Кафедра естественно-математических дисциплин
Информация
о результатах проведения в ГОУ ЯО «Институт развития образования»
«круглого стола» 26 марта 2008 г. для учителей физики
г. Ярославля и области
на тему: «Краткое сравнение
программы для школ и классов с углубленным изучением
физики
на III cтупени школьного обучения и примерной программы
среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень)»
В обсуждении темы «круглого стола» принимали участие представители муниципальных методических служб и опытные учителя-практики, работающие в классах с углубленным изучением физики и в классах с изучением предмета на профильном уровне (всего 21 человек).
Перед участниками «круглого стола» была поставлена задача проанализировать, сравнить и обсудить программы для школ и классов с углубленным изучением физики на III cтупени школьного обучения и примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень), ответив на следующие вопросы:
-
как соотносятся
а) основное содержание курса и
б) требования к уровню подготовки выпускников;
- обеспечивают ли программы углубленного изучения физики профильный уровень обучения старшеклассников.
Предметом сравнения и обсуждения участников «круглого стола» стали программа для школ (классов) с углубленным изучением физики 10-11 кл. (авторы Ю. И. Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, В.А. Орлов, А.А. Пинский), программа углубленного изучения физики (автор Г.Я. Мякишев) и примерная программа среднего (полного) общего образования по физике 10-11 кл. (профильный уровень). Указанные выше программы углубленного изучения физики опубликованы Министерством образования РФ в сборнике программ для общеобразовательных учреждений в издательстве «Дрофа» в 2004 г.
Перечни разделов и тем курса физики в рассматриваемых программах практически не отличаются, однако программы углубленного изучения физики имеют основную цель- углубление и расширение знаний по предмету. Программа же профильного курса физики помимо овладения предметными знаниями и умениями предусматривает подготовку учащихся к осознанному выбору продолжения образования, овладение универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями.
Рассматриваемые программы рассчитаны на разное количество часов: программа для классов с углубленным изучением физики- 6 часов в неделю, всего 408 часов за 2 года обучения; программа средней школы (профильный уровень) рассчитана на 5 часов в неделю, всего 350 часов за 2 года обучения.
В связи с этим, программа для углубленного изучения физики по содержанию уебного материала и количеству лабораторных работ превосходит программу профильного уровня, что соответствует поставленным целям.
Материал, представленный в программах для углубленного изучения физики, структурирован в виде набора физических знаний из отдельных разделов науки и изучение этого материла в большей мере подразумевает реализацию знаниевого подхода. Профильное же обучение физике, в основном направлено на изучение основ физических теорий, методологии науки, формирование жизненных качеств и жизненной позиции учащихся.
Содержание сравниваемых программ углубленного и профильного обучения физике отличаются также и по требованиям к уровню подготовки выпускников.
По рубрике «Знать/понимать», включающей требования к уровню усвоения учебного материала учащимися, в программе углубленного изучения предмета заложен более высокий уровень. Что же касается рубрик «Уметь», включающей требования, к усвоению более сложных умений и видов деятельности, в том числе творческих: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д., а также рубрики «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», то программа профильного обучения ориентирована на достижение вышеозначенных требований, а программа углубленного изучения ограничивается лишь овладением учащимися предметными знаниями и умениями.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что программа углубленного изучения физики не обеспечивает в полной мере достижение требований к уровню подготовки выпускников профильных школ (классов), следовательно, она не может быть использована в профильном обучении без существенной доработки.
В зависимости от профиля и состава профильного класса и интересов учащихся возможно углубление их знаний по некоторым разделам курса физики за счет проведения элективных предметов, содержание которых может быть построено на основе программ углубленного изучения физики.
Методист кафедры естественно-математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО
|
И.Б.Бровкин |
Старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГОУ ЯО ИРО
|
И.С.Корьяков
|
|