I. ТЕХНИКА РЕЧИ

Калмыкова И.Р.


  Самое важное в искусстве речи - это,
во-первых, произнесение,
во-вторых, произнесение,
и, в-третьих, произнесение.

Демосфен

    Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатии и доверие.

    Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека и может препятствовать ей. Представьте себе журналиста с писклявым тонким голосом или видного политического деятеля с резким, гнусавым произношением. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос.

    Почему мы с абсолютным доверием слушаем таких ведущих телепередач, как Евгений Киселев, Владимир Молчанов, Владимир Познер, Александр Масляков? Частично это происходит благодаря мелодичному, спокойному голосу, лишенному раздражающих и отвлекающих внимание нот, произносительной культуре этих людей.

    Красивый, хорошо поставленный голос требуется представителям многих профессий - политикам, дипломатам, журналистам, педагогам, врачам, руководителям, экскурсоводам, работникам социальной сферы, то есть всем, кто работает с людьми, часто выступает на широкой аудитории.

    Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

    Можно ли научиться четко, ясно, красиво говорить? Да! Этому поможет техника речи - особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи - это "совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат".

    Составными частями техники речи являются:

    1) постановка правильного речевого дыхания;

    2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

    3) работа над дикцией;

    4) работа над интонацией;

    5) развитие речевого слуха.

    Техника речи - весьма специфический раздел риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.

    Когда и как вести работу над техникой речи в школе?

    Во-первых, этой теме надо посвятить несколько отдельных уроков в начале курса риторики как в начальной, так и в средней школе. Тематика уроков может быть следующая.

    1. Строение речевого аппарата. Механизм образования звуков речи. Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).

    2. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Что значит правильно дышать во время речи? Ошибки при дыхании. Упражнения на развитие контролируемого дыхания.

    3. Дикция и артикуляция. Формирование стереотипов отчетливого произнесения отдельных звуков и звуковых сочетаний. Выявление и коррекция индивидуальных недочетов. Произнесение и заучивание скороговорок.

   4. Особенности голоса человека: сила (громкость), тембр, высота.

   5. Качества хорошего голоса: широкий диапазон по высоте и громкости, чистота и ясность тембра, благозвучие, способность к тональным изменениям, полетность, выносливость, суггестивность. Упражнения на развитие качеств хорошего голоса.

   6. Интонация устной речи. Компоненты интонации:

   1) логическое (фразовое) ударение;
   2) пауза;
   3) темп;
   4) основной тон речи;
   5) мелодика (повышение и понижение голоса);
   6) ритм.

    Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от коммуникативной установки автора, ситуации общения и содержания высказывания.

    7. Типы интонации. Интонация конца предложения, вопроса, восклицания, обращения, перечисления. Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от характера синтаксической единицы.

    8. Выразительность устной речи. Выразительное чтение.

    Уроки по технике речи в начальной школе лучше давать рассредоточенно, по годам обучения. Например, в 1 классе можно предложить следующие темы.

   1. Где и как рождаются звуки речи? (Строение речевого аппарата. Механизмы образования звуков речи). Упражнения на разминку речевого аппарата.
   2. Речевое дыхание. Что значит дышать правильно во время речи? Упражнения на развитие контролируемого дыхания.
   3. Дикция. Активная артикуляция звуков как залог хорошей дикции. Упражнения на формирование стереотипов отчетливого произнесения отдельных звуков и звукосочетаний. Выявление и коррекция индивидуальных недочетов. Произнесение и заучивание скороговорок.

   4. Особенности устной речи:

      - громкость (сила) голоса;
      - темп;
      - тембр (индивидуальная окраска голоса);
      - высота голоса.

    Упражнения на изменение громкости, высоты и темпа речи в зависимости от ситуации общения и содержания высказывания. Использование громкости, темпа, высоты голоса в целях речевой выразительности.

   Во 2 классе в блоке "Техника речи" вводятся следующие темы.

   1. Интонация. Логическое ударение и паузы как интонационные средства оформления устной речи. Использование их в целях речевой выразительности.
   2. Интонация. Основной тон речи как компонент интонации. Использование его в целях речевой выразительности.
   3. Ритм как компонент интонационного рисунка речи.
   4. Ритм стихотворной речи.
   5. Коллективная разметка текста для выразительного чтения: расстановка пауз и логических ударений, определение темпа, громкости, основного тона чтения. Выразительное чтение текста после предварительной коллективной подготовки.

   В 3 классе после повторения ранее изученных речетехнических сведений вводятся следующие темы.

   1. Мелодика речи.
   2. Типы интонации. Интонация конца предложения, обращения, перечисления, вопроса, восклицания.
   3. Правильность устной речи. Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари.
   4. Самостоятельная разметка текста для выразительного чтения: определение сверхзадачи, выбор интонационных средств, способствующих эффективной реализации данной задачи. Выразительное чтение текста.
   Место уроков по технике речи в общей системе риторической подготовки учащихся в начальной школе, их планирование приводятся в пособии И.Р.Калмыковой "Программы школьного курса риторики для 1-4 и 5-6 классов. Планирование уроков риторики в начальной школе".
    После сообщения теоретических сведений по технике речи нужно организовать систематическую работу по развитию речетехнических навыков. С этой целью на каждом уроке или через урок нужно проводить особую пятиминутку по технике речи. В методической литературе она называется по-разному:

    - орфоэпическая (по аналогии с орфографической),
    - фонетическая зарядка (в методике обучения иностранцев русскому языку),
    - дыхательная гимнастика (К.С.Станиславский),
    - дыхательно-интонационный тренинг.

    Каждое из этих названий не охватывает всех компонентов техники речи, поэтому остановимся на формулировке "работа над техникой речи". Что входит в содержание этой пятиминутки? В нее могут войти следующие компоненты:

    1) упражнения на разминку речевого аппарата;
    2) дыхательная гимнастика;
    3) дикционные упражнения, произнесение скороговорок;
    4) интонационный тренинг;
    5) упражнения на развитие речевого слуха;
    6) выразительное чтение небольших текстов.

    Естественно, что все эти компоненты войти в одну пятиминутку не могут в силу ограниченности учебного времени. Учитель сам должен определить содержание пятиминутки исходя из особенностей класса, цели и содержания урока.

    Работа над техникой речи помимо специальных уроков и ежедневных пятиминуток должна проводиться и на уроках русского языка, литературы, математики и других в форме контроля за устной звучащей речью учеников. Учитель должен обращать внимание на то, напрягает ли ученик голос при ответе у доски, хватает ли у него дыхания для произнесения длинной фразы, регулирует ли он силу голоса в зависимости от ситуации и содержания высказывания, свободно ли владеет средствами выразительности голоса.

на предыдущую страницу