Художник И.Лобова

"Равный" старт или на пороге школы

Предшкольное образование

Методические рекомендации по организации предшкольного образования на основе кратковременного (неполного) пребывания воспитанников в детском саду

Тихомирова Ольга Вячеславовна,
старший преподаватель кафедры дошкольного
и начального образования ГОУ ЯО ИРО

1. Преимущества открытия групп кратковременного пребывания
2. Проблемы, возникающие при открытии групп кратковременного пребывания
     2.1. С чего начать открытие групп кратковременного пребывания
     2.2 Организация воспитательно-образовательного процесса
     2.3 Взаимодействие детского сада и семьи
     2.4 Методическое сопровождение групп кратковременного пребывания

1. Преимущества открытия групп кратковременного пребывания

Опыт работы групп кратковременного пребывания показал, что данная форма дошкольного образования пользуется достаточно большим спросом среди населения. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются невысокая оплата образовательных услуг, возможность выбирать определенные занятия и посещать их вместе с ребенком, а так же - необязательность пребывания ребенка в детском саду целый день с утра до вечера.

Итак, какие же преимущества дает открытие группы кратковременного пребывания собственно дошкольному учреждению? Несомненные положительные стороны есть, и они вытекают из особенностей групп кратковременного пребывания:

1. Пребывание родителей в группе вместе с ребенком.

Участие родителей в занятиях, совместных играх коренным образом меняет их отношение к дошкольному образованию в целом и к конкретному детскому саду в частности. Родители видят проблемы ДОУ изнутри, их не приходится просить о помощи - они ее предлагают сами. Семья и детский сад переходят на качественно новый уровень взаимопонимания, поскольку родители владеют гораздо большей информацией об образовательных и материально-технических возможностях ДОУ.

Меняются и формы взаимодействия педагога с родителями. Так как родитель является непосредственным участником воспитательно-образовательного процесса в детском саду, отпадает необходимость в дополнительных консультациях и родительских собраниях. Более того, часть образовательного процесса выносится за стены детского сада и транслируется родителям в форме рекомендаций "Занимаемся дома".

Меняются и сами педагоги. Занятия не только с ребенком, но и с его родителями заставляют воспитателей более критично относиться к своей деятельности, тщательнее готовиться к предстоящей встрече, проводить каждодневную рефлексию, совершенствовать свое мастерство без каких либо воздействий со стороны администрации. Все это положительным образом сказывается на профессиональном росте педагогов.

2. Почасовое пребывание детей в группе

Так как ребенок находится в детском саду не более шести часов и посещает группу по индивидуальному графику согласно договору родителей и ДОУ, появляется возможность перестроить и графики работы педагогов, сдвинув, например, утреннюю смену на более позднее время и т. п. (варианты зависят от распорядка работы группы). Это позволяет высвободить ставки и определенным образом решить кадровую проблему.

Пребывание детей неполный день увеличивает "пропускную способность" группы, на смену одному ребенку в течение дня может прийти другой. Таким образом, расширяется контингент детей, посещающих дошкольное учреждение, и появляется возможность "разгрузить" обычные группы с двенадцатичасовым пребыванием, что при сложившейся демографической ситуации немаловажно.

Родительская плата за содержание ребенка в ДОУ носит характер почасовой оплаты и в среднем оказывается несколько выше обычной. Причем средства, полученные от родительской платы за детей, посещающих группы без организации питания, целиком поступают на счет детского сада.

3. Функционирование групп определенной направленности

Реализация приоритетного направления способствует повышению качества образовательного процесса и расширению спектра услуг, оказываемых детским садом населению. Родители при приеме ребенка в такую группу более четко формулируют свой запрос к дошкольному учреждению и сознательно определяют перечень образовательных, оздоровительных и прочих услуг, которые регистрируются в договоре с детским садом. Это позволяет предотвратить в дальнейшем конфликтные ситуации, связанные с выяснением вопросов: "Что должен и чего не должен детский сад?". К тому же детский сад может за счет этого оказывать дополнительные услуги сверх основной образовательной программы группы.

Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что функционирование групп кратковременного пребывания является мощнейшим средством развития ДОУ, его педагогического коллектива. Надеемся, что опыт работы детского сада №187 будет ценным вкладом в развитие, как отдельных учреждений, так и региональной системы образования в целом.

2. Проблемы, возникающие при открытии групп кратковременного пребывания

При организации групп кратковременного пребывания могут возникнуть проблемы.

2.1. С чего начать открытие группы кратковременного пребывания?

Уважаемые руководители, если в вашем коллективе родилась идея открытия группы кратковременного пребывания, и вы хотели бы знать какие шаги следует предпринять для ее открытия, то этот материал адресована именно вам.

