логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 
Карта Яросла
		вской области
ГЛАВНАЯ

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

«Формирование гражданственности и российской культурной идентичности
в преподавании предметов гуманитарного цикла»

Региональная научно-практическая конференция

26 ноября 2009

Регистрация участников конференции - 9.00-10.00

Программа

Пленарное заседание I
10.00-11.30 (ауд. 204)

Председатель - Н.В. Чеканова,
д. ист.н., зав. кафедрой гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО

  1. Байбородова Л.В Повышение воспитательного потенциала образовательного процесса.
  2. Чеканова Н.В. Место предметов гуманитарного цикла в образовательном и воспитательном процессах.
  3. Шматуха В.А. Гуманитарное образование как средство формирования гражданского самосознания (методические аспекты).
  4. Басов А.В. Формирование гражданского самосознания средствами социальных институтов.
  5. Кузнецов А.Н. О роли органов по делам молодежи в развитии гражданского общества через формирование активной гражданской позиции школьников.

Секционные заседания
11.30-13.30

Секция 1. Философия и методология образования
(ауд. 406)

Председатель - Г.В. Парамонов,
к. филос.н., доц. каф. гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО.

  1. Резчикова Е.А. Проблемы национальной аксиологии в трудах русских религиозных мыслителей начала 20 века.
  2. Львова М.А. Проблема формирования этнокультурной идентичности и современный образовательный процесс (из опыта работы преподавателя-филолога).
  3. Парамонов Г.В. Самоидентификация человека как языковой личности.
  4. Соловьев Я.С. Формирование гендерной идентичности на уроках истории родного края.
  5. Сапегин К.В. Значимый взрослый как ценность и результат современного образования.
  6. Кюребекова М.Н. Мировоззрение личности в поликультурном гражданском обществе.

Выступления в дискуссии

Секция 2. Формирование гражданственности и российской культурной идентичности
в процессах внеклассной работы и дополнительного образования
(ауд. 204)

Председатель - Т.Н. Гущина,
к.пед.н., доц. кафедры педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО.

  1. Навальная О.Н. Формирование гражданской позиции в процессе исследовательской деятельности на краеведческом материале в системе внеурочной работы по предмету.
  2. Кузьмина М.Н. Внеклассные мероприятия по лирике в системе работы учителя-словесника как средство эстетического и нравственного развития учащихся разновозрастных групп вечерней школы.
  3. Москвина О.В. Формирование гражданского самосознания учащихся во внеклассной работе по географии.
  4. Замашкина Л.А. Опыт формирования гражданского самосознания и этнокультурной идентичности в системе работы классного руководителя.
  5. Байкина Ю.Л. Система школьного ученического самоуправления как способ формирования гражданской позиции.
  6. Горобченко В.А. О роли объединений дополнительного образования детей в формировании гражданской позиции юного поколения.
  7. Халлыева О.Р. Грани взаимодействия школьного и библиотечного краеведения.
  8. Гущина Т.Н. О роли ценностных ориентаций в развитии социальной активности старшеклассников.
  9. Мельник Н.С. Использование ландшафтного подхода в исследовательской деятельности учащихся по изучению своей местности как возможности формирования их духовно-нравственного облика.

Выступления в дискуссии:

Недодаева С.Б. Формирование гражданской позиции и этнокультурного самосознания в организации проектной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе.
Орлова Т.А. Роль школьного лесничества в формировании активной жизненной позиции подростков.
Толокнова Е.В. Экологическое воспитание учащихся на занятиях школьного туристско-краеведеческого кружка.

Секция 3. Личностное и национальное самоопределение
в искусстве и потоке истории.
 (ауд. 406а)

Председатель - С.А. Томчук,
к.псх.н., доц. каф. гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО

  1. Фалетрова О.М. Интонационно-стилевой подход к изучению русской музыки как основа формирования российской культурной идентичности.
  2. Метелькова Т.Ю. Роль авторской песни в формировании гражданственности учащихся.
  3. Смирнова А.Н. Музейная экспозиция как средство формирования гендерных представлений.
  4. Панова Е.А. Формирование культурной идентичности учащихся средствами изобразительного искусства.
  5. Бокова Л.П. Духовно - нравственный потенциал культурного наследия Ярославского края.
  6. Томчук С.А. Формирование гражданской позиции учащихся в процессе освоения курса музыкально-краеведческой направленности «Музыкальные традиции Ярославского края».
  7. Потапова Н.А. Героические образы русской музыки как средство формирования гражданственности школьников.

Выступления в дискуссии:

Соколова Е.А. Формирование гражданского самосознания и этнокультурной идентичности школьников (практический опыт преподавания элективного курса «История религий»).

Секция 4. Формирование гражданского самосознания, культурной и языковой идентичности на уроках гуманитарного цикла
(ауд. 407)

Председатель - Л.А. Харитонова,
ст.преп. каф. гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО

  1. Сургучева Т.А. Работа учителя истории открытой (сменной) общеобразовательной школы по формированию гражданско-патриотической позиции учащихся (на примере изучения краеведческого материала).
  2. Осокина О.Л. Подготовка учащихся к гражданскому и профессиональному самоопределению в курсе по выбору «Мой край ярославский - частица России».
  3. Киселев С.И. Изучение исторической личности как средство формирования гражданских качеств учащихся.
  4. Никитина Л.Б. Формирование навыка информационной переработки текста при обучении русскому языку в основной школе.
  5. Харитонова Л.А. Реализация целей патриотического воспитания на материале учебников Отечественной истории
  6. Хомутова Л.Н. Роль учебного предмета «География» в формировании базовых национальных ценностей гражданина России.
  7. Краюшкина О.Б. Воспитание гражданственности при изучении темы «Население России».
  8. Бубнова Л. Д. Организация деятельности школы по нравственному воспитанию обучающихся.
  9. Забавина В. Ф. Воспитание нравственного самосознания через предметы гуманитарного цикла

Выступления в дискуссии:

Богачева О.А. Реферат по литературе как форма исследовательской деятельности учащихся.
Воронова С.М. Использование уровневой дифференциации на уроках русского языка.
Моторова М.С. Живое соприкосновение с историей (из опыта работы семибратовской средней школы).

Пленарное заседание II
13.30-15.00
(ауд. 204)
Закрытие конференции

  1. Соловьева О.Ю. Гражданское самоопределение личности школьника.
  2. Романова Л.А. Изучение теории литературы в средней школе как средство формирования гуманистической позиции личности школьника и развития его творческих способностей.
  3. Савицкий Н.А. Формирование духовного здоровья, толерантности, гражданственности через постижение истории края и страны (из опыта работы над социальным проектом «Боль Волголага не должна быть забыта»).
  4. Горожанина М.А., Григорьева М.В., Голицына Г.Л. Интегрированные уроки как средство воспитания гражданского самосознания (из опыта работы преподавателей гуманитарных дисциплин ПУ-33 пос. Семибратово)
  5. Колчин Д.В. Реализация программы «Родники» - путь возрождения духовно-нравственных традиций России.