логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о Кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра

Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра естественно-математических дисциплин
Круглые столы

Кафедра Естественно-математических дисциплин 10 марта 2009 года провела  круглый стол «Повышение качества знаний выпускников образовательных учреждений по биологии» с участием ведущих преподавателей ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, ЯСХА им. К.А. Тимирязева, ЯрГУ им П.Г. Демидова, ЯГМА.

Обсуждались следующие вопросы:

 1. результаты сдачи ЕГЭ по биологии в 2008 году.

 В выступлении председателя предметной комиссии по биологии доктора биологических наук Воронина Л.В. было отмечено, что содержание проверки не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе. Проведение ЕГЭ позволяет получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы по биологии; выявить овладение учащимися содержанием биологического образования; определить направления совершенствования учебного процесса по биологии и учебно-методического обеспечения курса, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повышения биологической грамотности учащихся.

Средний первичный балл за задания типа С в первом потоке составил 24,38. Во многом невысокие оценки ответов определяются недостаточным уровнем умения письменно излагать свои знания, применять их для объяснения процессов и явлений природы, для решения биологических задач, неумением распознавать объекты на рисунках. Встречались случаи невнимательного прочтения вопроса (особенно, если он имеет объемную формулировку), что приводило к ответу не по существу, неверному решению задачи и т.п.

Довольно низкий процент правильных ответов пришелся на задания со свободным ответом базового уровня (С1). При их выполнении экзаменуемые должны были дать ответ, содержащий два элемента знаний. По-видимому, данные задания были восприняты рядом учащихся как очень простые, и на них были даны ответы на бытовом уровне, а биологическая суть знаний не применялась (например, вопрос о значении кишечной микрофлоры). Экзаменуемые нередко пытались применить сведения, полученные из непрофессиональных сообщений СМИ или разговоров с не подготовленными профессионально людьми.

На задания со свободным ответом повышенного уровня (С2) ответы весьма существенно различаются по полноте, грамотности и замене неверных положений на верные. Так, многие учащиеся достаточно хорошо выявили ошибки в приводимых текстах, но не всегда могли их объяснить. В этом разделе редко был дан грамотный ответ на ботанические вопросы. Наблюдалась путаница с классификацией растений, неправильно трактовались морфологические понятия, но самое главное - было видно явное неумение работать с рисунками, узнавать части растений, объяснять функции изображенных структур.

Задания высокого уровня сложности (С3-С6) выполнены сравнительно неплохо экзаменуемыми. Многие решали генетические задачи, которые оказались более сложными по сравнению с 2007 годом. Безусловно, здесь имеются недостатки, но они, прежде всего, относятся к тем учащимся, которые либо не приступали к решению генетической задачи, либо делали что-то "наобум". Они не знают генетического закона на сцепленное наследование, не умеют пользоваться таблицей генетического кода и работать с рисунком. В третьем потоке, наоборот, небольшое число экзаменуемых приступало к решению генетической задачи, и многие из них не справились.

Недостаточно обращалось внимание на разделы «растения», «грибы и лишайники», «животные» при подготовке к экзамену. В результате здесь выявлен широкий спектр ошибок. Некоторые из них указаны выше, но нужно указать, что плохо прослеживаются общие представления об эволюции органического мира, циклах развития растений и животных, специфике лишайников, принципиальных различиях прокариот и эукариот.

Наибольшие сложности вызвали, как и в 2007 году, вопросы по цитологии. Часто это связано с вопросами биосинтеза белка: нарушают принцип комплементарности; ставят аминокислоты по триплетам т-РНК, а не по кодонам и-РНК; путают нуклеотид и азотистое основание и т.д., не могут полноценно сравнить митоз и мейоз. Большие затруднения отмечены в процедуре экологического прогнозирования. В целом, многие вопросы по экологии трактуются на очень примитивном, бытовом уровне, при этом не чувствуется понимания экосистемы как сложного надорганизменного образования. Большие сложности вызывают вопросы о функциях органов человека и теплокровных животных (роль витаминов, функции спинного мозга, адаптации терморегуляции и т.д.).