Опыт работы дошкольных учреждений разных регионов и нашего детского сада, в том числе, включает различные варианты моделей и направлений групп кратковременного пребывания. Приведем краткое описание самых, на наш взгляд, востребованных видов групп.

Группы кратковременного пребывания с гибким режимом посещения.

Это группы общеразвивающего вида с осуществлением приоритетного направления (оздоровительного, творческого, познавательного и т.п.) Дети закрепляются за определенной группой на определенное время дня (от 2 до 6 часов). В течение дня дети посещают группу каждый по индивидуальному графику, родители вправе выбирать время посещения ребенком детского сада. Это не значит, что они приходят, когда захотят, - временной отрезок четко определен родительским договором.

Такая группа может быть не полностью переведена на кратковременное пребывание: часть детей находится на двенадцатичасовом пребывании, а часть - посещает только развивающие занятия, прогулку и т. д. в зависимости от запроса семьи.

Комплектование группы может производиться и по разновозрастному принципу, что позволит уменьшить численность детей, находящихся в группе единовременно, но увеличить их общую численность в течение дня.

Группы кратковременного пребывания со сменным режимом работы.

Это группы, функционирующие исключительно в режиме кратковременного пребывания. В одном групповом помещении могут посменно работать несколько групп. Дети приходят на время, установленное распорядком работы группы. По своей направленности, как правило, это группы раннего возраста, группы адаптации и студии дополнительного образования. Специфика образовательно-воспитательного процесса в них не позволяет постоянно менять контингент детей в течение рабочего дня группы. Распорядок функционирования группового помещения может быть, например, таким:
8.00-10.00 пребывание младших детей группы адаптации (7-8 человек)
10.00- 16.00 работа группы раннего возраста (15 человек)
16.00-18.00 пребывание старших детей группы адаптации (8-10 человек)
18.00-19.00 студия дополнительного образования (6-7 человек)

Таким образом, через одно групповое помещение может пройти до 40 разновозрастных детей.

Группы индивидуальной помощи семье.

Ребенок не закрепляется за определенной групповой ячейкой, а с родителями или лицами их заменяющими приходит на индивидуальные занятия к специалистам ДОУ. Осуществить кадровое обеспечение такой группы представляется возможным за счет изменения графиков работы педагогов на группах сменного режима.

Другое направление работы этого вида групп - патронаж семьи. Однако опыт показал, что, несмотря на востребованность таких услуг среди населения, эти группы нерентабельны из-за недифференцированного расчета оплаты. Временные и финансовые затраты обеспечения работы специалистов оказываются несоизмеримо больше, а оплата производится по тем же расценкам, что и в других группах кратковременного пребывания.

Группы со сменным режимом работы и группы индивидуальной помощи семье могут работать и как группы выходного дня.

Но не зависимо от того, какой из вариантов вы выберете, вам придется пройти определенные этапы на пути к открытию и успешному функционированию группы.

1 ЭТАП: Исследование.
На этом этапе, прежде всего, необходимо изучение социального заказа на открытие той или иной группы кратковременного пребывания, который предполагает анкетирование родителей вашего детского сада (оно особенно актуально, если вы решили открывать группу адаптации, студию дополнительного образования и т. п.) и проведение социологического опроса. Социологический опрос важен, так как работа групп кратковременного пребывания довольно специфична и, как правило, посещают их семьи из разных районов. Анализ полученных данных позволит вам сделать вывод о наличии запроса общественности в открытии группы определенной направленности.
После того, как вы изучили запрос, и он оказался положительным в отношении открытия задуманной группы, целесообразно спроектировать будущую группу кратковре6менного пребывания. Мы не будем подробно останавливаться на детальном описании проектной деятельности - любой проект индивидуален - мы лишь остановимся на основных моментах. Итак, после сбора данных социологического опроса вы создаете команду, целью деятельности которой будет исследование ситуации и описание проекта группы кратковременного пребывания. Члены команды составляют план действий, изучают опыт работы ДОУ с аналогичными группами, нормативные документы федерального и регионального уровня, а так же ситуацию, которая повлияет на открытие и функционирование группы. Изучение ситуации предполагает определение положительных и отрицательных факторов. Они могут быть внешними (месторасположение ДОУ, контингент семей микрорайона, рейтинг детского сада, наличие нормативно-правовой базы и проч.) и внутренними (кадровые ресурсы, материально-техническое оснащение, имеющийся опыт работы, методическое обеспечение). Так же анализируются и учитываются факторы риска (необходимость больших финансовых вложений, позиция органов управления образования, неприятие проекта педагогическим коллективом и т. п.) - реализация проекта будет во многом зависеть от качества проведенного анализа.
Результатом исследовательского этапа станет принятие решения о начале работы по открытию группы либо о свертывании работ.

