Кафедра естественно-математических дисциплин
Информация
о результатах проведения в ГОУ ЯО «Институт развития образования»
«круглого стола» 27 марта 2008 г. для учителей химии образовательных учреждений
«Соотнесение программ углубленного и профильного изучения предмета химии»
В работе «круглого стола» приняли участие 17 учителей химии г. Ярославля и Ярославской области, преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин, доцент Батина Е.В. и методист городского центра развития образования Кукова Г.Г.
В первой части «круглого стола» учителя-практики СОШ №30, №74, №79, гимназий №1 г. Ярославля и №1 г. Ростова поделились своим опытом работы в классах, где предмет «химия» изучается на профильном уровне; учителя СОШ №58, гимназии №8, г. Рыбинска, лицея №2 г. Рыбинска - в классах углубленного изучения химии.
Так, учителя, работающие в классах углубленного изучения химии, отметили, что за время работы у них накоплен богатый методический материал, обеспечивающий эффективность работы и высокое качество химического образования выпускников. Их ученики стабильно показывают высокие результаты на разного рода олимпиадах, научных конференциях, при сдаче экзаменов в высшие учебные заведения. Временные рамки программы углубленного изучения химии (5 ч/неделю) позволяют более эффективно использовать в преподавании химии современные образовательные технологии: информационно-коммуникационную, технологию развитию критического мышления через чтение и письмо, развивающего обучения, проблемного обучения; активные формы учебных занятий: семинары, зачеты, защиты проектов.
Во второй части «круглого стола» во время работы в группах учителями было проведено сравнение
примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) и авторской программы И.Г. Остроумова, О.С. Габриеляна
для профильного и углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень) (по просьбе учителей, работающих по данной авторской программе. Ранее на кафедре естественно-математических дисциплин было проведено соотнесение примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) с другой программой углубленного изучения химии).
При сравнении программ в части соотнесения основного содержания курса и требований к уровню подготовки выпускников было установлено следующее:
Авторская программа И.Г. Остроумова и О.С. Габриеляна для профильного уровня полностью совпадает с программой этих же авторов для углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений, и обе эти программы значительно шире по содержанию, чем примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень). Авторская программа включает значительно больше демонстраций, лабораторных опытов и практических работ. В то же время, авторская программа для углубленного изучения химии содержит меньше по сравнению с примерной программой изучения химии на профильном уровне лабораторных опытов и практических работ, направленных на реализацию деятельностного, практико-ориентированного подходов, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья,
Кроме того, в авторской программе не нашли отражение расчетные задачи, которых в примерной программе 14 типов.
Содержание авторской программы для углубленного изучения химии в целом соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников по рубрике «Знать/понимать», включающей требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Что же касается рубрики «Уметь», включающей требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д., а также рубрики «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни», то однозначно ответить на вопрос о соответствии авторской программы требованиям к уровню подготовки на профильном уровне нельзя, так как в авторской программе отсутствуют:
- цели углубленного изучения химии;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- ряд лабораторных опытов и практических работ, предусмотренных примерной программой;
- расчетные задачи.
Но так как авторская программа И.Г. Остроумова, О.С. Габриеляна предназначена и для профильного, и для углубленного изучения химии в X-XI классах общеобразовательных учреждений, она должна обеспечивать профильный уровень обучения старшеклассников.
Тем не менее, при составлении рабочих программ на основе данной авторской необходимо руководствоваться требованиями образовательного стандарта по химии к уровню подготовки выпускников для профильной школы.
Методист кафедры естественно-математических дисциплин
|
Т.А. Яковлева |
|