логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о Кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра

Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Информация
о результатах проведения в ГОУ ЯО «Институт развития образования»
«круглого стола» 26 марта 2008 г. для учителей биологии образовательных
учреждений «Соотнесение программ углубленного и профильного
изучения предмета биологии»

В работе «круглого стола» приняли участие 9 учителей биологии г. Ярославля 12 учителей биологии Ярославской области, методист по биологии кафедры ЕМД ИРОНемцева Т.В., главный специалист Департамента образования ЯО Круглова Е.Н.

В первой части «круглого стола» учителя-практики СОШ №25, №74, гимназий №1 г. Ярославля и №1 г. Ростова, СОШ № 5 г.Рыбинск, Красноткацкой СОШ поделились своим опытом работы в классах, где предмет «Биология» изучается на профильном уровне; учителя СОШ №58, гимназии №8, г. Рыбинска, лицея №2 г. Рыбинска - в классах углубленного изучения биологии.

Так, учителя, работающие в классах углубленного изучения биологии, отметили, что за время работы у них накоплен богатый методический материал, обеспечивающий эффективность работы и высокое качество биологического образования выпускников. Их ученики стабильно показывают высокие результаты на разного рода олимпиадах, научных конференциях, при сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ (например: из 10сдававших 9 учеников сдали на «5» в СОШ №58 г.Ярославля) и вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Временные рамки программы углубленного изучения биологии (5 ч/неделю) позволяют более эффективно использовать в преподавании биологии современные образовательные технологии: информационно-коммуникационную, технологию развитию критического мышления через чтение и письмо, развивающего обучения, проблемного обучения; активные формы учебных занятий: семинары, зачеты, лабораторный практикум, защиты проектов и др.

Во второй части «круглого стола» во время работы в группах учителями было проведено сравнение примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и программы с углубленным изучением биологических дисциплин в X-XI классах для классов, школ и лицеев общеобразовательных учреждений (автор В.Б. Захаров). При сравнении программ в части соотнесения основного содержания курса и требований к уровню подготовки выпускников было установлено следующее:

  • примерная программа для профильного уровня несколько шире программы для углубленного изучения биологии в X-XI классах общеобразовательных учреждений, по содержанию, и значительно объемнее по практической части. Примерная программа включает значительно больше демонстраций, лабораторных опытов и практических работ.
  • авторская программа для углубленного изучения биологии содержит меньше по сравнению с примерной программой изучения биологии на профильном уровне лабораторных опытов и практических работ, направленных на реализацию деятельностного, практико-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Содержание авторской программы для углубленного изучения биологии в целом соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников по рубрике «Знать/понимать», включающей требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Что же касается рубрики «Уметь», включающей требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д. формируется частично, так как не все виды деятельности обозначены в разделе «приобретение умений», а рубрика «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» совсем отсутствует.

Но в тоже время программа углубленного изучения биологии позволяет не формальное изучение тем курса, а их отработку и корректировку полученных знаний через сложившуюся систему контроля и выполнения большого количества практических работ.

Всеми учителями высказано предложение о сохранении 5-ти часовой системы занятий в неделю в профильных классах за счет школьного компонента, так как содержание курса биологии на профильном уровне значительно расширено, особенно его практическая часть, а часы сокращены до 3х часов, что не дает возможности отрабатывать полученные умения и навыки; либо сохранения классов с углубленным изучением биологии, но с разработкой авторской программы для таких классов, соответствующей стандарту общего среднего образования (профильный уровень). Также высказано пожелание о ранней профилизации по изучению биологических дисциплин в 8-9 классах из школьного компонента.

Методист кафедры естественно-математических дисциплин

Т.В.Немцева