2 ЭТАП: Подготовка к открытию группы
Если вы подошли к этому этапу, значит, ваше решение было положительным и вам следует убедить органы управления образования в необходимости открытия группы кратковременного пребывания в детском саду и вашей к этому готовности. Эта работа предполагает, прежде всего, подготовку нормативной базы функционирования группы:

  • Разработка положения о группе. Положение о группе определяет нормативную базу работы группы, направление, цель и задачи деятельности группы, организацию работы (комплектование, распорядок и. т.д.), содержание и основные формы работы. Практически положение о группе представляет собой модель работы группы и является одним из основополагающих документов.
  • Определение должностных обязанностей сотрудников. Вариативность направлений и моделей групп кратковременного пребывания накладывает отпечаток и на функционал воспитателей, младших воспитателей и специалистов, работающих на группе, даже если она общеразвивающего вида.
  • Разработка договора ДОУ с родителями. Поскольку группы кратковременного пребывания открываются с целью оказания семье и ребенку конкретной услуги, то и условия договора будут несколько иными, чем в обычной группе. Обязательными пунктами договора являются наименование группы, в которую зачисляется ребенок, перечень получаемых услуг, график посещения ребенком ДОУ, кратность питания, плату за содержание ребенка в ДОУ (в зависимости от перечисленных выше пунктов).
  • Составление учебного плана группы. Наименование образовательных дисциплин и количество занятий по ним определяются в соответствии положению о группе.
  • Выбор программно-методического сопровождения группы. Кратковременное пребывание детей в ДОУ - молодая форма организации образовательного процесса в детском саду. Поэтому методического обеспечения таких групп на данный момент явно недостаточно, и подбор программного материала должен производиться с учетом возможности его адаптации к условиям кратковременного пребывания.
На этом же этапе очень важным направлением работы является кадровая подготовка. Побор кадров должен производится с учетом готовности их к выходу на качественно новый уровень педагогической деятельности, способности адаптировать современные методики к условиям работы группы.
Результатом подготовительного этапа станет пакет документов ДОУ: приказ начальника управления образования об открытии группы кратковременного пребывания, штатное расписание группы, положение о группе, циклограммы работы специалистов.

3 ЭТАП: Открытие группы
После издания приказа об открытии группы формируется нормативная база, на основании которой функционирует группа:

  • Издание локальных актов: утверждение положения о группе, должностных инструкций, правил внутреннего распорядка группы, учебного плана, расписания работы группы,
  • Внесение изменений в устав ДОУ
  • Внесение изменений в образовательную программу ДОУ
  • Заключение договоров с родителями
Параллельно проводится работа по созданию развивающей среды согласно направленности и модели группы. Если открывается группа гибкого режима с осуществлением приоритетного направления, предметная среда должна носить характер опосредованного обучения и являться дополнением к развивающим занятиям определенной направленности. Если же открывается группа сменного режима, развивающая среда должна быть мобильной и многофункциональной, рассчитанной на разный возраст детей и специфику каждой группы, которая будет работать в данном помещении.
Наличие нормативной базы, развивающей среды, отвечающей всем требованиям, и необходимых штатных сотрудников является основным критерием оценки готовности к реализации образовательной программы группы.
На данном этапе важно в течение учебного года провести неоднократное анкетирование родителей по вопросам организации работы группы.
Результатом основного этапа можно считать удовлетворительное функционирование группы, а именно - наличие большинства положительных оценок родителями работы группы, увеличение контингента воспитанников, положительная динамика развития детей.

4 ЭТАП: Подведение итогов
Хочется подчеркнуть необходимость этого этапа в плане анализа и оценки эффективности работы группы. От того, насколько адекватно вы сможете оценить проделанную работу, будут зависеть ее перспективы. Что можно взять в качестве критериев оценки?

  • Соотношение фактического и предполагаемого результата, т. е. в какой степени вам удалось реализовать задуманное, в чем проявилось несоответствие и его причины. Могли ли эти причины быть преодолимыми или они явились факторами риска, которые вы не учли в самом начале пути.
  • Соответствие сроков реализации предполагаемым срокам.
  • Качество образования: повышение качественного уровня образовательного процесса будет одним из самых главных критериев оценки успешности проделанной работы. Здесь на наш взгляд недостаточно полагаться только на данные педагогической диагностики, они могут быть субъективными (хотя, если говорить о группах оздоровления и им подобным, медицинская диагностика в дополнение к педагогической даст довольно полную картину эффективности работы группы). Очень важно провести исследование среди родителей на определение степени их удовлетворенности процессом развития ребенка в детском саду. Еще одной составляющей этого критерия является оценка уровня развития детей, выпускающимися из группы, учителями начальных классов, педагогами других групп и детских садов, врачами-педиатрами и т.п. в зависимости от того, какое учреждение далее будет посещать ребенок. Количество предлагаемых услуг: расширение спектра услуг и качество их предоставления даст возможность оценить содержательную сторону работы открывшейся группы и продумать новые направления ее развития, например, возможность предоставления платных услуг.
  • Рейтинг учреждения в городе: его увеличение вы сможете оценить по притоку числа воспитанников именно в ваш детский сад, а так же собирая сведения о том, откуда родители получают информацию о ДОУ. Если говорить о выстраивании перспектив, то было бы неплохо провести социологический опрос, насколько популярны услуги вашего учреждения среди родительской общественности детского сада, района, города.
  • Профессиональный уровень педагогов: рефлексия организации образовательного процесса покажет, как работа в новых условиях повлияла на деятельность педагогов, смогли ли они использовать ее в качестве средства профессионального роста (подготовились к аттестации на более высокую категорию, подготовили методические материалы к изданию и т. д.) или нагрузка оказалась непосильной.
Результатом заключительного этапа может стать программа развития детского сада.

2.2. Как организовать воспитательно-образовательный процесс в группах кратковременного пребывания детей?

Группы кратковременного пребывания детей должны обеспечить с одной стороны запросы родителей, не имеющих возможность или не стремящихся по каким-либо причинам отдавать ребенка в детский сад на целый день, и необходимое развитие детям дошкольного возраста, с другой стороны. Это и включение ребенка в мир сверстников и взрослых (социализация), и гармоничное личностное развитие, и общая психологическая подготовка к школьному обучению.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания должен быть организован с учетом этих функций и особенностей поступающих в детский сад детей.

Перед педагогами групп кратковременного пребывания стоят практически те же задачи, что и перед воспитателями обычного детского сада, но работа с "домашними детьми" в условиях дошкольного учреждения имеет свою специфику.

Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей зависит от нескольких факторов, а именно: модель, по которой функционирует группа, вид группы, возраст детей, посещающих группу.

В зависимости от направления работы группы определяются цели и задачи воспитательно-образовательного процесса, обоснованные в положении о группе кратковременного пребывания.

Функционирование групп по определенному направлению не означает "однобокости" образовательного процесса: с ребенком проводятся все необходимые занятия, способствующие его гармоничному развитию. Реализация целей и задач достигается за счет особой организации развивающей среды и включения в образовательный процесс дополнительных занятий по основному направлению работы группы.

Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется образовательной программой ДОУ и включает в себя педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

Организуя воспитательно-образовательный процесс, педагог учитывает то, что в группу в течение всего учебного года поступают новые дети. Поэтому занятия планируются таким образом, чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться.

Организовать обучение детей разного возраста в группах кратковременного пребывания можно в форме индивидуальных, совместных с родителями занятий, занятий по подгруппам, дидактических и ролевых игр, наблюдений, исследований и т.д. Система воспитания и обучения должна вестись как в детском саду, так и дома на основе всестороннего использования игры в любом виде деятельности.

Все вышеизложенное является одним из аспектов создания единого педагогического пространства в группах кратковременного пребывания. Другим немаловажным аспектом является взаимодействие ДОУ и семьи, подробнее на котором остановимся далее.

2.3. Детский сад - семья: как достичь взаимопонимания?

Взаимоотношения детского сада с семьей во многом зависят от того, насколько обе стороны готовы предпринять шаги навстречу к пониманию, ведь оно, как известно, залог успешного сотрудничества.

Первый шаг - приглашение.

Взаимодействие детского сада с семьей начинается с набора детей в группы. Специалисты детского сада налаживают контакт со структурами города - районными поликлиниками, отделами образования, выявляют детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, и приглашают их в детский сад. Очень эффективными оказываются собеседования с родителями в местах прогулок с детьми.

Другие потенциальные воспитанники детского сада - это родители, ожидающие ребенка. В ДОУ № 187 не первый год функционирует клуб будущих мам (как одна из подгрупп группы адаптации). Познакомившись со специалистами и организацией работы детского сада, семьи этой категории стремятся привести ребенка именно в наш детский сад.

И, конечно, не стоит забывать о рекламе на телевидении, радио, в газетах.

После того, как мы пригласили семью в детский сад, устраиваем для них дни открытых дверей, где они знакомятся с группами, получают рекламные буклеты с информацией. В результате первого шага та часть семей, дети которых в последствии придут к нам в группы, уже имеет представление об особенностях работы, определенных требованиях и выбирает наш детский сад осознанно, продумав и свой второй шаг.

Второй шаг - знакомство

Итак, родители его сделали, и мы к нему готовы.

Родители принимают решение о поступлении ребенка в детский сад. К нам они приходят, владея первоначальной информацией, но ее явно недостаточно для того, чтобы определиться с режимом посещения, группой. Получение дополнительной информации о работе детского сада происходит на собеседовании заведующей детским садом с родителями. В собеседовании принимает участие и социальный педагог с целью выявления запроса конкретной семьи на воспитательно-образовательные услуги детского сада. Основная масса родителей уже на этом собеседовании решает, в какую группу они хотели бы привести ребенка, и на какой график посещения. Начинается подготовка к подписанию договора. Родителей знакомят с основными нормативными документами: положением о группе, уставом детского сада, разъясняют их права и обязанности, а так же права и обязанности ДОУ. Очень важно в ходе беседы донести до родителей несколько ключевых моментов:

  • Перечень образовательных, оздоровительных и прочих услуг, которые будет оказывать детский сад согласно договору должен быть конкретным, и родители в свою очередь должны понять, что впоследствии их требования о каких-либо занятиях сверх него будут неправомочны. Данный момент очень подробно оговаривается с родителями детей, поступающих в группы адаптации, оздоровления, игрового общения, студии, т. к. воспитательно-образовательный процесс (по положению) в них имеет узкую направленность
  • Требования детского сада по соблюдению распорядка дня, графика посещения и сроков оплаты обязательны. Этот момент особенно актуален в группах гибкого режима. Так как дети приходят и уходят из детского сада в течение всего рабочего дня, родителям порой кажется, что можно ребенка и привести пораньше, и забрать попозже (или наоборот), а это негативно сказывается на организации воспитательно-образовательного процесса.
  • Согласно международному и российскому законодательству родители несут ответственность за развитие ребенка и являются основными воспитателями, поэтому их требования об обеспечении ДОУ тотального образования и воспитания безосновательны. В этой связи, поступая в наш детский сад, родители должны быть готовы стать активными участниками образовательного процесса в группе и продолжать его в домашних условиях, придерживаясь рекомендаций педагогов. Этот же пункт дает им право вносить предложения по организации жизни группы, которую они посещают.
В результате второго шага принимается решение о приеме ребенка в детский сад с зачислением в определенную группу, оговариваются основные "горячие" точки соприкосновения ДОУ с семьей, происходит более близкое знакомство с семьей, а воспитатели имеют возможность получить рекомендации для знакомства с семьей.

Шаг третий - узнавание

Сделав этот шаг, мы знакомимся с ребенком. Прежде всего, с ребенком знакомится врач-педиатр (для групп кратковременного пребывания он находится в штате ДОУ). Врач проводит собеседование с родителями, где обращается внимание на подробный акушерско-гинекологический анамнез, анализируется психофизическое состояние мамы во время беременности и родов и весь период развития ребенка до поступления в дошкольное учреждение. Ребенок осматривается, определяется физическое и нервно-психическое развитие и на основе полученных данных составляется план обследования, наблюдения, коррекции, даются рекомендации воспитателям, специалистам и родителям по ведению ребенка в группе и дома.

Момент прихода ребенка в группу всегда очень волнующий как для родителей, так и для педагогов. Но мы уже сделали два шага навстречу и надеемся, что следующий шаг будет радостным, потому что мы знаем друг друга. Воспитатели подготовились к тому, чтобы адаптация ребенка к новым условиям прошла мягко и безболезненно. Родителям или лицам их заменяющим разрешается находиться с ребенком весь период адаптации, принести в группу любимые вещи ребенка, посещать вместе с ним занятия, гулять, укладывать спать. Проводится педагогическая диагностика семьи - ближе узнав семью, мы узнаем и ребенка, а так же сможем продумать стратегию взаимодействия. Методы исследования семьи разнообразны и описаны в методической литературе.

Вся информация о семье собирается социальным педагогом детского сада, анализируется и заносится в социальный паспорт семьи. Социальный педагог несет ответственность за сохранение конфиденциальности сведений.

Результаты полученных данных анализируются по двум направлениям: социальный статус семьи и особенности семейного воспитания. Первое направление включает:

  • особенности семьи (полная, неполная)
  • количество детей в семье
  • образовательный уровень семьи
  • категория работы членов семьи
  • уровень доходов семьи (обеспеченная, средне обеспеченная, малообеспеченная)

Диагностика семейного воспитания анализируется по следующим параметрам:

  • стиль семейного воспитания (авторитарный, неустойчивый, демократичный)
  • микроклимат семьи (эмоциональный комфорт, тревожность, дискомфорт)
  • приоритеты семейного воспитания (создание условий для всестороннего развития ребенка, подготовка ребенка к школе, ребенок предоставлен сам себе)
  • кто в семье больше занимается воспитанием (мать, отец, бабушка, дедушка, гувернер)
  • отношение к детскому саду (постоянный контакт с педагогами по вопросам развития ребенка, контакт эпизодический, нет контакта с педагогом, не прислушиваются к рекомендациям)

После окончания периода адаптации проводится педагогическая диагностика развития ребенка. По ее итогам и результатам исследования семьи проходят собеседования специалистов и воспитателей ДОУ, анализируются полученные данные и составляется индивидуальная программа развития ребенка и план взаимодействия с семьей.

