логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о Кафедре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Кафедра

Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Кафедра естественно-математических дисциплин

Информация
о результатах проведения в ГОУ ЯО «Институт развития образования»
«круглого стола» 27 марта 2008 г. с целью
сопоставления программы углубленного изучения математики на третьей ступени
обучения и программы изучения математики на профильном уровне

На обсуждении темы «круглого стола» присутствовало 20 человек из них – 5 заслуженных учителей школ Ярославской области, методист института, проректор института; остальные учителя школ; были представители из школ г. Рыбинска, Ярославля, Углича, Ростова; среди которых были учителя из 4-х школ с углубленным изучением математики, остальные из школ изучения математики на профильном уровне.

1. Основное и четкое разделение на методологическом уровне общеобразовательной и специализирующей функций математики реализуется в ряде школ Ярославской области с 1970 года. В этом году выпускники многих школ области изучали курс математики по примерным программам, составленным на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования на профильном уровне, который позволяет обеспечить улубленное изучение математики. Таким образом, в сложившейся системе образования на сегодняшний день существуют два подхода к реализации специализирующей функции математики. Первый подход состоит в том, что в системе углубленного изучения математики курс математики становится специализирующим за счет расширения содержания образования на второй ступени обучения т.е с VIII класса. Изучение курса математики на профильном уровне становится специализирующим на третьей ступени обучения т.е с X класса.

Сравнение программ изучения курса математики на углубленном и профильном уровнях

Разделы для сравнения Программа углубленного изучения предмета Программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень)
Цели и задачи
изучения предмета
Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:
  • овладение конкретными математическими знаниями, не обходимыми для применения практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • формирование представлений о математике как части общей человеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Обучение математике заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений необходимых и достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования
  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  • развитие логического мышления алгоритмической культуры, пространственного воображения, развития математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимым для продолжения образования;
  • воспитание средствами математики культуры личности.
Содержание курса
  • Элементарные функции;
  • тождественные преобразования;
  • уравнения, неравенства системы;
  • элементы математического анализа;
  • приложение математического анализа;
  • комплексные числа;
  • элементы комбинаторики;
  • геометрия.
  • Числовые и буквенные выражения;
  • тригонометрия;
  • функции;
  • начала математического анализа;
  • уравнения и неравенства;
  • элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности;
  • геометрия.
Требования к уровню подготовки Алгебра и математический анализ.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
  • выполнять действия над комплексными числами, заданными в различных формах; находить комплексные корни многочленов;
  • строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
  • проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных логарифмических и тригонометрических выражений;
  • решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства, доказывать неравенства;
  • решать системы уравнений изученными методами;
  • применять аппарат математического анализа к решению задач;
Требования к уровню подготовки, который является обязательным условием положительной аттестации учащихся, структурированы по трем компонентам:
  • «знать»– «понимать»;
  • «уметь»;
  • «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Компоненты представлены по каждому из разделов содержания.
Число часов в неделю 8 часов 6 часов
Способы учебной работы старшеклассников Умение определять математическое содержание выполнения задания;
  • умение переходить от реальной ситуации к математической модели;
  • умение исследовать математическую модель ее средствами;
  • умение переходить с информацией, представленной на одном языке на другой язык;
  • умение сделать полученные знания предметом собственного анализа и творческого применения.
Умение определять математическое содержание выполнения задания;
  • умение переходить от реальной ситуации к математической модели;
  • умение исследовать математическую модель ее средствами;
  • умение переходить с информацией, представленной на одном языке на другой язык;
  • умение сделать полученные знания предметом собственного анализа и творческого применения.
Период изучения математики по программе С VIII класса по XI X – XI класс
Число учащихся в 2007-2008 учебном году 226 человек (6 образовательных учреждений) 1574 человек
Роль математической подготовки в будущей профессиональной деятельности Основная Прикладная
Опыт преподавания математики в соответствующем курсе Не менее 35 лет Нет опыта

Исходя из сведений, представленных в таблице, можно сказать, что цели изучения математики старшеклассниками на третьей ступени обучения более конкретные при изучении математики на профильном уровне, чем в курсе углубленного изучения математики.

Содержание обучения на профильном уровне включает все содержание обучения углубленного курса изучения математики на третьей ступени и элементы математического содержания из программы курса углубленного изучения математики второй ступени обучения (СпрIII= СугIII+ СугII). Иначе говоря, содержание обучения старшеклассников Ш ступени на профильном уровне шире, чем содержание обучения по программам углубленного курса изучения математики.

