Организация работы в разновозрастной группе малокомплектного детского садаМатериалы подготовлены методистами
кафедры дошкольного и начального образования Терещук М.Н., Шабалиной З.С. Дошкольное образование в целом, представляет динамичную, гибко развивающуюся систему, ориентирующуюся на социальный запрос населения. Современной тенденцией дошкольного образования стала вариативность сети дошкольных образовательных учреждений. В результате уменьшилось количество ДОУ вида "детский сад", а увеличилось количество садов общеразвивающего вида с различными направлениями деятельности. А так же появились комплексы школа - детский сад, в которых дошкольные группы в основном укомплектованы дошкольниками двух - трех возрастов. Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, в основном в сельской местности, а ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях. Педагоги дошкольных учреждений должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами воспитания и развития детей, но на данный момент практически отсутствуют современные научно - методические разработки и рекомендации по работе с детьми в разновозрастной группе. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остается организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду. Проведенные исследования (анкетирование, собеседование со специалистами районных отделов образования, посещение дошкольных учреждений, изучение опыта и т.д., см. Приложение №1) состояния работы в малокомплектных детских садах Ярославской области выявили следующие проблемы: 1. В данных дошкольных учреждениях слабая материально - техническая база:
2. Организация учебно - воспитательного процесса в детском саду:
3. Кадровое обеспечение:
На основе сложившейся ситуации в области был определен ряд мероприятий по оказанию методической помощи педагогам, работающих в малокомлектных детских садах, который частично реализуется в 2007 г.:
При организации работы в разновозрастной группе малокомплектного детского сада можно использовать методическую литературу (приложение № 2, приложение № 3).
Приложение №1
Автор - составитель: доцент кафедры дошкольного и начального образования Жихарева Ю.Н. АнкетаУважаемые коллеги! 1. Количество малокомплектных детских садов в Вашем территориальном районе? 2. Укажите количество групп в данных детских садах, возрастной состав воспитанников и их время пребывание в дошкольном учреждении. 3. По каким программам (комплексным и парциальным) работает Ваш детский сад? 4. Кадровый состав малокомплектного детского сада:
5. Укажите, какие проблемы возникают у Вас в ходе работы в малокомплектном детском саду (по направлениям):
Аннотированный список научно - методической литературыОрганизация работы сельского детского сада Детский сад на селе, являясь важной социальной ячейкой общества, призван в тесном контакте с семьей обеспечить всестороннее и гармоническое развитие детей, подготовить их к успешному обучению в школе, сформировать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду. Чтобы строить работу на современной научной основе, организаторам дошкольного образования необходимо хорошо ориентироваться в экономических, социальных и психолого - педагогических вопросах. Руководитель сельского детского сада, как администратор и высококвалифицированный педагог, должен обладать умением правильно планировать свою деятельность и деятельность всего коллектива, создавать в дошкольном учреждении спокойную, деловую, творческую атмосферу, способствующую повышению уровня педагогической работы с детьми, вести широкую воспитательно - образовательную пропаганду с родителями. Вся его многогранная повседневная деятельность должна быть направлена в конечном счете на укрепление и охрану здоровья детей, на обеспечение каждому сельскому дошкольнику счастливого детства. В данном пособии авторы стремятся с современных теоретических позиций обосновать различные аспекты деятельности руководителя детского сада, помочь ему в выборе оптимальных путей совершенствования дошкольного образования, вооружить его необходимыми методическими, инструктивными, информационными и нормативными материалами. В предлагаемом пособии 11 глав. В первых из них профессионально раскрыты вопросы определения потребности в детских садах, даны рекомендации по оборудованию и эстетическому оформлению помещении и участков. В пособии выделены разделы планово - финансовой и методической деятельности заведующего, раскрываются условия, формы и методы эффективного руководства и контроля за воспитательно - образовательной работой сельских садов. Подробно рассматриваются вопросы организации физического воспитания дошкольников и лечебно - профилактической помощи детям, живущим в сельской местности. В пособие включена такая важная тема, как "Руководство педагогической пропагандой". Даны конкретные рекомендации по работе с семьей. Пособие является результатом научных исследований и обобщения передового опыта. Оно, несомненно, окажет помощь в работе руководителям сельских детских садов. Малокомплектный детский сад Данное пособие раскрывает специфику воспитания и обучения в старшей разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения. Центральное место отведено вопросам планирования и организации занятий по формированию элементарных математических представлений, конструированию, рисованию, лепке и аппликации, физической культуре. Отдельные главы посвящены трудовому воспитанию, воспитанию детей в игре, формированию навыков самостоятельной двигательной деятельности. В пособии предложены примерные планы - конспектов занятий, варианты организации сюжетно - ролевых игр. Авторы уделяют внимание созданию предметно - развивающей среды: организация, планирование познавательных центров в групповых помещениях. Даны рекомендации по созданию условий для игровой, трудовой деятельности, как в группе (оборудование центров), так и на участке детского сада. При разработке методических рекомендаций авторы руководствовались данными современных научных исследований в области детской психологии, дошкольной педагогики и дидактики, а также передового педагогического опыта. Представленная в пособии система занятий прошла широкую проверку на практике. Модернизация дошкольного образования на селе Это пособие продолжает серию публикаций, посвященных модернизации дошкольного образования в сельском социуме. Данное (второе) издание подводит общие итоги работы по комплексной программе РАО "Развитие образования в сельском социуме: интеграция науки и практики" за 1999 - 2002гг и в тоже время является стартом в новое комплексное исследование, названное "Системная модернизация образования как фактор социального развития села". Актуальность новой программы обусловлена потребностями общества в научном обеспечении процесса реализации вновь принятых правительственных документов, определяющих государственную образовательную политику на селе до 2010г. К числу наиболее значимых следует отнести Концепцию модернизации российского образования, Концепцию реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, Федеральную программу "Социальное развитие села до 2010г." В пособии представлены проблемы, инновационные тенденции развития дошкольного образования на селе, опыт и технологии практической деятельности специалистов. На конкретных примерах показаны подходы к модернизации детского сада. Пособие адресовано специалистам дошкольных образовательных учреждений, руководителям общеобразовательных учреждений "Школа - детский сад", методистам, воспитателям, сферой деятельности которых является сельский социум.
Список литературы
на страницу кафедры дошкольного и начального образования |
|