логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ
Приоритетный национальный проект
«Образование»
Методическое обеспечение
Учителя-победители
Школы-победители
Мониторинг реализации инновационных проектов

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО)
 Методическое обеспечение

Рекомендации по составлению аналитической справки для педагогов,
участвующих в ПНПО
(конкурс на денежное поощрение лучших учителей)

Конкурсный отбор лучших учителей осуществляется на основании двух групп критериев: критериев участия и критериев конкурсного отбора. Критерии участия и отбора являются фиксированными и обязательными.

На участие в конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической работы не менее 3 лет, основным местом работы которых является образовательное учреждение. Лица, осуществляющие в образовательных учреждениях только административные или организационные функции, права на участие в конкурсе не имеют.

Критерии отбора учителя:

  • позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
  • позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам;
  • позитивные результаты деятельности по выполнению функций классного руководителя;
  • использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.) за последние пять лет;
  •  участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах (за последние 10 лет).
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Аналитическая справка о деятельности учителя является наиболее значительным по объему документом в конкурсном пакете претендента на получение денежного вознаграждения в конкурсе лучших учителей ПНПО и должна содержать описание и анализ результатов профессионально-педагогической деятельности педагога. Она не только самый большой по объему документ конкурсного пакета, но и самый слож¬ный по структуре и наиболее разнообразный по содержанию. В аналитической справке наряду с обычным текстом, как правило, приводятся различные иллюстрации, схемы, графики, диаграммы, таблицы и другие элементы, предназначенные для того, чтобы более наглядно и убедительно представить содержание и результаты деятельности учителя, продемонстрировать их значительность. Достичь этого невозможно без профессионального анализа и оценки представляемых количественных и качественных данных. К сожалению, педагоги нередко забывают, что готовят не просто справку, а аналитическую справку. В связи с этим, необходимо обратить внимание, что в аналитической справке:

  •   все цифры, таблицы, графики и диаграмм должны быть прокомментированы. Отсутствие грамотных профессиональных пояснений и комментариев к приводимым фактам затрудняет восприятие и может быть квалифицировано как следствие низкой аналитической и рефлексивной культуры автора. Мало просто представить результаты, их надо прокомментировать, проанализировать и оценить.
  •  необходимо избегать пространных рассуждений на различные педагогические темы, развернутых описаний используемых педагогических методик (методов, форм, средств, приемов).  Аналитическая справка не курсовая или дипломная работа по педагогическим специальностям. Достаточно назвать или, в случае необходимости, кратко охарактеризовать педагогические подходы, дидактические системы и конкретные методики, используемые учителем в своей повседневной работе, используя при этом не более 10-15 предложений. Важнее продемонстрировать причинно-следст¬венную связь между тем, что и как делает учитель, и полученными результатами, достижениями учеников.

Каких-либо обязательных требований к структуре аналитической справки, представляемого учителем-претендентом на получение денежного поощрения в рамках ПНПО, не установлено. Автор волен выбрать любую логику, позволяющую наилучшим образом донести содержание до экспертов.

Комментарии к критериям отбора лучших учителей

Критерий «Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года»

Содержание критерия

Смысл критерия в том, что оценивается именно динамика, «прирост» учебных достижений тех учащихся, с которыми в течение определенного периода времени постоянно работал учитель. Таким образом, вполне возможны ситуации, когда абсолютные итоговые показатели учащихся не высоки, но по сравнению со стартовыми результатами они свидетельствуют об очевидном прогрессе. Данный критерий - один из самых важных, весомых. Он, в первую очередь, позволяет судить о профессионализме и эффективности учителя.

Комментарий

Поскольку речь здесь идет именно об учебных достижениях школьников, то, во-первых, можно учитывать результаты Единого Государственного Экзамена, во-вторых, результаты различных (муниципальных, региональных, международных) олимпиад по учебным предметам, позитивная динамика общей успеваемости, позитивная динамика «качества знаний» учащихся. Однако могут быть другие варианты: индивидуальные детские портфолио, рейтинги учащихся, успешная реализация проектов, связанных с определенными отраслями знания и т.д.

