логотип ИРО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

 Нормативные документы

РЭП 2008-2009

Тел / факс:    8  4852  21 - 06 - 83
150014,   г. Ярославль,   ул. Богдановича,   16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Региональные экспериментальные площадки
РЭП 2008-2009

Развитие социальной активности старшеклассников

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

  • старшеклассники образовательных учреждений-соисполнителей проекта;
  • педагогические работники;
  • родители;
  • отдел и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • социально-реабилитационные службы;
  • учреждения дополнительного образования;
  • образовательные учреждения общего и профессионального образования;
  • ВУЗы;
  • органы управления социальной защитой населения;
  • органы опеки и попечительства;
  • органы по делам молодежи;
  • органы управления;
  • учреждения здравоохранения;
  • органы внутренних дел;
  • органы управления образованием;
  • учреждения культуры;
  • органы службы занятости.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Данный проект призван продолжить в 2009 году работу региональной экспериментальной площадки «Развитие социальной активности старшеклассников» средствами:

  • психолого-педагогического сопровождения построения индивидуальной образовательной среды развития социальной активности личности;
  • интеграции основного общего и дополнительного образования детей;
  • консорциума трёх образовательных учреждений (ОУ)- соисполнителей проекта;
  • развития форм воспитания, в том числе детских общественных объединений и организаций.

Развитие системы поддержки и сопровождения воспитательной и инновационной деятельности, воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования, инициирование процессов формирования детских общественных объединений на базе ОУ позволяют создать условия, способствующие формированию у обучающихся социальной активности, гражданственности, ответственности за свое настоящее и будущее, предприимчивости, целеустремленности, умений работать в команде, пользоваться необходимой информацией и пр.

Не случайно Концепция модернизации российского образования к первостепенным приоритетам в образовании относит воспитание.

В методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ об осуществлении функций классного руководителя именно воспитание определяется как один из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.  Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники.

В областной целевой Программе развития образования на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года подчёркнуто, что одними из приоритетных направлений региональной образовательной политики на ближайшие 3–5 лет и целями Программы являются развитие воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся.

Развитие системы поддержки и сопровождения воспитательной и инновационной деятельности, воспитательного потенциала в учреждениях региональной системы образования, инициирование процессов формирования детских общественных объединений на базе ОУ позволяют создать условия, способствующие формированию у обучающихся социальной активности, гражданственности, ответственности за свое настоящее и будущее, предприимчивости, целеустремленности, умений работать в команде, пользоваться необходимой информацией и пр.

Ярославская региональная концепция развития системы дополнительного детей на период до 2010 года рассматривает дополнительное образование детей на региональном уровне в качестве ключевого процесса модернизации всей образовательной системы. Интеграция образования – действенный фактор расширения воспитательного потенциала системы образования за счет организации взаимодействия дополнительного и других типов образования. В процессе интеграции дополнительного и основного общего образования формируется образовательная среда, индивидуализирующая обучение и воспитание, способствующая нравственному и физическому совершенствованию личности, развитию социальной активности обучающихся.

Интеграция учреждений дополнительного и основного общего образования на уровне продолжения эксперимента в 2009 году позволит:

  • расширить индивидуальную образовательную среду развития социальной активности субъектов экспериментальной деятельности;
  • определить специфику организации психолого-педагогического сопровождения построения индивидуальной образовательной среды развития социальной активности личности старшеклассника в условиях большого и малого городов, а также сельского социума;
  • сформировать практику эффективного взаимодействия субъектов экспериментальной деятельности в процессе решения актуальных воспитательных задач по развитию социальной активности старшеклассников.

Активность индивида, её развитие всегда определяются особенностью социальной среды, в которой уже заключается специфическая субъектная активность общества, обеспечивающая особое пространство и особое содержание «собственной динамики» индивида. Именно поэтому изучение феномена активности будет проводиться в условиях развёртывания психолого-педагогического сопровождения построения индивидуальной образовательной среды развития социальной активности старшеклассника.

