логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о Кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра

Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра естественно-математических дисциплин

Информация
о результатах проведения в ГОУ ЯО «Институт развития образования»
«круглого стола» 27 марта 2008 г. для учителей химии образовательных учреждений
«Соотнесение программ углубленного и профильного изучения предмета химии»

В работе «круглого стола» приняли участие 17 учителей химии г. Ярославля и Ярославской области, преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин, доцент Батина Е.В. и методист городского центра развития образования Кукова Г.Г.

В первой части «круглого стола» учителя-практики СОШ №30, №74, №79, гимназий №1 г. Ярославля и №1 г. Ростова поделились своим опытом работы в классах, где предмет «химия» изучается на профильном уровне; учителя СОШ №58, гимназии №8, г. Рыбинска, лицея №2 г. Рыбинска - в классах углубленного изучения химии.

Так, учителя, работающие в классах углубленного изучения химии, отметили, что за время работы у них накоплен богатый методический материал, обеспечивающий эффективность работы и высокое качество химического образования выпускников. Их ученики стабильно показывают высокие результаты на разного рода олимпиадах, научных конференциях, при сдаче экзаменов в высшие учебные заведения. Временные рамки программы углубленного изучения химии (5 ч/неделю) позволяют более эффективно использовать в преподавании химии современные образовательные технологии: информационно-коммуникационную, технологию развитию критического мышления через чтение и письмо, развивающего обучения, проблемного обучения; активные формы учебных занятий: семинары, зачеты, защиты проектов.

Во второй части «круглого стола» во время работы в группах учителями было проведено сравнение примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) и авторской программы И.Г. Остроумова, О.С. Габриеляна для профильного и углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) (по просьбе учителей, работающих по данной авторской программе. Ранее на кафедре естественно-математических дисциплин было проведено соотнесение примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) с другой программой углубленного изучения химии).

При сравнении программ в части соотнесения основного содержания курса и требований к уровню подготовки выпускников было установлено следующее:

Авторская программа И.Г. Остроумова и О.С. Габриеляна для профильного уровня полностью совпадает с программой этих же авторов для углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений, и обе эти программы значительно шире по содержанию, чем примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень). Авторская программа включает значительно больше демонстраций, лабораторных опытов и практических работ. В то же время, авторская программа для углубленного изучения химии содержит меньше по сравнению с примерной программой изучения химии на профильном уровне лабораторных опытов и практических работ, направленных на реализацию деятельностного, практико-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья,

Кроме того, в авторской программе не нашли отражение расчетные задачи, которых в примерной программе 14 типов.

Содержание авторской программы для углубленного изучения химии в целом соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников по рубрике «Знать/понимать», включающей требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Что же касается рубрики «Уметь», включающей требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д., а также рубрики «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», то однозначно ответить на вопрос о соответствии авторской программы требованиям к уровню подготовки на профильном уровне нельзя, так как в авторской программе отсутствуют:

  • цели углубленного изучения химии;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • ряд лабораторных опытов и практических работ, предусмотренных примерной программой;
  • расчетные задачи.

Но так как авторская программа И.Г. Остроумова, О.С. Габриеляна предназначена и для профильного, и для углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений, она должна обеспечивать профильный уровень обучения старшеклассников.

Тем не менее, при составлении рабочих программ на основе данной авторской необходимо руководствоваться требованиями образовательного стандарта по химии к уровню подготовки выпускников для профильной школы.

Методист кафедры естественно-математических дисциплин
Т.А. Яковлева