Система итоговых результатов, которых безусловно должны достичь все учащиеся в курсе углубленного изучения математики, сложилась. О высоком уровне учебных достижений выпускников, изучавших математику по углубленному курсу изучения говорят результаты ЕГЭ (справляемость 100%, успешность 97-98%) и то, что на протяжении 15-ти лет учащиеся X–XI классов, являются участниками международной олимпиаде по математике, занимая первые места. Система итоговых результатов, которые являются обязательным условием положительной аттестации учащихся по программе изучения математике на профильном уровне, пока не задана. Базовые требования, связанные с формированием у подрастающего поколения определенных компетенций, не обеспечены их описанием в той мере, в какой их можно распознать и измерить. Так, понятию «понимание» не дано четкого определения или хотя бы описания. В связи с чем, пока ни какой операциональности для этого понятия не существует.

2. Методическая система обучения старшеклассников третьей ступени в курсе углубленного изучения математики обеспечивает развитие у них интереса к математике и математических способностей на основе учета потребностей учащихся и их индивидуальных возможностей изучения математики.

Использование методических средств , которые позволяют приспособить общую программу обучения в профиле к субъективным потребностям учащихся и возможности организации изучения курса математики на разной глубине его прохождения в рамках одного профиля, сопряжены с необходимостью:

  • анализа понятий, идей, концепции построения курса изучения математики в соответствующем профиле;
  • учета специфики развития математических понятий при изучении их учащимися на одном профильном уровне с разными потребностями в математических знаниях;
  • обеспечение идеи взаимосвязи математических курсов и способов их реализации в организации учебного процесса конкретного профиля.

Условия решения данных проблем следующие:

а) по номенклатуре вопросов, содержание обучения по программе курса углубленного изучения математики на третьей ступени, почти не отличается от содержания обучения математике на профильном уровне. Наряду с блоками в содержании обучения каждой программы выделяются методологические линии, в которых содержание прослеживается с точки зрения развития общих методологических понятий и идей курса математики третьей ступени обучения. Это позволяет педагогу отвлечься от места конкретной темы в курсе, оценить ее значение по отношению к соответствующей содержательной линии. Но, в структурном отношении содержание обучения в программах представлено по-разному. Т.е. на одном и том же наборе базисных математических понятий создаются неидентичные системы знаний, с разной:

  • устойчивостью к сохранению их во времени;
  • уровнем обобщенности;
  • потенции к саморазвитию;

б) требования к математической подготовке регламентируют уровень усвоения элементов содержания обучения учащимися. Главное и определяющее в достижении целей изучения математики на профильном уровне – изучение теории. Теоретический материал по математике осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, независимо от глубины прохождения материала. Уровень подготовки учащихся по курсу углубленного изучения математики устанавливается умением решать учащимися определенный класс математических задач и задач внематического содержания. Решение этих задач не связано с проверкой овладения учащимися теми или иными алгоритмами и не ограничивается проверкой специальных знаний и умений.

Проблема отбора задач для полного соответствия реальным потребностям учащихся конкретного профиля связана с тем, что к освоению ряда эвристических приемов решения задач они не готовы. Причин несколько. Одна из них состоит в том, что количество эвристических приемов не зависит от количества решаемых задач. Другая связана с тем, что у учащихся третьей ступени на профильном уровне обучения математике не сформированы некоторые эвристическим приемы, которые должны быть обеспечены решением задач на второй ступени обучения. Не мало важная причина низких эвристических умений заключается в том, что при изучении математики на профильном уровне зауживается класс задач, с помощью которых организуется изучение и усвоение математических понятий. Чем уже класс задач, решаемых учащимися, тем сложнее формирование у них интегративной, обобщающей формы мышления.

«Большинство учебников, озаглавленных как профильные или для «углубленного изучения», это лишь слегка дополненные базовые учебники». (Математика в школе №2 2008 год.)

Таким образом, программа изучения математики на профильном уровне пока не располагает необходимыми ориентирами для выбора тех средств обучения, которые способствуют достижению цели обучения математике на профильном уровне.

В ходе обсуждения на круглом столе, указанной проблемы, участники обсуждения единодушно пришли к выводу: программа углубленного изучения математики на третьей ступени обеспечивает изучение математики на профильном уровне по программе, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Обучение учащихся на профильном уровне не обеспечивает тот уровень математической подготовки учащихся, который обеспечивает обучение по программе углубленного курса изучения математике (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев 2000 год).

Методист кафедры естественно-математических дисциплин


Р.Ф. Дьякова