Содержание этого раздела должно представить целевые ориентиры которых придерживается претендент в преподавании учебного предмета (его профессиональную индивидуальность в этой области), а также обусловленную ими результативность его работы. Результативность раскрывается главным образом через учебные дости¬жения обучающихся и оценивается путем установления характера их динамики.

Особую ценность имеют данные, полученные в результате независимой (внешней) оценки достижений обуча¬ющихся, то есть оценки, данной не самим учителем, а администрацией школы, представителями вышестоящих инстанций, государственными аттестационными службами. Такие данные могут быть получены по ре¬зультатам ЕГЭ и других аттестационных процедур.

Достоверность данных по большинству перечисленных показателей может быть подтверждена существующей учетно-отчетной документацией (справками по результатам проверок, экзаменационными протоколами и т.п.). Рост мотивации (интереса) к изучению предмета подтверждается результатами регулярного анкетирования обучающихся и их родителей. Желательно, чтобы оно проводилось педагогом-психологом, социальным педагогом или иными работниками школы, непосредственно не связанными с преподаванием данного учебного предмета.

Критерий «Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам»
Содержание критерия

Внеурочная деятельность учителя показывает, насколько высока его педагогическая активность и широки педагогические возможности, для которых могут быть узки рамки классно-урочной работы и обучения на основе стандарта. Вместе с тем эта деятельность свидетельствует о популярности учителя среди учеников, так же как и о его эффективности, ведь на внеурочные формы работы учащиеся приходят к педагогу добровольно.

Комментарий

В этом случае имеется в виду деятельность, которая осуществляется учащимися под руководством педагога, либо в сотрудничестве с ним, вне урока. В основном, здесь учитывается реализация различных проектов, связанных с содержанием учебных предметов. Критерием успешности выступает академическая корректность и социальная значимость продукта, созданного в конечном итоге детьми.

Также свидетельством успешной деятельности ребенка по предмету вне школы может быть рекомендация от компетентного специалиста дополнительного образования. Например, если ребенок поступил в музыкальную школу с более высоким уровнем базовой подготовки, чем у остальных, то это может свидетельствовать о высоком качестве работы преподавателя музыки в общеобразовательной школе. Обязательно также должны учитываться такие традиционные показатели как ведение кружков, секций, факультативов, достижения (первые и призовые места) учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня (от муниципального до международного).

Внеурочная работа по предмету может включать в себя:

  • ведение предметных кружков (секций, факультативов),
  • руководство индивидуальными и групповыми проектами обучающихся (учебными, учебно-исследовательскими и другими проектами в соответствующей предметной области в которых обучающиеся участвуют на добровольной основе),
  • подготовку отдельных обучающихся к участию в предметных олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, федерального и международного уровней;
  • индивидуальная работа со слабоуспевающими школьниками;
  • организация и проведение предметных дней (недель, декад) и иных массовых мероприятий, связанных с преподаваемым предметом и т.д.

Результативность этой работы может отражаться такими показателями (кроме тех, которые отражены в таблице), как:

  • число обучающихся, систематически посещающих предметный кружок (факультатив);
  • число обучающихся, успешно выполнивших (осуществивших) предметные проекты; качество выполнения данных проектов;
  • уменьшение числа слабоуспевающих;
  • изменение характера мотивации (рост интереса) к изучению предмета,
  • увеличение числа обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах (конкурсах) на уровне учреждения;
  • увеличение количества и повышение качества работ, выполняемых обучающимися по самостоятельно выбранной теме или проблеме (индивидуальные и групповые проекты, учебные исследования).

Все приводимые здесь и в других разделах отчета данные должны быть документально подтверждены протоколами, грамотами, дипломами, приказами и т.д.

Требование наличия документального подтверждения не означает, что все перечисленные документы или их копии должны быть приложены к отчету в буквальном смысле. Вполне достаточно того, чтобы эти документы в принципе имелись в наличии, в распоряжении претендента.

С другой стороны, очевидно, что ни одну цифру, ни один факт или утверждение не стоит включать в текст отчета, если их нечем документально подтвердить.

Критерий «Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя»

Если на учителя не возложены обязанности классного руководителя, то это не является препятствием для его участия в конкурсе. Однако при проведении экспертизы по данному критерию ему присваивается ноль баллов.

