Формирование общеучебных умений и навыков в младшем школьном возрастеМатериал подготовлен
доцентом кафедры дошкольного и начального образования, канд. псх. наук Т.Г. Киселевой План
1. Общая характеристика общеучебных умений и навыков Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом. "Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный" (М. Монтень). Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Младший школьный возраст считается сензитивным периодом формирования навыков учебной деятельности в целом и общеучебных умений в частности. В связи с этим уже в первом классе необходимо закладывать основу для умения учиться. Именно в этот период учеба приобретает характер ведущей деятельности ребенка, формируя все основные психологические новообразования этого возраста. Учитывая это, представляется возможным обучение детей элементам научной организации интеллектуального труда на занятиях по курсу "Учись учиться". Ведущей задачей в начальной школе является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда. 1.1. Учебная самостоятельность Кажется, что связь между самостоятельностью ребенка в быту и учебной самостоятельностью самая прямая. Чем раньше он научится обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками, следовать определенным правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям. На деле это может оказаться не совсем так. Такое расхождение связано с тем, что самостоятельность житейская и самостоятельность учебная - понятия далеко не совпадающие. По мнению Н. Ф. Виноградовой, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО, "самостоятельность школьника - это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению". То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого - в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий. Некоторые педагоги предлагают своим ученикам памятки по выполнению различных видов заданий. На пример, как выполнять упражнение, как выучить новое правило, как решать незнакомую задачу...Это педагогически грамотно, но если у родителей (дома, при выполнении домашних заданий) нет готовых алгоритмов, учитель может рекомендовать составить их вместе с ребенком. Очень важно воспитывать у ребенка навык самоконтроля в учебной деятельности: как проверить правильность математических вычислений, как сверить по словарю написание отдельного слова, как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного параграфа... Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой - и дома и на уроке. Хвалите школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий. Формирование общеучебных умений и навыков - важнейшее условие совершенствования методов самостоятельной работы. Для осуществления самостоятельной работы у учеников необходимо выработать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело выбирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, контролировать выполнение задания, быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, наконец, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе. В литературе авторы выделяют следующие рациональные учебные действия:
Кроме собственно учебных действий большое внимание исследователей - педагогов и психологов сосредоточено на организации учебной работы, т.к. от тщательной подготовки к работе зависит половина успеха. В этом разделе научной организации умственного труда выделяют:
Не стоит забывать и о правильном отдыхе, а если посмотреть шире - о гигиене учебного труда. ВЫ связи с этим с младшими школьниками необходимо обсуждать вопросы типа:
Не смотря на множество публикаций, все их объединяет убеждение авторов в том, что современный школьник должен быть способным учить себя сам, т.е. обладать общеучебной компетентностью. Под компетенцией понимают личную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Так же под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. д. качествам человека. Cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью, поэтому следует разделять общую компетенцию (от англ. competence) и отдельные компетенции (от англ. сompetency). Виды компетенций
В отличии от компетенции под учебными навыками понимают конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций (микродействий), которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени. Главная особенность учебных навыков - они не требуют для исполнения сознательного самоконтроля, в результате чего внимание высвобождается для анализа смысловой информации. В результате обобщения и универсализации из отдельных учебных умений формируются комплексные умения. Следует различать уровень сформированности учебных умений, который зависит от числа упражнений, и уровень развития соответствующей способности. 2. Структура общеучебных умений В педагогической литературе нет единого мнения специалистов по классификации общеучебных умений. Руководствуясь структурными компонентами учебной деятельности (планирование задач и способов деятельности, мотивация, организация действий, самоконтроль), выделяют следующие виды обще-учебных знаний (Ю.К.Бабанский)
Педагогическим коллективом профессионального училища №7 г. Ярославля выработана своя систематизация общеучебных умений и навыков, что позволяет педагогам, работающим в этом учебном заведении эффективно строить работу по формированию ОУУН. Ниже приводится данная классификация ОУУН.