Родители приглашаются на мини-педсовет и знакомятся с данными наблюдений и проектом программы развития. Выслушиваются и обсуждаются все пожелания и замечания родителей, педагоги обосновывают свое мнение. Самое главное - провести эту работу конструктивно и постараться достигнуть полного взаимопонимания, т.к. над реализацией индивидуальной программы придется трудиться всем вместе и педагогическому коллективу, и семье.

Итак, в результате третьего шага мы совместно решили, как будем развиваться, обосновали это в индивидуальной программе, и подошли к равноправному сотрудничеству.

Четвертый шаг - и мы вместе

После долгой дороги навстречу наши пути сошлись в одной точке. Мы достигли понимания по основным направлениям, потому что процесс узнавания не был односторонним, и готовы помогать друг другу в очень ответственном деле воспитания ребенка.

Реализация индивидуальной программы развития предполагает три основных блока: повышение психолого-педагогической культуры родителей, оказание адресной помощи семье, создание благоприятного психологического климата для ребенка.

Степень участия семьи в педагогическом процессе в детском саду зависит от направления работы группы, которую посещает ребенок. Общей особенностью является предоставление родителям возможности участвовать в занятиях, развлечениях, совместных играх с ребенком под руководством педагога. Это помогает родителям глубже осознать потребности ребенка, повышает доверие родителей к детскому саду: наблюдая за работой педагогов, родители обучаются определенным приемам взаимодействия с ребенком и готовы продолжать занятия со своим ребенком в домашних условиях.

Если все предыдущие шаги были сделаны в правильном направлении, то последующий путь будет легким и приятным, как и должно быть у настоящих друзей. Это не бравирование красивыми фразами. На самом деле, когда была проделана вся подготовительная работа, родители пересмотрели свой взгляд на современное образование, они смогли встать на позицию не только воспитателя детского сада, но и на позицию ребенка, что согласитесь гораздо труднее, и оказались такими же благодарными воспитанниками, как и их дети. И когда вы пойдете вместе одним и тем же путем, то вашему творчеству не будет предела, и выиграют все - и дети, и их семьи, и, конечно же, вы сами.

2.4. Как осуществить методическое сопровождение группы кратковременного пребывания?

Другими словами, что необходимо предпринять педагогам, работающим с детьми в режиме кратковременного пребывания, чтобы правильно подобрать программу развития и успешно ее реализовать? Прежде всего - провести тщательный анализ нескольких наиболее подходящих к особенностям группы программ, а затем попытаться их максимально адаптировать к условиям кратковременного пребывания.

На современном этапе развития групп кратковременного пребывания существует несколько программ, обеспечивающих их методически. Однако они не охватывают всего их видового разнообразия, и педагоги вынуждены реализовывать основные образовательные программы детского сада, рассчитанные на посещение ребенком дошкольного учреждения полный рабочий день, что приводит к ряду методических ошибок. Основная из них - попытка "уместить" все программное содержание в более сжатые сроки. Это приводит к тому, что ребенок, находящийся в детском саду гораздо меньшей промежуток времени, чем его сверстники, оказывается, перегружен учебными занятиями, не имея при этом соответствующей подготовки. Стоит ли говорить о том, что такая ситуация может негативно сказаться на психофизическом здоровье ребенка, и как бы хорошо не была организована жизнедеятельность группы в плане создания нормативной базы, развивающей среды и обеспечения дополнительными штатными единицами, результат работы будет прямо противоположным ожидаемому.

Учитывая специфику групп кратковременного пребывания, образовательный процесс должен быть организован максимально компактно, так, чтобы в условиях сжатого времени не упустить ни одного важного направления развития ребенка и, в тоже время, не превратить его жизнь в смену занятий по "учебным предметам".

Итак, какой должна быть программа, чтобы педагоги смогли ее адаптировать, не нарушая целостности и идеологии, заложенной авторами, и в тоже время, учитывая все требования к организации процесса развития ребенка в условиях кратковременного пребывания в детском саду?

Рассмотрим, как особенности кратковременного пребывания повлияют на выбор программного обеспечения.

