Региональные экспериментальные
площадки
РЭП 2008-2009
СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ,
НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Целевые группы
- органы государственной власти;
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- департамент образования, учреждения образования города и области;
- учащиеся школы;
- педагоги образовательных учреждений;
- родители учащихся;
- социальные партнеры.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Процесс трансформации современного российского общества и реализации демократических принципов построения нового социального порядка предполагает усиление значимости законности, правовой дисциплины как регламентирующих социальную систему факторов. Основополагающую роль в становлении правовой стабильности и правомерного поведения российских граждан играет их правовая компетентность как основа эффективности социальных преобразований.
Проблема нарастания криминализации общества, молодежной преступности, правового нигилизма говорит о насущной потребности создавать действенную систему правовых отношений, при которой правовые убеждения граждан будут совпадать с официальным законодательством.
Реализация поставленной цели может быть достигнута через решение таких задч, как:
-проведение социологического анализа существующих теоретических подходов к формированию гражданско-правовой компетентности личности;
-определение характера влияния уровня правовой компетентности личности на становление правового порядка в организации, обществе;
-проанализировать и разработать средства и способы формирования правовой компетентности личности в современных условиях;
-обосновать влияние правовой компетентности на институализацию правовых практик.
Государственная проблема отражена в ряде документов, основным из которых для образовательных учреждений является Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.).
Решение указанных выше задач возможно при организации экспериментальной деятельности школы. В этом случае региональная система образования приобретет опыт организации деятельности образовательного учреждения по выполнению Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и получит возможность развития воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования, обеспечение внедрения новых эффективных воспитательных технологий.
Вовлечение в реализацию экспериментального проекта субъектов муниципальной системы образования, развитие и укрепление межведомственного социального партнерства с целью повышения правовой грамотности участников образовательного процесса позволит привлечь внимание общественности к обсуждению проблемы, поиску результативных форм и методов работы.
Факторами, влияющими не формирование компетентности, являются знания, опыт и возможность их применения в решении практических задач. В связи с этим нормы и правила взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках школьного образовательного пространства, заявленные на основе признания ПРАВА как ценности, могут стать средством формирования правопослушного поведения школьников, их родителей, педагогов не только сегодня, но и в дальнейшем. «Школьный» опыт станет не только средством воспитания, но и инструментом первичной профилактики.
ПРАВО является основой взаимодействия представителей всех целевых групп, участвующих в реализации проекта, независимо от ведомственной принадлежности и направления деятельности конкретного учреждения или организации. Участие в проекте дает им возможность ставить, обсуждать и находить пути решения тех проблем, с которыми они встречаются в реальной практике.
В решении Коллегии Департамента образования Ярославской области от 24 мая 2007г. отмечается необходимость разработки и применения современных форм и средств формирования законопослушного поведения в каждом ОУ.
Результаты анкетирования, проведенного в ходе реализации первого этапа проекта, показывают, что
-
ограниченность выбора механизмов формирования правовой грамотности препятствует воспитанию ценностного отношения к вопросам права;
-
участники образовательного процесса недостаточно осведомлены о деятельности учреждений, организаций, служб, которые могут оказывать правовую поддержку;
-
для формирования рефлексивной позиции и личностного отношения к наиболее острым социальным проблемам в рамках школьного образовательного пространства выделяется недостаточно места и времени.
Мероприятия, организованные и проведенные экспериментальной площадкой за последний год, выявили потребность других учреждений образования в обобщении опыта школы по разработке и апробации не только школьного общественного объединения как инструмента формирования гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса, но и других механизмов.
Продукты экспериментальной деятельности востребованы и тиражированы в рамках муниципальной, региональной системы образования и на всероссийском уровне. Тираж продуктов составил: положение о школьном общественном объединении – 38 экз., программа деятельности школьного общественного объединения – 46 экз., учебно-методические материалы для организации дополнительного профессионального образования по вопросам формирования гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса – 8 экз.. Промежуточные результаты докладывались и проверялись на встречах и конференциях разного уровня (см. приложение).
Деятельность экспериментальной площадки имеет поддержку координационного совета ДО ЯО, департамента образования городского округа город Рыбинск, представителей органов власти (городского Совета депутатов и Областной Думы).
Существующий в школе опыт формирования правовой грамотности учащихся будет обобщен на заседание координационного совета ДО ЯО по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Разработка и реализация методик по формированию законопослушного поведения школьников в рамках деятельности региональной экспериментальной площадки» в декабре 2008г.
Разработка и апробация механизмов формирования гражданско-правовой компетентности участников образовательного процесса в ОУ позволит рассматривать образовательную деятельность школы с двух позиций:
- формирования одной из современных ключевых компетентностей всех субъектов образовательного процесса;
-успешной социализация детей и подростков.
Информация для контакта
Телефон: (4855) 21-05-22; 22-20-90.
Факс: (4855) 22-20-90
E-mail: mousosh2121@mail.ru
Руководитель проекта: Иванова Нина Николаевна, директор школы №21.
.
|