3. Как развивать общеучебные умения на уроках Каждый школьный предмет имеет свои наиболее характерные для него возможности в формировании умений учебного труда. Формирование культуры мышления всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Еще Т.А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации - научить человека мыслить. Важной основой частью способности мыслить является логическая грамотность, то есть некоторый минимум логических знаний и умений, необходимых в любой интеллектуальной деятельности. К обще-логическим умениям относятся: 1) умения, связанные с определением понятий; 2) умения, связанные с классификацией понятий; 3) умения, связанные с выполнением умозаключений и доказательств. Как учить классификации? Классификация имеет огромное значение для теоретической и практической деятельности людей. Она облегчает процесс изучения предметов и явлений окружающего мира. В результате такой работы школьники должны научиться группировать объекты по заданному признаку, выделять признак, общий для данных объектов, подбирать объекты, обладающие данным признаком, самостоятельно находить признак, по которому можно выполнить разбиение. 3.1. Как обучать доказательству При обучении всем школьным предметам от учащихся требуется проведение различного рода доказательств каких-то предложений. Учащиеся часто не понимают, зачем нужно доказательство, не чувствуют в нем потребности, логическая сущность доказательства часто от них ускользает. Очень важным общелогическим умением является умение доказывать ложность каких-либо утверждений. Самый употребительный способ опровержения - способ контрпримера. Подходящие для этой цели упражнения встречаются при изучении многих вопросов. 3.2. Как организовать работу с учебником при изучении нового материала Если ученики научатся самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником, или какими-то специально подобранными книгами или пособиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые ученик освоил сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя. Работу по формированию умения самостоятельно изучать материал нужно начинать на уроке. Можно предложить классу изучить тот или иной материал по учебнику. Для проведения такой работы учитель должен быть уверен, что каждый ученик готов к ней, каждый ученик должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы. Системой предварительных знаний, устных и письменных упражнений учитель должен подготовить учащихся к самостоятельности в этой работе. Специальные вопросы и задачи, ориентирующие учащихся и ведущие к конечной цели, должны быть у учащихся перед глазами. Каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна завершаться проверкой понимания изученного и закреплением. В процессе решения задач происходит формирование таких умений как умение планировать свою деятельность, мотивировать каждый шаг, внимательно воспринимать информацию, логически осмысливать условие и результат, рационально запоминать (записывать) результат своих действий, осуществлять самоконтроль. 4. Организация внимания как основа самоорганизации учащихся От собранности внимания зависит и четкое восприятие материала, и его понимание, и быстрое усвоение знаний. Организовать своё внимание - значит направить сознание на содержание учебной работы, включиться в действие, заставить себя думать. Нет и не может быть сосредоточенности внимания в бездеятельном состоянии. Правила организации внимания:
Большое значение для воспитания внимания имеет профилактика утомляемости и рациональная организации учебной работы. Сюда входят и правильная организация рабочего места, гигиенические условия работы и отдыха и многое другое. 5. Методические приемы обучения осмысленному чтению Роль и значение чтения в процессе самообразования и саморазвития творческого потенциала личности трудно переоценить. В. Оствальд еще в начале нашего века в книге "Великие люди" на основе анализа жизнедеятельности значительного числа выдающихся людей пришел к выводу, что вклад в развитие интеллектуального потенциала личности вносит "самообучение по книгам". В современных же условиях - в условиях нарастания разнообразной информации увеличивается роль и значение не столько самого чтения, сколько его эффективности, а если говорить более определенно, то качество овладения информацией, в первую очередь, зависит от культуры чтения. Многие, к сожалению, наивно полагают, что умеют читать. Вместе с тем умение читать следует совершенствовать всю жизнь. Гете на склоне своей жизни писал: "Люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели". Учитель, работающий в начальной школе, должен помочь детям осознать, каковы цели и мотивы чтения, т.к. от этого напрямую зависит усвоение прочитанного, глубина и прочность запоминания. Наиболее приемлемыми для начальной школы можно считать следующие цели чтения:
Даже из приведенных выше целей и мотивов чтения видно, что для каждого конкретного случая процедура и приемы деятельности в процессе чтения будут весьма существенно отличаться. Задача педагога помочь начинающим читателям дифференцировать задача, стоящие перед чтением. В связи с этим целесообразно перед чтением текста в классе совместно с детьми формулировать цель чтения, причем делать это следует не только на уроках литературного чтения, но и на других занятиях, например, математике при прочтении условия задачи. 5.1. Как повысить эффективность понимания прочитанного Если педагог ставит задачу добиться осмысленного чтения, целесообразно перед прочтением помочь учащимся поставить вопрос к любому, даже самому маленькому тексту. Это приводит к тому, что дети начинают искать в тексте ответы на поставленные вопросы, что повышает эффективность прочитанного. Со временем постановку вопросов перед чтением дети смогут осуществлять самостоятельно. К чтению сложных текстов необходимо готовиться более тщательно, т.к. сложный текст нужно прочитать не один раз, а дети не всегда повторно читают текст, чаще идет процесс узнавания ранее прочитанного, что, к сожалению, не способствует его пониманию. Первое прочтение текста дает, как правило, возможность уловить цели и общий ход мыслей автора. Второе прочтение позволяет взглянуть на прочитанное более критично и углубиться в саму суть прочитанного. В третий раз, например, будет полезным сделать соответствующие выписки, выводы по прочитанному. Чем больше интеллектуальных, эмоциональных качеств задействовано в процессе чтения, тем оно активнее и продуктивнее. Не стоит бояться при работе с младшими школьниками систематически использовать словари, справочники. Чем больше новых понятий, смысловых структур в процессе чтения будет усвоено детьми, тем выше будет уровень словесно-логического мышления детей. 5.2. Как развивать критическое отношение к прочитанному Вялое, поверхностное чтение с неизбежностью развивает пассивность и поверхность мышления, формирует слепую веру в авторитеты. Критическое отношение к прочитанному, как правило, начинается с постановки вопроса самому себе: на сколько убедительно то, что излагает автор? А нельзя ли то же самое изложить лучше, доказательнее, эмоциональнее, интереснее? Необходимо сравнить то, что только что было прочитано в классе с тем, что дети читали раньше. Очень полезно прочитанное обсудить в парах или микрогруппах. Полезно также критические мысли, суждения о прочитанном записать сразу же, по прочтении книги. Огромную пользу в связи с этим играют дневники внеклассного чтения, которые дети могут красочно оформлять соединяя логическое и эмоциональное восприятие прочитанного. Существует несколько разновидностей чтения: динамическое, предварительной и др. По мере овладения навыками чтения младших в 3-4 классах детей можно знакомить с азами динамического чтения. Динамическое чтение у многих ассоциируется с поспешным перескакиванием со строки на строку, с чтением по диагонали, с лихорадочным перелистыванием страниц. Однако это не так. Анализ существующей литературы по динамическому чтению позволяет выделить следующие приемы и правила.
Предварительное чтение. Чтобы быстро определить, полезна ли книга и соответствует ли она нужной теме, следует быстро просмотреть ее. Вот несколько способов предварительного чтения:
Ускоренное чтение. Любите ли вы чтение или нет, но вам придется изучать не всегда интересный материал учебников и пособий, основную и дополнительную литературу. Многое может показаться вам вообще ненужным. Существует ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любое книге, не читая её целиком. Прежде всего, необходимо ознакомиться с введением или предисловием, если таковые имеются в книге. В них обычно сообщается о цели написания книги и её предназначении. В предисловии нередко сообщается, какие вопросы в данной книге рассматриваются, а какие - нет. Стоит пробежать глазами оглавление, и сразу же станет ясно, подходит ли вам эта книга. Рубрики в главах дают немало дополнительных сведений о содержании книги: они расшифровывают его. В каждом абзаце автор развивает какую-то одну мысль. Просматривая первоначальные фразы абзацев, можно определить, стоит ли читать данную книгу или раздел. Иногда основные мысли, ключевые слова в тексте выделяются жирным шрифтом или курсивом. Поэтому в первую очередь читайте то, что выделено. Любая книга научного содержания, как правило, заканчивается указателем. По указателю можно определить, о ком или о чем написана книга, подходит она вам или нет. Ищите в тексте фамилии, названия и другие ключевые слова, не обращая внимания на остальное. Составьте список, чтобы искать их было легче. Беглый просмотр. Используется, если вы уже нашли нужную книгу или нужную главу в ней. Теперь ваша задача - читать не всю главу целиком, а выискивая в тексте ключевые слова, фамилии, даты. Как видите, цель беглого просмотра - поиск нужного материала без чтения текста. 6. Основные приемы работы с текстом Определив соответствующие источники информации, учащиеся приступают к непосредственной работе с текстом. Одним из эффективных способов работы является ведение двухчастного дневника. Двухчастные дневники дают читателям возможность увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою любознательность. Особенно полезны двухчастные дневники, если необходимо прочесть какой-то большой текст. Чтобы сделать двухчастный дневник, следует, проведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. В левой колонке записывается, какая часть текста произвела наибольшее впечатление. Может быть, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в душе резкий протест. В правой колонке записывается комментарий: что заставило человека записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Таким образом, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать свои пометки в двухчастном дневнике. Можно