1) Особенности организации деятельности группы
Кратковременное пребывание предполагает, что ребенок посещает детский сад неполный рабочий день. Поэтому при выборе программы следует учитывать, насколько возможно организовать деятельность детей на занятиях таким образом, чтобы создать мотивацию к самостоятельным исследованиям вне детского сада и без непосредственного участия педагога. Кроме того, выбранная программа должна иметь потенциал для использования различных режимных моментов в качестве развивающих занятий. Другими словами - "позволить" организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших воспитательно-образовательных задач решался в комплексе.
С другой стороны, на выбор методического обеспечения группы повлияет еще одна особенность кратковременного пребывания, а именно - посещение ребенком развивающих занятий выборочно и только определенной направленности (например, музыкальных или речевых). Соответственно запрос родителей обусловит особые требования на программу развития детей группы. Педагогу придется реализовывать лишь один раздел программы, но решая при этом задачи индивидуального развития ребенка. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т.к. не специализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду. Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день, а так же особенностью комплектования - группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Поэтому при выборе программы педагогу придется адаптировать ее и в плане создания дифференцированных групп, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

2) Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, с другой стороны - сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в детском саду, так и к системе взаимодействия педагога с семьей. Педагог в группе кратковременного пребывания работает с родителями не только и не столько посредством организации консультаций и родительских собраний. Основной формой является взаимодействие с родителями на занятиях, совместных мероприятиях, когда приходится решать общие педагогические задачи. Взрослые общаются между собой в процессе организации деятельности ребенка и являются при этом равноправными партнерами. Поэтому педагог при выборе программы должен принять во внимание, что в ходе ее реализации потребуется учитывать не только активное участие родителей в жизнедеятельности группы, но и необходимость их обучения методам и приемам развития ребенка в домашних условиях.

3) Особенности планирования педагогического процесса
Воспитательно-образовательный процесс планируется исключительно на основе данных диагностики и в зависимости от запросов родителей. Педагогические исследования развития ребенка включают собеседования с родителями на первичном приеме, наблюдение ребенка воспитателями и специалистами в различных видах деятельности и выполнение ребенком специально организованных заданий (после окончания периода адаптации). По результатам диагностики проводится мини-педсовет с родителями, на котором вырабатывается индивидуальная программа развития ребенка. Далее воспитателями и специалистами коллегиально составляется план развития группы, основой которого являются индивидуальные программы детей, посещающих группу. Следовательно, выбранная программа должна содержать методические материалы для проведения диагностики развития ребенка.
В планировании воспитательно-образовательного процесса обязательно учитывается одна из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, а именно - рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду. Планирование развивающих занятий строится на интеграции предметных областей знаний. Такие направления образовательных программ как ознакомление с художественной литературой, развитие речи не выделяются в самостоятельные занятия, а реализуются в процессе других занятий: познавательного цикла, по изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, что позволяет формировать у ребенка целостное восприятие окружающей действительности
Часть занятий познавательно-речевого цикла, физического воспитания могут быть вынесены на прогулку. Игры, направленные на подготовку ребенка к занятию и на закрепление, полученных представлений делегируются родителям. Так же знакомство с произведениями художественной литературы (достаточно большие по объему сказки, повести) выносится на домашнее чтение. Игровая деятельность детей планируется в контексте расписания занятий. Поэтому, анализируя программу с точки зрения возможной адаптации, педагог должен рассмотреть все эти аспекты.

Таким образом, выбранная программа должна отвечать следующим требованиям:

  • по структуре состоять из разделов, которые могут использоваться как отдельные программы или методики;
  • включать в себя пакет диагностических материалов;
  • иметь ресурс для создания комплексных и интегрированных занятий на ее основе;
  • позволить в планирование любого вида деятельности включить задачи социально-личностного развития детей;
  • иметь возможность вовлечь родителей в педагогический процесс.

Если выбранная Вами программа в основном отвечает указанным требованиям, то можно приступать к ее адаптации.

Уважаемые коллеги, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что процесс адаптации программы, насколько бы хорошо она не подходила к условиям кратковременного пребывания довольно трудоемкий. Однако в результате Вы разработаете методические материалы с планированием занятий для группы конкретной модели и направленности. Хотелось бы только отметить, что планирование развивающего процесса в условиях кратковременного пребывания должно включать:

  • задачи по освоению детьми определенных коммуникативных навыков: поскольку дети, посещающие группы кратковременного пребывания, как правило, не имеют достаточного опыта общения со сверстниками, использование коммуникативных игр является необходимым приемом для формирования личностной сферы дошкольника не только в нерегламентированных видах деятельности, но и на занятиях.
  • задачи обучения родителей взаимодействию с ребенком в различных видах деятельности: практика показывает, что, несмотря на повышение образовательного уровня семей, приходящих в детский сад, родители не готовы к воспитанию и обучению своего ребенка, а поскольку дети, посещающие группу кратковременного пребывания, наибольшее количество времени проводят дома, данная составляющая планирования является очень значимой в воспитательно-образовательном процессе.
  • рекомендации, предлагаемые родителям для игр и занятий с ребенком дома, на прогулке и т.д.: решение задач развития ребенка в группах кратковременного пребывания невозможно без взаимодополнения педагогической практики детского сада и семьи

Ниже мы предлагаем алгоритм адаптации выбранной программы и надеемся, что он поможет в практической работе.

