3. Период формальных операций
| От 12 лет до взрослости.
| Дети приобретают способности к абстрактному рассуждению.
|
В настоящее время наиболее разработанной и общепринятой в нашей стране является периодизация Д.Б. Эльконина, который выделил два типа деятельности ребенка: 1) в который происходит ориентация на основные смыслы человеческой деятельности и освоение ее мотивов и задач; 2) в которых осваиваются преимущественно способы действий с предметами. В процессе онтогенеза эти два типа деятельности закономерно чередуются, причем период освоения задач и мотовов всегда предшествует периоду освоения способов действия.
Переходы между различными возрастными периодами называются кризисами развития. Кризисные возрасты, в отличие от стабильных характеризуются бурными и быстрыми изменениями в психике и в поведении ребенка.
Возрастной период
| Ведущая деятельность
| Тип деятельности
|
Младенчество
| Непосредственно – эмоциональное общение
| I
|
Ранний возраст
| Предметно – манипулятивная деятельность
| II
|
Дошкольный возраст
| Ролевая игра
| I
|
Младший школьный возраст
| Учебная деятельность
| II
|
Без знаний новообразований возрастного периода, ведущего вида деятельности, без учета социальной ситуации развития ребенка в каждый из периодов, декларация «учета возрастных особенностей» остается пустым звуком.
Джебран Халиль Джебран. "О детях"
"И спросила женщина, державшая ребенка на руках:
-Скажи нам о Детях.
И он сказал:
-Ваши дети – не дети вам.
Они сыновья и дочери тоски Жизни по самой себе.
Они приходят благодаря вам, но не от вас,
И, хотя они с вами, они не принадлежат вам.
Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,
Ибо у них есть свои мысли.
Вы можете дать пристанище их телам, но не душам,
Ибо их души обитают в доме завтрашнего дня,
где вы не можете побывать даже в мечтах.
Вы можете стремиться походить на них, но не старайтесь сделать
похожими их на себя.
Ибо жизнь не идет вспять и не задерживается на вчерашнем дне.
Вы – луки, из которых ваши дети, как живые стрелы, посланы
вперед.
Стрелок видит цель на пути бесконечности и сгибает вас своей
силой, чтобы его стрелы летели быстро и далеко.
Пусть ваш изгиб в руке Стрелка несет радость,
Ибо как любит Стрелок летящую стрелу, так любит он и лук,
который остается на месте.
[Д.Х. Джебран. Избранное./Пер. с арабск. и англ. – Ленинград: Художественная литература, 1986]
(Текст может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для работы с родителями).
ПРОВЕРЬТЕ ВАШИ ЗНАНИЯ
- Вставьте пропущенное слово:
Чем моложе ребенок, тем____________ темпы его физического и прсихтческого развития.
- Вставьте пропущенные слова:
Чем выше темпы развития ребенка, тем _____________ повредить его физическому и ________________ здоровью.
- Вставьте пропущенное слово:
Рост и развитие отдельных органов, систем, психических функций протекает ________________ и __________________.
- Вставьте пропущенное слово:
Госпитализм – глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствии дифицита_____________________.
- Вставьте пропущенные слова:
Есть периоды онтогенетического развития, в которых развивающий ся организм бывает особенно___________________ к определенного рода влияниям окружающей действительности. Эти периоды называют _______________________.
- Вставьте пропущенные слова:
Сензитивность возрастных периодов: это ___________________детей к обучению и ________________ активности.
- Дошкольники в росте прибавляют ежегодно:
а) 3-6 см
б) 5 – 7 см
в) 10-11 см
г) 13 – 14 см
- У леворуких детей центры развития устной речи находятся:
а) в левом полушарии
б) в правом полушарии
- Какой тип мышления является ведущим у детей дошкольного возраста?
а) наглядно – действенный
б) наглядно – образный
в) словесно – логический
- Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является:
а) непосредственно – эмоциональное мышление
б) предметно – манипулятивная деятельность
в) бытовая деятельность
г) лепка
д) изодеятельность
е) игра
ж) учебная деятельность
з) трудовая деятельность
и) конструирование
- Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является:
а) непосредственно – эмоциональное мышление
б) предметно – манипулятивная деятельность
в) бытовая деятельность
г) лепка
д) изодеятельность
е) игра
ж) учебная деятельность
з) трудовая деятельность
и) конструирование
- Какой уровень морального сознания соответствует дошкольному возрвсту?
а) доморальный уровень
б) уровень конвенциональной морали
в) автономная мораль
- Какие утверждения соответствуют доморальному уровню?
а) осознает условности нравственных правил
б) руководствуется в поведении принципами полезности
в) соблюдение принципов поведения обеспечивается совестью
г) ведет себя «как надо», чтобы избежать наказания
д) руководствуется соображениями взаимной выгоды
е) руководствуется желанием одобрения со стороны «значимых других» и боится осуждения
ж) стремление к поддержанию определенного порядка (хорошо. что соответствует правилам).
Назад к наименованию тем и разделов
СМОТРИТЕ В ИНТЕРНЕТЕ