использовать составление опорного конспекта. Безусловно, можно пользоваться и традиционными способами работы с текстом. Они перечислены ниже. Аннотирование - краткое изложение основного смысла книги. Тезирование дает более полное представление о содержании изучаемого источника. Этот вид работы предусматривает составление по ходу чтения текста отдельных заметок, часто мало связанных по смыслу о наиболее ярких идеях и выводах, содержащихся в источнике и изложенных своими словами. Такие заметки называются тезисами. Объем каждого тезиса - несколько строчек. Если тезисы связать по смыслу, то получится реферат. Реферирование - это создание краткого связанного изложения основного содержания изучаемой статьи или книги. Иногда составляют реферат не по одной книге, а по теме, тогда реферат обобщает ряд книг, раскрывающих определенную проблему. В реферате, как правило, изложены мысли его составителя по поводу рассматриваемых проблем. Если такие мысли отсутствуют, то реферат превращается в конспект. Конспектирование - это тоже один из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного, но при его составлении мнение автора конспекта не вводится в текст записей. При конспектировании рекомендуется писать разноцветными ручками и карандашами, выделяя цветом разные идеи, события и пр, оставлять широкие поля на странице для добавлений и исправлений, конспектировать в тетрадях с легко вынимаемыми и переставляемыми листами. При необходимости это позволяет "пересортировать" записи в любом порядке. Лучше помочь детям разработать собственную систему сокращений, подобную стенографическим значкам. Сокращения должны быть предельно понятны и не вызывать разночтений даже по прошествии времени. Лучше всего значение сокращений записать в конце рабочей тетради, так как, например, сокращение "след." может быть расшифровано как "следовать", "следствие", "следователь". Сокращение общеупотребительных слов должно записываться в общеупотребительной форме. Нужно научить детей выделять идеи абзацами, рубриками, отдельные слова писать прописными буквами, подчеркивать слова, фразы, предложения. Все это способствует привлечению внимания к самому главному, особенно подчеркивания. Учите детейформулировать мысли собственными словами. Это поможет лучше понять и запомнить. Цитирование - один из вариантов конспективного фиксирования содержания прочитанного. Цитата - это точное воспроизведение текста источника. Чтобы выделить цитату в конспекте, ее текст заключают в кавычки, а в сноске (или в конце цитаты в скобках) указывают название издания, из которого извлечен отрывок текста, и страницу, на которой он опубликован. 6.1. Составление заметок Большинство специалистов рекомендует делать записи на карточках. Преимущество карточек в том, что каждая справка регистрируется отдельно и без труда может быть найдена. Карточки легко разложить на столе, сгруппировать, перегруппировать; они легко обозримы, их быстро можно сравнивать и классифицировать. Тщательное соблюдение следующих правил избавит от значительных затруднений:
Если это книга, необходимо привести полное имя автора, название книги, год издания, страницу (или страницы), с которой(ых) взят материал. Если это журнал, необходимы имя автора, название статьи, название журнала, дата выпуска, страница. Если речь идет о передаче по радио или телевидению, укажите имя выступавшего, название сообщения, вещательную компанию, если возможно, организацию, которая заказала программу. Не ссылайтесь на издателя или само издание (например, Большой энциклопедический словарь) как на автора. В большинстве энциклопедий указаны инициалы авторов в конце каждой статьи, и в начале тома приведены имена сотрудников. 7. Формирование коммуникативных навыков или как вести споры и дискуссии Мы часто говорим, что истина рождается в споре. Но истина может и погибнуть в споре под обломками "личных" мнений, взаимных оскорблений и обид. Это требует от педагогов организации специальных занятий по формированию коммуникативных навыков, в первую очередь, умений спорить, отстаивать свою точку зрения. Данная позиция сейчас звучит особенно актуально, поскольку в начальной школе широко используются диалогические приемы обучения, парная, групповая и коллективная работа. Несформированность культуры спора у детей может свести на нет работу в данном направлении. Кроме того, нельзя считать успешным человека, если отстаивая свою точку зрения, он не умеет слушать и слышать мнения других. Не случайно на страницах газет и журналов мы все чаще стали читать статьи с характерными названиями: "Овладевайте искусством спора!", "Уважайте мнение меньшинства". Академик Д.С Лихачев, к мнению которого есть все основания прислушиваться, предостерегает нас в том, что "...