Шаг 1.
Внимательно ознакомитесь с результатами диагностики детей по определенному виду деятельности, а также эмоционально-личностного развития. Сформулируйте для каждого ребенка основную задачу, которая должна на Ваш взгляд решаться на каждом занятии. Проанализируйте их с точки зрения создания дифференцированных групп. Напишите общие задачи развития группы (либо для подгрупп).
Совет: внимательно отнеситесь к формулировкам задач, они не должны в последствии дублировать задачи, поставленные авторами программы, иначе Ваш перспективный план будет перегружен. Если индивидуальные особенности детей требуют интеграции другого вида деятельности в данный раздел программы, то и задачи должны быть сформулированы соответствующим образом.

Шаг 2.
Проанализируйте программные задачи. Соотнесите их с шагом №1 и сформулируйте задачи развития детей.
Совет: чем конкретнее будут задачи, тем проще Вам будет работать над планированием занятий.

Шаг 3.
Продумайте, с какими приемами развития ребенка Вы должны познакомить родителей, чтобы реализовать задачи. Сформулируйте задачи обучения родителей.
Совет: обратите внимание на то, что задачи обучения родителей должны работать на реализацию задач развития ребенка.

Шаг 4
Составьте перспективный план развития на основе сделанных шагов.
Совет: для дальнейшей работы было бы удобней, чтобы перспективный план включал не только задачи, но и номера занятий, на которых эти задачи будут реализовываться в той или иной степени.

Шаг 5.
Приступайте к планированию занятий.
Проанализируйте предлагаемый программный материал и соотнесите его с перспективным планом. Включите сформулированные Вами задачи в планирование занятий. Далее Вы будете работать с каждым занятием в отдельности.
Совет: помните о том, что на кратковременное пребывание, как правило, поступают дети с проблемами в формировании коммуникативной сферы. Поэтому на каждом занятии должны решаться не только задачи формирования основного вида деятельности, но задачи социально-личностного развития.

Шаг 6.
Сформулируйте методы и приемы, представленные в конспекте занятия.

Шаг 7.
Проанализируйте, как они будут способствовать решению поставленных Вами задач. Определите методы и приемы включения родителей в занятие.
Опишите методы и приемы, с помощью которых Вы будете реализовывать задачи развития детей на этом занятии.
Совет: при планировании методов и приемов определите, с какой целью Вы будете использовать каждый из них.

Шаг 8.
Продумайте, какие из методов и приемов можно использовать родителям дома. Опишите аналогичные.
Совет: планируя занятие, имейте в активе дидактические игры различного содержания, но с одинаковыми целями.

Шаг 9.
Продумайте, какую предварительную работу необходимо провести к следующему занятию.

Шаг 10.
Сформулируйте записи № 8-9 в качестве рекомендаций родителям.
Совет: рекомендации родителям предлагаются, как руководство к действию и должны быть доступны по форме и конкретны по содержанию.

Шаг 11.
Запишите результаты шагов № 5, 7, 10 в таблицу.
Тема занятия    Задачи    Методы и приемы Материалы и
оборудование
Рекомендации
родителям
         

Шаг 12.
Проанализируйте разработанное планирование с точки зрения внесения в него текущих корректив.

В заключение, хотелось бы добавить, что в любом случае выбор программного обеспечения будет основан на индивидуальных особенностях детей. Опыт работы показывает, что, как правило, у детей, поступающих в группы кратковременного пребывания, имеются типичные проблемы. Обусловлены они, прежде всего, особенностями семейного воспитания. Дети, воспитывающиеся в домашних условиях, не обеспечиваются разнообразием видов деятельности, необходимых для гармоничного развития. Родители занимаются с ребенком не регулярно в зависимости от настроения и свободного времени. Большей частью это чтение книг, готовые развивающие игры и прогулки. Ситуации общения со сверстниками тоже возникают спонтанно. В результате наносится ущерб формированию сюжетной игры как виду деятельности. Поэтому, выбирая и адаптируя программу к условиям кратковременного пребывания, педагог должен максимально использовать возможности игры в любых видах деятельности. Так же необходимо учитывать, что дети, приходящие в группы кратковременного пребывания, отличаются неравномерностью достижений в разных видах деятельности. Например, родители отдают приоритет развитию интеллектуальной сферы ребенка, но не уделяют внимания на физическое или творческое развитие. Эта неравномерность является основой для реализации индивидуального подхода при адаптации программного обеспечения группы. Таким образом, самое главное качество методического сопровождения кратковременного пребывания заключается в дифференцированном обучении, когда педагог может организовать процесс развития детей посредством работы в парах, подгруппах, с одним ребенком в соответствии с их интересами и возможностями.