Содержание критерия

Деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя, прежде всего, как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания предмета.

Комментарий

В этом разделе целесообразно раскрыть цели и задачи воспитательной работы с классом, формы, методы и содержание работы классного руководителя, а также результаты этой работы.

 Параметрами для оценки результатов деятельности классного руководителя может являться, с одной стороны, динамика учебных достижений (например, такой критерий как количество медалистов, победителей олимпиад, уменьшение процента двоечников в классе за определенное количество лет), а с другой стороны, повышение социальной, культурной и гражданской зрелости учащихся. Выражаться этот критерий может в проводимых с детьми дополнительных занятиях на социально-значимые темы, проведении мероприятий, касающихся профилактики «социальных» заболеваний, отсутствии или отрицательной динамике правонарушений. Одним из ключевых параметров здесь может послужить реализация детьми социально-значимых проектов на уровне школы, района, города.

Важно также учитывать:

  • активность учащихся в обустройстве жизни школы;
  • их работу в органах детского со- и самоуправления и проч.;
  • благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности);
  • постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;
  • отсутствие правонарушений у учащихся (или положительная динамика по этому показателю).

Кроме того, классный руководитель имеет отношение к обеспечению занятости обучающихся во внеурочное время («каждому нашел дело по душе»); определению оптимальной формы освоения образовательной программы учеником («каждому помог выработать индивидуальный учебный план») и даже отсутствию неуспевающих в классе («научил учиться»). Вместе с тем необходимо признать, что с точки зрения наличия документального подтверждения результативность выполнения функций классного руководителя наиболее проблематична. Конечно, это затруднение не является принципиально непреодолимым. Документами, подтверждающими результативность работы претендента в качестве классного руководителя, могут стать утвержденные в установленном порядке руководителем учреждения отчеты разных специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов) о проведенных плановых и внеплановых обследованиях классов, опросах (анкетировании) обучающихся, их родителей, педагогических работников; справки о результатах проверки состояния работы в классе, составленные различными должностными лицами образовательного учреждения.

Критерий «Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе»
Содержание критерия

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях, Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.

Комментарий

Само понятие «современные образовательные технологии» обозначает технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли (удельного веса) репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Основными показателями качества работы претендента в области использования СОТ могут быть:

  • использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения предмету, подтверждаемое открытыми учебными занятиями, лично разработанной электронной учебно-методической продукцией (цифровыми образовательными ресурсами), а также продуктами деятельности обучающихся;
  • использование проектных, исследовательских и других СОТ в процессе обучения предмету и воспитательной работе, подтверждаемое соответствующими продуктами деятельности обучающихся;
  • разработка и использование общественно признанной, то есть успешно прошедшей профессиональную экспертизу, учебно-методической продукции по вопросам, связанным с применением СОТ, в том числе адекватных методик фиксации и оценивания учебных достижений обучающихся, новых контрольно-измерительных материалов и др.

Особо значимым в этом контексте является такой показатель, как результативность использования СОТ (Речь идет уже не о количестве выполненных проектов, созданных цифровых образовательных ресурсов и т.п., а об образовательных результатах — учебных достижениях обучающихся в широком смысле).

Автору необходимо ответить на вопрос о том, есть ли на данный момент результаты, обусловленные использованием СОТ, как они соотносятся с результатами, приведенными в других разделах отчета, как их проинтерпретировать и подать.

Критерий «Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.) за последние пять лет».
Содержание критерия

Данный критерий позволяет судить о роли учителя в профессиональном сообществе, востребованности его опыта среди коллег.

Комментарий

Здесь могут учитываться научные и научно-методические публикации учителя, регулярность проведения им мастер-классов, организация семинаров и круглых столов, касающихся содержания предмета или обще-педагогических вопросов. Педагог может являться автором курса повышения квалификации для работников образования, разработчиком инновационной методики или технологии обучения или воспитания, которая активно используется его коллегами.