если человек не умеет отстаивать свое мнение, а умеет только слушаться, он может послушаться дурного человека, забыв о совести и чести. И ведь бывает, что первые ученики, глядя в рот своему учителю, потом оказываются на самом деле иногда и плохими людьми, у них нет самостоятельности, у них нет умения отстаивать свою точку зрения... Умение отстаивать свою точку зрения крайне важно в нашей государственной жизни". Поиск истины требует, как известно, сопоставления различных точек зрения, обсуждения и активной дискуссии всех заинтересованных сторон. Дискуссия - слово латинского происхождения, дословно обозначает рассмотрение, исследование. В современном понимании - это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью коллективного поиска правильного, доказательного решения. Дискуссия позволяет активно формировать у ее участников умения сопоставлять различные подходы, точки зрения, аргументированно отстаивать свою позицию, свой взгляд, убеждения, видение на способы, средства решения того или иного вопроса, проблемы. Силе слов в нашем обществе часто не придается должного значения. Считается, что если у человека более или менее богатый словарный запас и есть понятие о грамматике, то он автоматически сможет произнести хорошую речь. Но у многих людей публичные выступления вызывают стресс, а уж обсуждение спорных тем - и подавно. Некоторые не берутся за отстаивание своего мнения, а другие, напротив, выражают неуважение к мнению своих партнеров. Ведение любого спора требует соблюдения как минимум двух принципов: Принцип первый: уважение необходимо
Принцип второй: честность обязательна
7.1. Правила ведения дискуссий
7.2. Правила ведения спора
В процессе дискуссии, спора нелишне также помнить:
7.3. Структура полемики или спора Суть любой полемики - убедить нейтральную третью сторону в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Хотя суть проста, стратегии и техника, с помощью которых достигается желаемый результат, могут быть сложными. Основными элементами полемики являются: тема, утверждающий тезис, отрицающий тезис, аргументы, а также поддержка и доказательства (цитаты, факты, статистические данные, мнения экспертов). Перед тем, как представить свои аргументы, необходимо определить термины темы (или понятия). Определения должны быть: четким, обоснованными и корректными. Термины должны быть просты для понимания. Не допускается неоправданное сужение (расширение) объема и содержания понятия. Построение доказательств При подготовке к спору, полемике или дебатам участники должны ответить на следующие вопросы:
Отвечая на эти вопросы, участники полемики начинают продвигаться в сторону создания четкого и стратегически выверенного сюжета доказательств. Термин "сюжет доказательств" означает блок доказательств. В повседневной жизни мы постоянно используем сюжет доказательства, даже не подозревая об этом. Например, убеждая родителей отпустить нас погулять, мы обосновываем необходимость принятия такого решения тем, что прогулка в нашем понимании - это отдых и общение с друзьями, выдвигаем причины, по которым нас необходимо отпустить туда. Таких причин может быть несколько, и их необходимо обосновывать и доказывать с помощью всевозможных положительных примеров и убедительных фактов, а в заключение мы демонстрируем родителям, что положительное решение вопроса - это единственный верный путь мирного разрешения проблемы. 8. Методические рекомендации для учащихся по работе над сочинением Сочинение - это самостоятельная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему, а процесс письма - это создание, изобретение, творение. Уже в начальной школе необходимо показать детям структуру работы над сочинением, а по возможности, и над изложением. Условия, выполнение которых способствует успешному написанию сочинения:
Чтобы помочь детям при написании сочинения рекомендуется выделить ряд этапов, которые как памятка, могут быть оформлены в уголке "Учись учится". Этапы работы над сочинением: 1. Выбор темы и её осмысление. "Прежде чем начать писать сочинение, задайте себе несколько вопросов:
2. Главная мысль ограничивает материал, помогает автору сосредоточиться в том круге знаний, который в наибольшей степени содействует раскрытию темы, не позволяет выходить за её пределы, требуя от пишущего прямого ответа на поставленную проблему.
3. Составление плана. План - это важный и необходимый этап, отражающий творчество пишущего.
4. Работа с черновиком.
5. Проверка сочинения. Переписывание набело. "Прежде чем переписывать сочинение набело, прочитайте его вслух. Если есть кто-то, кто бы мог вас послушать, лучше прочитайте другому человеку, для того, чтобы увидеть, правильно Лион понял вас замысел сочинения. Проверьте сложные слова по словарю. Правильно расставьте знаки препинания. Во время переписывания сочинения сосредоточьтесь, сконцентрируйтесь. Пишите красиво и аккуратно". Типы сочинений: 1. Сочинение-характеристика литературного героя. 2. Сравнительная характеристика литературных героев; автор и его герой. 3. Групповая характеристика. 4. Обобщающая характеристика. 5. Сочинение на свободную тему. 9. Практические материалы для оценки способности к самоуправлению Умение самоорганизовывать учебную деятельность учащиеся "срисовывают", копируют со своего учителя. Если на уроках учитель часто повторяет фразы типа: "Мы опять с вами многое не успели сделать из того, что намечено", то со временем в сознании ребенка складывается устойчивое впечатление о том, что взрослые ничего не успевают, значит, и мне тоже можно не торопиться, не успевать, не делать. Эта ситуация усугубляется аналогичными фразами, которые ребенок слышит дома от своих родителей. В связи с этим, считаем, что вопрос о формировании навыков самоорганизации как компонента в структуру ОУУН необходимо начинать с себя, со взрослого - учителя и родителя. В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: "самопознание", "самоуправление", "самоорганизация", "самореализация", "самодеятельность", "самоконтроль", "самооценка", "самовнушение", "саморазвитие". А задумывались ли вы, что все эти "самости" так или иначе взаимосвязаны и прямо или косвенно входят в процесс "самоуправления" личности как в различных видах деятельности, так и общения. Действительно, если исходить из того, что каждый из нас - это сложнейшая система, то чтобы управлять собой, нужно иметь достаточно высокий уровень способностей: а) к самопознанию, т.