логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

 Нормативные документы

РЭП 2008-2009

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Региональные экспериментальные площадки
РЭП 2008-2009

Создание модели поддержки психически здоровых детей и подростков с эмоциональными, поведенческими и адаптационными проблемами

Целевые группы

  • образовательные учреждения города и области, в том числе детские дома и интернаты для детей, лишенных попечения родителей специалисты образовательных учреждений (учителя, школьные психологи, социальные педагоги); учащиеся начального и среднего звена школы; родители учащихся.
  • учреждения социальной защиты детей и подростков, реабилитационные центры, детские дома, социальные приюты; педагоги, психологи, социальные работники сферы социальной защиты; воспитатели детских домов и социальных приютов при работе с детьми и подростками, находящимися на полном обеспечении государства.
  • организации, занимающиеся поддержкой патронатных семей

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Актуальность продолжения темы проекта обусловлена как минимум тремя важнейшими моментами:

  1. Необходимостью повышения психологической и педагогической культуры родителей, особенно в сельской местности.
  2. Ростом психофизиологической нагрузки на детей, что обусловлено многообразными изменениями социокультурной среды.
  3. Недостаточным уровнем профилактики нарушений адаптации и психических расстройств.

Как показали результаты Всероссийской диспансеризации детей и подростков 2002 года, в образовательных учреждениях региона имеется большое количество детей и подростков с эмоциональными, поведенческими и адаптационными проблемами, возникшими в результате сложной (психотравмирующей) ситуации.

Психотравмирующая ситуация – это совокупность факторов внешнего влияния (чаще бытовых, микросоциальных), которые оказывают воздействие на ребёнка, подростка в течение длительного времени, приводя к формированию эмоциональных, поведенческих и адаптационных проблем.

Наиболее подвержены влияниям факторов различной этиологии (биологическим, социальным, психогенным) дети и подростки, не обладающие опытом, позволяющим гибко перестраиваться в связи с изменениями внешней среды. Снижение социальной адаптации личности в детском и подростковом возрасте может иметь скрытый характер и проявляться в плохой успеваемости, в эмоциональных и поведенческих проблемах, в проблемах нарушения адаптации, психосоматических и психопатологических расстройствах. Взрослый человек не полностью адаптировавшийся к социальным изменениям, может компенсировать данное состояние, опираясь на жизненный опыт. Адаптационный процесс и адаптационные задачи для формирующейся личности ребёнка, подростка являются сложными даже в благоприятных социальных условиях. При неблагоприятных изменениях в социальной среде данный процесс перестаёт быть динамичным и эффективным.

Дети и подростки, находящиеся в условиях сложной психологической (психотравмирующей) ситуации, не в состоянии правильно воспринимать социальные нормы и правила, предъявляемые образовательным учреждением (школой). Состояние психологического неблагополучия, в котором находится ребенок или подросток, не является болезненным и не требует лечения врача, но не будучи вовремя замеченным и подвергшимся коррекции может перерасти в стойкое состояние дезадаптации, а нередко и патологическое состояние (неврозы и т.п.)

В решении проблем у детей и подростков, не достигающих степени расстройства важна роль педагогов (воспитателей, учителей младших классов, классных руководителей), которые в условиях, детского сада, школы проводят с ребёнком, подростком значительную часть времени и знают его личностные и возрастные особенности, что позволяет им найти правильные пути разрешения сложных ситуаций.

Педагогическое сопровождение, доминирует, если отклонения в поведении, эмоциональных проявлениях, нарушениях адаптации незначительно выражены и проявляется в пределах нормы.

Поэтому актуальна реализация модели в условиях образовательного учреждения воспитателями и педагогами, прошедшими специальную подготовку и выпуск учебного пособия, включающего входящие в состав модели индивидуальные личностно- ориентированные программы и методические разработки

Информация для контакта
Тел:
73-83-04,73-90-81
Факс: 73-83-04
E- mail
postmaster@pmpk.edu.yar.ru
Руководитель проекта:
Белова Лада Игоревна, руководитель медико-социального отдела ГОУ ЯО «Центр помощи детям» врач-психиатр высшей квалификационной категории, врач-психотерапевт первой квалификационной категории, кандидат

        .