Формируя содержание этого раздела, следует иметь в виду, что в рамках конкурса лучших учителей ПНПО учитываются достижения претендента на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях. При этом деление по перечисленным уровням имеет смысл только в отношении распространения опыта. Обобщение же опыта всегда осуществляется только на одном уровне — интеллектуальном (рефлексивно-аналитическом).

Обобщение педагогического опыта — не простое описание того, что и как делает претендент в классе и за его пределами, пусть даже очень точное и полное. Самое подробное описание не в состоянии решить главную задачу — передать опыт другим, поскольку это невозможно сделать в принципе. Передать можно только идею (концептуальную схему, теоретическую модель, методику и т.п.), которая составляет сущность данного опыта. Однако идею надо сначала выделить из опыта, осмыслить и зафиксировать в той или иной форме. В этом и заключается рефлексивно-аналитическое действие, которое получило название «обобщение конкретного педагогического опыта». При этом под конкретным педагогическим опытом надо понимать опыт работы конкретного педагога.

Продуктом обобщения опыта в контексте конкурса ПНПО является соответствующий учебно-методический текст, зафиксированный на любом материальном носителе (бумажном, электронном) и обнародованный в установленном порядке. (Под обнародованием произведения науки (искусства и пр.) понимается осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом, например, путем размещения на веб-сайтах или в компьютерных базах данных). В связи с вышесказанным содержание данного раздела справки может состоять из двух частей. В первой части представляется перечень продуктов обобще¬ния собственного педагогического опыта с их предельно краткой характеристикой. Во второй части указываются сведения о распространении опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Данные о распространении опыта отражают объем и характер активности претендента в данном направлении. Основными формами распространения опыта являются:

  • проведение мастер-классов (открытых занятий) и авторских семинаров;
  • систематическая работа с молодыми коллегами (наставничество, шефство, руководство педагогической практикой студентов);
  • участие с докладами в семинарах, совещаниях и конференциях;
  • научно-методические публикации в региональных изданиях и банках педагогической информации.

Документальным подтверждением распространения опыта являются планы работы и протоколы заседаний методических объединений; видеозаписи мастер-классов; опубликованные программы и материалы семинаров, конференций, совещаний, публикации в журналах, сборниках, на веб-сайтах; научно-методические труды и монографии.

Критерий «Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах (за последние 10 лет)»
 Содержание критерия

Данный критерий характеризует стремление учителя не только к передаче своего, но и восприятию чужого опыта, его профессиональное честолюбие, конкурентоспособность.

Комментарий

Сам факт участия в каком-либо профессиональном конкурсе, независимо от достигнутого результата, определенно свидетельствует в пользу претендента. Поэтому в этом разделе необходимо привести данные обо всех случаях личного участия претендента в конкурсах муниципального и более высокого уровней. При этом следует обратить внимание на два момента.

Во-первых, в этом разделе речь идет только о профессиональных конкурсах, в которых участвовал лично претендент, а не его ученики или образовательное учреждение (отдельное структурное подразделение), в котором он работает.

Во-вторых, учитывая реальную ситуацию, обусловленную правилами проведения многих профессионально-педагогических конкурсов, в отчете разрешается привести требуемые данные не только за последние три года, как во всех предыдущих разделах, а за последние 10 лет.

Если по условиям конкурса требовалось представить определенную конкурсную работу в письменном или ином овеществленном виде (учебный фильм, электронный образовательный ресурс), то возможно охарактеризовать представлявшуюся работу (область применения, вид, тема или название) в комментариях (пояснениях) к таблице.

Необходимо также проанализировать влияние участия в конкурсах на результаты педагогической деятельности.

Критерий «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка»
Содержание критерия

Данный критерий характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей профессиональной компетентности, его возможности для профессионального роста.

Комментарий

Претендент может предоставить информацию о том, что он прошел обучение в аспирантуре или докторантуре, имеет ученое звание или степень, окончил курсы повышения квалификации и прочее.

Кроме того, необходимо также проанализировать влияние обучения на результат педагогической деятельности.

В разделе «Дополнительная аналитическая информация» необходимо также проанализировать, как повлияло повышение своей профессиональной компетентности на результаты педагогической деятельности.

 

Составитель Наумова О.Н.

 

При составлении рекомендаций использовались материалы сайтов: