"Расти здоровым, малыш!"

Программа и методические рекомендации для работы с детьми,
имеющими нарушения в состоянии здоровья

Программа разработана авторским коллективом ДСУ № 43 компенсирующего типа под руководством методиста факультета ДО и ПК Фроловой Е. С.
Цель программы - оказание коррекционной, педагогической и лечебной помощи детям, страдающим различными формами туберкулезной инфекции.
Программа должна стать стимулом для дальнейшего совершенствования работы с детьми данной категории. При ее разработке использован материал из опыта работы ДОУ № 178 г. Ярославля, государственная программа "Радуга", авторская программа "Познай себя" авторская программа "Здоровый дошкольник", программы "Ритмическая пластика для дошкольников", рекомендации Л. А. Блудовой, Р. Стеркиной и др., а также собственные творческие разработки педагогического коллектива ДОУ.
Данная программа разработана в результате практической работы с детьми и родителями на основе наблюдений, поисков и размышлений и ставит своей задачей ликвидацию существующих провалов в традиционной системе физического воспитания, начиная с подходов и кончая содержанием.
Авторы руководствовались следующими принципами в работе с детьми: демократизация, гуманизация и индивидуализация, которые в свою очередь предполагают отказ от насилия, подавления личности, подчинения ее педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребенка. Кроме того, дети получают адресную, лечебную помощь и педагоги всегда помня что они имеют дело с больным ребенком, стараются бережно к нему относиться. Авторы предполагают, что новая гуманная педагогика, которая лежит в основе программы создаст атмосферу взаимного доверия, любви, уважения, отзывчивости, сочувствия и сопереживания, в которой рождается сотворчество и сотрудничество взрослого и ребенка, а воспитание гуманных чувств формирует гуманную личность.


Взгляд на педагога


Данная программа может быть реализована только педагогом с личностной гуманистической направленностью, чувствующим, понимающим и любящим ребенка, испытывающим сострадание к его недугу, человеком, стремящимся к саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию.
Здоровье педагога - одно из главных требований. Только здоровый и жизнерадостный человек может воспитать здорового и жизнерадостного творца.
Данная программа не дает конкретных указаний как воспитывать, мы вполне принимает те методические приемы, которые предлагают авторы "Радуги" и вместе с тем, педагог имеет право сам решить эти вопросы, размышляя, наблюдая, изучая, ведя поиск.


Взгляд на детский сад


Необходимо отказаться, по возможности, от детского сада как учреждения, в котором господствуют инструкции, приказы, положения, планирование, документация, контроль и управление. Следует превратить детский сад в дом для детей с определенными традициями и обычаями, определенным уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребенка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и сотворчество, а контакты и общение основаны на личностных отношениях, а не на управлении и подчинении. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.


Данная программа реализуется в 3-х направлениях:
  1. Работа с детьми.
  2. Работа с сотрудниками.
  3. Работа с родителями (2-е и 3-е направление находятся в стадии разработки).
Работа с детьми


Осуществляется воспитателями, младшими воспитателями, музыкальным руководителем, медицинскими работниками, инструктором по физической культуре, психологом. Она включает в себя 7 разделов:
  1. Необходимым воспитательным разделом, с которого начинается воспитательно-оздоровительная работа, является "Диагностика", т.е. комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.), которые помогут глубоко узнать ребенка "во всех отношениях", определить исходные показатели физического развития, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья и т.д.
  2. Организация рациональной двигательной активности детей.
  3. Реализация системы эффективного закаливания.
  4. Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
  5. Обеспечение полноценного питания.
  6. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
  7. Формирование знаний и представлений о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.
Лишь осуществляя такой комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению соматического и психического здоровья детей, обеспечения их оптимального физического развития и двигательной подготовленности.


