И.Р. Калмыкова
РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ РЕЧИ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ РИТОРИКИ
Ярославль
1997
В пособии раскрываются содержание и методы преподавания техники речи в школьном курсе риторики. Приводится планирование уроков по технике речи, дается теоретический материал, предназначенный для учителя. Характеризуя то или иное речетехническое понятие, автор раскрывает его роль в процессе общения, показывает обусловленность его использования речевой ситуацией и другими коммуникативными факторами, определяет задачи и содержание работы над этим понятием в школе.
Большой интерес для учителя представляет практический материал по технике речи, богатый по содержанию, соответствующий возрастным особенностям учащихся и разнообразный по форме. Это и ситуативные упражнения, и коммуникативные игры, и ролевой тренинг, и риторический анализ текста, и драматизация сказок, и задания по выразительному чтению.
Пособие адресовано учителям начальной и средней школы, ведущим уроки риторики, а также студентам вузов.
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- I. Техника речи
- 1. Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи
- 2. Развитие речевого дыхания
- 3. Работа над дикцией
- 4. Развитие голоса. Признаки голоса
- - Тембр
- - Сила (громкость) голоса
- - Высота голоса
- - Полетнось голоса
- - Выносливость голоса
- - Адаптивность голоса
- - Суггестивность
- 5. Работа над интонацией
- - Логическое ударение
- - Пауза
- - Темп речи
- - Тон
- - Ритм
- II. Техника выразительного чтения
- Разметкка текста для выразительного чтения басни "Ворона и лисица"
- Литература