При подготовке выпускников по биологии следует обратить особое внимание на следующие разделы (темы) курса биологии:

  • подготовку выпускников проводить по всему курсу биологии, не беря за образец только задания ЕГЭ по биологии минувшего года, помня, что задания каждый год меняются,
  • повторить курсы 6-7 классов, особое место уделяя признакам макротаксонов, их эволюционным взаимоотношениям; приспособленности растений и животных к различным экологическим особенностям; основным направлениям эволюционных приобретений; научить распознавать биологические объекты по рисункам, объяснять строение органов растений и животных в связи с выполняемыми функциями; специфичности лишайников; вопросам классификации организмов,
  • раздел «Человек», особенно ЦНС, иммунитет, кровообращение, обмен веществ, нейро-гуморальная регуляция,
  • в курсе общей биологии уделить внимание более глубокому изучению вопросов цитологии, особенно строению и роли мембран, гомеостазу, биосинтезу белка, законам генетики, строению и функционированию экосистем.

В целом при организации учебного процесса постоянно следует уделять особое внимание повторению и обобщению наиболее значимых и наиболее сложных для школьников знаний (классификация органического мира, обмен веществ, уровни организации живой природы, движущие силы, результаты и направления эволюции, экологические закономерности); решению задач по цитологии, генетике, экологии; формированию умений применять полученные знания в новой ситуации, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять практико- и личностно-ориентированные задачи. При рассмотрении различных вопросов биологии (от строения и функций клетки до экосистем) применять принцип системности. Это позволит сформировать цельное представление об органическом мире планеты как едином целом, существующем по общим законам.

2. проблемы адаптации первокурсников в вузе.

Представители ведущих вузов Ярославля, освещая проблемы, с которыми сталкиваются первокурсники единодушно указывали на следующие:

  • не умеют конспектировать, записывать лекции,
  • слабые навыки работы с различными источниками информации и даже с учебниками,
  • не умеют задавать вопросы,
  • недостаточно сформировано системное видение, целостное восприятие процессов и закономерностей, а также связей и отношений,
  • испытывают трудности в плане практического использования и применения полученных знаний.

Все отмеченные проблемы можно рассматривать как недостаточно сформированные надпредметные компетенции. Именно на это нацеливает учителя новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт II поколения. При обсуждении практических вопросов, связанных с поиском ответов на вопрос: «Как в условиях изучения биологии формировать и надпредметные компетенции?» учителям был предложен новый УМК по биологии (авторский коллектив под научным руководством д-ра пед. наук Л.Н. Сухоруковой). Анонсируемый УМК включен в федеральный перечень учебников и представляет собой завершенную линию изучения биологии. Издательство «Просвещение» ООО «Школьный проект» выпустили литературу, обеспечивающую реализацию образовательных стандартов второго поколения:

1. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

6 класс

  1. Сухорукова.Биология.Живой организм. Учебник
  2. Биология.Живой организм: Электронное приложение к учебнику
  3. Сухорукова.Биология.Живой организм. Тетрадь-тренажер
  4. Сухорукова.Биология.Живой организм. Тетрадь-практикум
  5. Сухорукова.Биология.Живой организм. Тетрадь-экзаменатор
  6. Кучменко.Биология.Живой организм. Метод. рекомендации

7 класс

  1. Сухорукова.Биология:Разнообразие живых организмов. Учебник
  2. Сухорукова.Биология:Разнообразие живых организмов .Тетрадь-тренажер
  3. Сухорукова.Биология:Разнообразие живых организмов .Тетрадь-практикум
  4. Сухорукова.Биологтя:Разнообразие живых организмов. Тетрадь-экзаменатор
  5. Сухорукова.Биология:Разнообразие живых организмов. Метод. рекомендации

10 класс (проф. уровень)

  1. Сухорукова.Общая биология. Учебник
  2. Сухорукова.Общая биология. Тетрадь-экзаменатор