Охарактеризуем основные принципы и методические подходы в каждом из перечисленных разделов, определив основные задачи в работе с детьми:
  1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение их физического развития, повышение защитных свойств организма, устойчивости к различным заболеваниям.
  2. Формирование двигательных навыков и умений; развитие физических качеств, повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
  3. Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к своему здоровью через формирование культуры движений, гигиеническое воспитание, систему знаний и представлений о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.
Принципы рациональной организации двигательной активности детей, включая и занятия по физическому воспитанию:
  1. Преобладание циклических, прежде всего беговых упражнений во всех видах двигательной деятельности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости - наиболее ценного оздоровительного качества, в том числе и на музыкально-ритмических занятиях.
  2. Максимальное использование всех средств физического воспитания, причем физкультурные занятия проводятся ежедневно.
  3. Физкультурные занятия могут быть разнообразные по форме и содержанию в зависимости от задач, но преимущественно на свежем воздухе. Это такие занятия, как:



  4. Важнейший и основной раздел занятий по физкультуре и прогулок - подвижные игры. Моторная плотность прогулок должна составлять 60% и более.
  5. Моторная плотность занятий, на которых обеспечивается тренирующий эффект до 80 и более %.
  6. Обязательно музыкальное сопровождение занятий по физической культуре.
  7. Мышечное расслабление - необходимый компонент большинства физкультурных занятий.
  8. Проведение коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы.
  9. Индивидуальная работа с детьми ослабленными, с низким уровнем физического развития и со спортивно-одаренными.
Принципы реализации системы эффективного закаливания:
  1. Одежда, соответствующая погоде и в помещении и на открытом воздухе. Не двигающийся какое-то время ребенок при этом должен испытывать ощущение зябкости.
  2. Температура воздуха в помещении групповой комнаты +18-20°, однако, в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей, их числа, а также возраста, эпидемиологической обстановки, температура может меняться. Важно, чтобы ребенок ощущал тепловой комфорт.
  3. Хождение босиком - эффективное закаливающее средство при условии постепенного его использования и индивидуального подхода.
  4. Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания являются контрастные температурные воздействия - контрастные воздушные ванны и контрастный душ (рекомендуем его использовать в домашних условиях). Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни ребенка.
  5. Циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движения одежде, на занятиях и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом. (Подробнее система оздоровительных мероприятий в приложении к программе).
Принципы применения психогигиенических и психопрофилактических средств и методов:
  1. Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей.
  2. Применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений.
  3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка.
  4. Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
  5. Об учение детей приемам мышечного расслабления - базового условия для аутогенной тренировки.
  6. Организация комнаты (уголка) психологической разгрузки в группе (ДОУ).
  7. Использование психоаналитических и личностно-ориентированных бесед с детьми, с аффективными и невротическими проявлениями.
  8. Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции.
Принципы обеспечения полноценного питания детей:
  1. В организации питания следует придерживаться естественной потребности ребенка, исключить насилие. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых по договоренности.
  2. Практикуется использование общего стола для детей, воспитателя и его помощника (сладкий стол). При этом культура еды прививается через подражание взрослым.
  3. В организации питания следует использовать рекомендации Н. Амосова, В. Леви, Г. Шаталовой. Объяснить детям, что пищу, которую взял, выбрасывать аморально.
  4. В меню чаще включать блюда русской кухни, продукты, выращенные в данной местности.
  5. В питании должны преобладать овощи, фрукты, злаки, бобовые, лук, чеснок. Применять в пищу следует продукты нерафинированные, естественные.
  6. По возможности использовать в питании перепелиные яйца, обладающие очень высокими целебными свойствами.
Принципы создания условий реализации оздоровительных режимов для детей:
  1. Организация режима для ребенка в соответствии с особенностями индивидуального биоритмологического профиля, основные компоненты которого: физическая и особенно умственная работоспособность, а так же эмоциональная реактивность в течение дня.
  2. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты:



Формирование у детей знаний и представлений о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, и навыков здорового образа жизни
Основная идея - здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи.
Рассмотрим основные компоненты организации среды, детей и педагогов в различных помещениях ДОУ.


Раздевальная комната
Игровая комната
Спальная комната
Комната гигиены


Основные направления программы
"Помоги себе сам"

  1. Ребенок и другие люди:


  2. Ребенок и природа:



  3. Ребенок дома:



  4. 3доровье ребенка:



  5. Эмоциональное благополучие ребенка:



  6. Ребенок на улице города:


Определяя основное содержание и направление работы с детьми по 7-му разделу, составители программы оставляют право за каждым воспитателем или другим специалистом дошкольного учреждения на использование различных форм и методов организации работы с детьми с учетом индивидуальных и возрастных особенностей социокультурных различий, домашних и бытовых условий. При этом, основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволяет избежать передачу уже известных им знаний, или передать такие, которые они пока не могут использовать по различным причинам.
В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм и т.д.).

вернуться