Вместе с тем в педагогической науке и практике нет единого общепринятого определения социальной активности на уровне теоретического понятия, не разработаны эффективные модели воспитательной работы в образовательных учреждениях по развитию социальной активности старшеклассников и созданию условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе построения индивидуальных образовательных сред.

Актуальность исследования проблемы развития социальной активности определяется и тем, что в научной литературе до сих пор не разработана целостная система путей формирования и развития активности человека как личности.

К сожалению, фундаментальных обобщающих работ, рассматривающих социальную активность во всей полноте её познания, пока нет. Хотя в небольшом числе исследований, посвящённых собственно активности, приводятся отдельные важные положения и факты.

На следующем этапе эксперимента (ноябрь 2008 –декабрь 2008 года) мы планируем апробировать разработанный вариант модели развития социальной активности старшеклассников в образовательном учреждении; разработать образцы научной, методической продукции; привлечечь другие ОУ к обсуждению наработок; представить их в методической продукции.

Продолжение эксперимента в 2009 году позволит экспериментальной команде ОУ-соисполнителей проекта:

  • разработать и описать критериальную базу оценки развития социальной активности старшеклассников в образовательном учреждении;
  • разработать методическое обеспечение к программе курсов повышения квалификации (КПК) педагогических работников (координаторов детских общественных объединений) по развитию социальной активности старшеклассников;
  • разработать портфолио «Развитие социальной активности старшеклассников» и его сопровождение;
  • создать методические рекомендации по конструированию индивидуальной образовательной среды развития социальной активности старшеклассников;
  • провести региональные образовательные мероприятия: обучающий семинар «Психолого-педагогическое сопровождение портфолио развития социальной активности старшеклассников»; мастер-класс «Технологии развития социальной активности старшеклассников»; круглый стол по итогам работы РЭП «Развитие социальной активности старшеклассников».

В числе специально выделяемых для разработки в ходе продолжения эксперимента проблем – проблема выявления специфики социальной активности и особенностей её развития с учётом особенностей учреждений основного общего и дополнительного образования детей, особенностей городского и сельского социума; проблема психолого-педагогического сопровождения построения индивидуальной образовательной среды развития социальной активности личности старшеклассника; динамичное развитие социальной активности старшеклассников, в том числе в условиях «внешней» и «внутренней» интеграции основного общего и дополнительного образования детей; проблема развития форм интеграции дополнительного и основного общего образования.

Продолжение изучения данных проблем социальной активности нам представляется чрезвычайно важным прежде всего в раскрытии возможностей и перспектив старшеклассника как субъекта социального действия. Решение обозначенных выше проблем, чрезвычайно актуальных для старшеклассников, ОУ основного общего и дополнительного образования, региональной системы образования в целом, на наш взгляд, будет эффективнее в условиях продолжения проведения эксперимента этими же тремя соисполнителями: учреждением дополнительного образования детей, общеобразовательным учреждением – гимназией малого города и сельской средней общеобразовательной школой. Это позволит отразить общее, особенное (с учётом специфики городских и сельских ОУ, типов ОУ) и единичное (с учётом специфики субъектов-организаций и субъектов-людей) в развитии социальной активности старшеклассников, а также будет способствовать валидности полученных экспериментальных данных.

Организуемое взаимодействие субъектов эксперимента расширяет границы интеграции внутри учреждений-соисполнителей проекта («внутренняя интеграция») до межучрежденческого и межведомственного уровней («внешняя интеграция»), а значит, будет содействовать развитию, как самих субъектов эксперимента (старшеклассников, педагогических работников, УО), так и региональной системы образования в целом.

Информация для контакта
Тел.:
305111; 727922
Факс: 305111
E-mail: young-yar@yandex.ru
Руководитель проекта: Попова Лидия Витальевна, директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Ярославский городской Центр внешкольной работы

        .