е. достаточно хорошо знать себя, свои достоинства и недостатки; знать как уровень своих знаний, профессиональных умений, так и личностных качеств; б) к самоопределению, т.е. точно знать, что ты хочешь, свои реальные потребности в общении, в достижениях, видеть реально существующие проблемы и прогнозировать то, что может помешать тебе достигнуть намеченных целей, определить для самого себя задачи как на ближайшее время, так и на перспективу; в) к самоорганизации, т.е. уметь четко планировать свою жизнь, свои дела как на день, неделю, месяц, так и на более длительную перспективу. Быть способным рационально использовать свои силы и время. Организовать свою деятельность так, чтобы она давала не только конкретные результаты, но чтобы и сам процесс деятельности давал бы вам удовлетворение, уметь мобилизовать себя на достижение цели и, если необходимо расслабиться, снять напряжение, используя приемы аутотренинга, релаксации; г) к самореализации - это умение проявить там, где это необходимо, на пределе своих возможностей. Доказать себе и другим, на что ты способен. Естественно, опираясь, прежде всего, на свои творческие способности; д) к самодеятельности - это умение проявить инициативу, самостоятельность, независимость; е) к самоконтролю - это умение личности оптимально адаптироваться применительно к каждому новому виду деятельности. Используя их, выполнять свои функции с минимальным количеством ошибок, т.е. качественно и эффективно; ж) к самооценке - это, прежде всего, умение объективно оценивать свои личные качества, т.е. не завышая и не занижая их, а также результаты своей деятельности; з) к самовнушению - это умение внушить, убедить самого себя в чем-либо, и на этой основе подчинить себя, свое поведение своей воле и своему разуму. Это способность на основе самовнушения снять в необходимых ситуациях эмоционально-нервное напряжение; и) к саморазвитию - это умение активно работать над собой, усовершенствуя свои творческие, профессиональные и другие качества. Эти вышеперечисленные качества достаточно полно отражают возможности личности к самоуправлению. Таким образом, способности личности к самоуправлению - это синтез качеств, включающий в себя способности к самопознанию, самоопределению, самоорганизации, самореализации, самодеятельности, самоконтролю, самооценке, самовнушению, саморазвитию, которые позволяют личности качественно и эффективно управлять собой в различных видах деятельности и общения. Далее, для того чтобы изучить, оценить свои способности к самоуправлению, на наш взгляд, необходимо найти способы, которые позволили бы установить уровень их развития. Не менее важно установить и тип способностей к самоуправлению. Сразу отметим, что тип способностей к самоуправлению может быть установлен по тому, какие из вышеперечисленных девяти компонентов наиболее развиты. Попытаемся это положение несколько разъяснить. Допустим, на основе диагностики уровней развития девяти вышеперечисленных способностей личности установлено, что для нее наиболее развитой оказалась способность к самодеятельности. Что это значит? Как интерпретировать этот результат? Нам представляется, что тип способностей к самоуправлению у этой личности будет инициативный, самостоятельный и независимый. Далее, мы предлагаем вам ответить на серию вопросов. Чем более искренними и точными будут ваши ответы, тем правильнее и достовернее будет полученная информация о своих способностях к самоуправлению. На каждый вопрос-размышление необходимо дать один из трех вариантов ответа. Вопросы для размышления и ответа 1.1. Причины своих неудач я вижу в том, что недостаточно правильно оцениваю свои способности и возможности
1.2. Я испытываю потребность, используя тестовые и другие методики, более глубоко познать себя, свои творческие, профессиональные способности, а также другие личностные качества
1.3. Я полагаю, что неплохо разбираюсь в людях, не хуже тех, кто имеет психологическое образование
1.4. Мое поведение и мои поступки часто бывают непредсказуемыми даже для самого себя
2.1. Я знаю, чего я хочу и как этого можно добиться в ближайшие два-три года
2.2. Мои друзья считают меня человеком целеустремленным
2.3. Для меня характерны настойчивость и упорство в достижении цели
2.4. Мои суждения и мнения часто не совпадают с мнением коллектива
3.1. Для меня характерны усидчивость и высокая работоспособность
3.2. Я тщательно планирую свои дела на день, неделю, месяц, год вперед
3.3. Друзья считают меня человеком достаточно ответственным
3.4. Я стараюсь рационально и с пользой для дела распределить свое время
4.1. Друзья считают меня человеком решительным и энергичным
4.2. Мне нравятся люди деловые и рациональные
4.3. Мне кажется, что я человек одержимый
4.4. Мне кажется, все, что я планирую, я в основном выполняю
5.1. Друзья считают меня человеком самостоятельным, независимым
5.2. Многие дела в нашем коллективе делаются по моей инициативе
5.3. Я придерживаюсь точки зрения, что "инициатива наказуема", т.е., если ты что-то предложишь, то тебе же это поручат сделать, поэтому со своими идеями лучше не "высовываться"
5.4. Мои однокурсники считают меня человеком ответственным и обязательным
6.1. Все, что я делаю, я предпочитаю делать не спеша, аккуратно и качественно
6.2. Друзья считают меня человеком дисциплинированным и точным
6.3. Мне часто не хватает самокритичности
6.4. Мне не нравится работа, которая требует скрупулезности и точности исполнения
7.1. Мне кажется, что при оценке себя:
7.2. Я часто ловлю себя на том, что я выполняю работу, которая для меня:
7.3. Мои педагоги считают, что я учусь:
7.4. Я думаю, что в жизни я добился бы значительно больше, если бы:
8.1. Мои друзья и близкие считают, что я человек с развитым самовнушением:
8.2. В случае конфликта или стрессовой ситуации мне удается отвлечься от неприятностей:
8.3. Мое настроение меняется:
8.4. Приступая к новому виду деятельности:
9.1. Я овладеваю новыми видами деятельности:
9.2. Выполняя работу, стараюсь:
9.3. Что я думаю по проблеме самообразования и саморазвития:
9.4. Читая литературу, я предпочитаю:
Если вы ответили на все вопросы теста-анкеты достаточно искренне, то далее следует подсчитать, какое число баллов вы набрали. После каждого утверждения стоят три возможных варианта выборочного ответа: 1 - нет, 2 - когда как, 3 - да. Просуммируйте число баллов, которое вы набрали, и по таблице определите, каков уровень ваших способностей к самоуправлению.
Далее, на основе сравнения баллов, которые вы набрали по отдельно взятым способностям, можно определить и выделить те, которые у вас наиболее развиты, что даст возможность определить тип ваших способностей к самоуправлению.
9.1. О целеполагании, планировании и ведении записных книжек В 1945 году в Дании была создана фирма с весьма оригинальным названием "Тайм-Менеджер". За прошедшие годы фирма имела колоссальный успех по эффективности подготовки менеджеров не только в странах Скандинавии, но и более чем в 20 странах, включая страны Европы. Анализ материалов, которые представители фирмы "Тайм-менеджер" использовали при чтении лекций и ведении семинаров с руководителями КамАЗа в 1989 году, показал, что требуют осмысления и изучения как основы философии "Тайм-Менеджера", так и их практические рекомендации. В чем суть философии фирмы "Тайм-Менеджер"? Фирма "Тайм-Менеджер" во главу угла своей деятельности ставит "качество и развитие продукта". Причем под понятие "развитие продукта" входит тот результат подготовки менеджера, который состоялся в процессе его овладений методикой самоуправления и саморазвития. В чем суть этой методики? Начнем с того, на что она нацелена - на то, чтобы:
Хотелось бы обратить внимание на то, что качественно улучшить, рационализировать процесс расходования вашего времени должен не кто-то, а вы сами. Главное - это наличие у вас желаний, стремлений улучшить свою жизнь, высвободить время на решение приоритетных проблем и дел, а также на организацию отдыха, досуга, чтение книг. Рационализация расходования времени - это неиссякаемый резерв саморазвития способностей, сверхтворческих возможностей, высвобождение вашей жизненной энергии на новые интересные дела. Все это, естественно, требует определенные усилия, а главное, изменения ваших привычек, установок, некоторой самодисциплины. В основе рационального планирования и использования времени, рекомендуемого фирмой "Тайм-Менеджер", лежит использование "Специально разработанной "записной книжки-календаря". В отличие от обычных в "записной книжке-календаре", рекомендуемой фирмой "Тайм-Менеджер", содержится чрезвычайно большое число элементов-разделов. Перечислим наиболее характерные из них:
Но самое главное в "книжке-календаре" - в целях оперативности ее использования - предусмотрен раздел "ключевые области", на основе которого "записной книжкой-календарем" чрезвычайно легко пользоваться. Использование разнообразных символов, специальных бланков для различных видов деятельности и другие приемы позволяют настолько повысить оперативность и эффективность использования "книжки-календаря" фирмы "Тайм-Менеджер", что ее можно сравнить с персональным мини-компьютером. Естественно, самое большое внимание в этой "книжке-календаре" отводится положению ее новой информации и всевозможным средствам самоконтроля и планирования. При этом следует иметь в виду, что планирование времени на год имеет свои особенности чем, например, планирование времени на неделю. При планировании на каждый из выделенных периодов (год, месяц, неделя, день) необходимо выделять приоритетные (главные) цели и задачи и те, которые могут быть смещены, или - при неблагоприятных обстоятельствах - пересмотрены и даже не выполнены. Особенность планирования деятельности, которое предлагается фирмой "Тайм-Менеджер", заключается в том, что оно ориентировано на конкретный конечный результат. Более того, необходимо сочетать оперативное и долгосрочное планирование. Японские менеджеры заметили, что планирование на сравнительно короткий отрезок времени с неизбежностью порождает больше ошибок, чем долгосрочное. Кроме того, сочетание долгосрочного и оперативного планирования сокращает время достижения цели. Эффективность планирования - это прежде всего выделение оптимальных параметров как по сложности, так и по времени, достижения целей, которые могут быть достигнуты с наименьшими затратами сил и средств, а самое главное, за минимально запланированное время. С чего начинается планирование?
Фирма "Тайм-Менеджер" вводит понятия "слоновая задача", "слоновая техника" и широко их использует при обучении менеджеров решению очень сложных проблем и задач. Есть задачи, которые настолько сложны, что образно их можно сравнить с величиной слона. Примеры "слоновых задач": выучить иностранный язык, научиться использовать персональный компьютер, бросить курить, похудеть и т.д. Решить такие задачи за короткое время, как правило, не удается, как и, образно говоря, никому за один прием не удастся "съесть слона", каким бы "аппетитом" он ни обладал. К решению "слоновой задачи" можно приступить двумя способами:
9.2. "Слоновая техника" Тайм-Менеджера
Слишком много людей напрасно мучают себя из-за "слонов", с которыми они все равно не могут разделаться сегодня. Они думают, что жизнью можно наслаждаться только тогда, когда все "слоновые задачи" решены и все находится на своем месте. Эта точка зрения нереальна, она только ведет к неудовлетворенности. Вы никогда не будете находиться в такой ситуации, когда все сложные задачи уже решены. Постоянно будут возникать новые "слоны", и вы должны научиться жить с ними. Это часть вашей жизни. Это настоящее искусство - уметь наслаждаться жизнью, тоже благодаря чувству, что вы постоянно развиваетесь, создаете что-то новое и не волнуетесь по поводу будущих задач. Еще несколько советов фирмы "Тайм-Менеджер", которые также могут способствовать развитию ваших способностей к самоуправлению.
Дефицит времени, как и его нерациональное использование являются чаще всего результатом неразвитости способностей рационально использовать время. Но для того чтобы понять, насколько вы способны рационально использовать время, можно ответить на следующую мини-анкету: Тест "Рационально ли вы используете время?" 1. Характерна ли для вас суетливость и спешка? (Да, нет.) (Нужное подчеркните). 2. Всякий раз, когда у вас появляется срочная, сверхплановая работа, то выводит ли это вас из нормального рабочего ритма? (Да, нет.) 3. Не испытываете ли вы постоянный "завал" работы? (Да, нет.) 4. Не замечали ли вы в течение последней недели, что выполняете работу, которую можно поручить другому? (Да, нет.) 5. Характерно ли для вас систематическое переутомление? (Да, нет.) 6. Не отказываетесь ли вы от запланированного отдыха, ссылаясь на занятость? (Да, нет.) 7. Ищите ли вы резервы времени для выполнения срочной работы? (Да, нет.) 8. Если вы что-то не успеваете, то просматриваете ли свои планы, приоритетность своих дел? (Да, нет.) Вы должны подсчитать число утвердительных ответов. Если оно равно 8, значит, вы работаете в режиме постоянного дефицита времени и стрессовых ситуаций. Вам необходимо немедленно пересмотреть свои планы и программы, овладеть искусством рационального использования времени. Если вы набрали 5-7 баллов, то вы периодически испытываете дефицит времени. Если же число утвердительных ответов равно 3-5, то вас можно поздравить: вы рационально используете время! Согласно рекомендациям Питера Друкера, для рационального использования времени необходимо вести точный хронометраж времени. Но большинство людей либо этого не приемлют, либо просто не выдерживают. Суть системы заключается в следующем.
9.3. Принципы и правила саморазвития личности Для практического применения принципа самопознания могут быть рекомендованы следующие правила: Принцип самопознания
Принцип Гармонии, Простоты и Красоты
Принцип целеполагания и творческого самоопределения
Принцип планирования может быть представлен в следующих правилах:
Принцип самоорганизации и его правила
Принцип оптимизма
Нельзя не заметить, что отдельно взятый принцип, правило применяется крайне редко и не может вам гарантировать успех. Необходима система, непрерывное самоусовершенствование с учетом реальных способностей и условий жизнедеятельности. Список использованной литературы
на страницу кафедры дошкольного и начального образования |
|