"Расти здоровым, малыш!"
Программа и методические рекомендации для работы с детьми,
имеющими нарушения в состоянии здоровья
Программа разработана авторским коллективом ДСУ № 43 компенсирующего типа под руководством методиста факультета ДО и ПК Фроловой Е. С.
Цель программы - оказание коррекционной, педагогической и лечебной помощи детям, страдающим различными формами туберкулезной инфекции.
Программа должна стать стимулом для дальнейшего совершенствования работы с детьми данной категории. При ее разработке использован материал из опыта работы ДОУ № 178 г. Ярославля, государственная программа "Радуга", авторская программа "Познай себя" авторская программа "Здоровый дошкольник", программы "Ритмическая пластика для дошкольников", рекомендации Л. А. Блудовой, Р. Стеркиной и др., а также собственные творческие разработки педагогического коллектива ДОУ.
Данная программа разработана в результате практической работы с детьми и родителями на основе наблюдений, поисков и размышлений и ставит своей задачей ликвидацию существующих провалов в традиционной системе физического воспитания, начиная с подходов и кончая содержанием.
Авторы руководствовались следующими принципами в работе с детьми: демократизация, гуманизация и индивидуализация, которые в свою очередь предполагают отказ от насилия, подавления личности, подчинения ее педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребенка. Кроме того, дети получают адресную, лечебную помощь и педагоги всегда помня что они имеют дело с больным ребенком, стараются бережно к нему относиться. Авторы предполагают, что новая гуманная педагогика, которая лежит в основе программы создаст атмосферу взаимного доверия, любви, уважения, отзывчивости, сочувствия и сопереживания, в которой рождается сотворчество и сотрудничество взрослого и ребенка, а воспитание гуманных чувств формирует гуманную личность.
Взгляд на педагога
Данная программа может быть реализована только педагогом с личностной гуманистической направленностью, чувствующим, понимающим и любящим ребенка, испытывающим сострадание к его недугу, человеком, стремящимся к саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию.
Здоровье педагога - одно из главных требований. Только здоровый и жизнерадостный человек может воспитать здорового и жизнерадостного творца.
Данная программа не дает конкретных указаний как воспитывать, мы вполне принимает те методические приемы, которые предлагают авторы "Радуги" и вместе с тем, педагог имеет право сам решить эти вопросы, размышляя, наблюдая, изучая, ведя поиск.
Взгляд на детский сад
Необходимо отказаться, по возможности, от детского сада как учреждения, в котором господствуют инструкции, приказы, положения, планирование, документация, контроль и управление. Следует превратить детский сад в дом для детей с определенными традициями и обычаями, определенным уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребенка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и сотворчество, а контакты и общение основаны на личностных отношениях, а не на управлении и подчинении. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.
Данная программа реализуется в 3-х направлениях:
- Работа с детьми.
- Работа с сотрудниками.
- Работа с родителями (2-е и 3-е направление находятся в стадии разработки).
Работа с детьми
Осуществляется воспитателями, младшими воспитателями, музыкальным руководителем, медицинскими работниками, инструктором по физической культуре, психологом. Она включает в себя 7 разделов:
- Необходимым воспитательным разделом, с которого начинается воспитательно-оздоровительная работа, является "Диагностика", т.е. комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.), которые помогут глубоко узнать ребенка "во всех отношениях", определить исходные показатели физического развития, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья и т.д.
- Организация рациональной двигательной активности детей.
- Реализация системы эффективного закаливания.
- Применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов.
- Обеспечение полноценного питания.
- Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
- Формирование знаний и представлений о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.
Лишь осуществляя такой комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению соматического и психического здоровья детей, обеспечения их оптимального физического развития и двигательной подготовленности.
Охарактеризуем основные принципы и методические подходы в каждом из перечисленных разделов, определив основные задачи в работе с детьми:
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей, улучшение их физического развития, повышение защитных свойств организма, устойчивости к различным заболеваниям.
- Формирование двигательных навыков и умений; развитие физических качеств, повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
- Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к своему здоровью через формирование культуры движений, гигиеническое воспитание, систему знаний и представлений о том, как сохранить и укрепить свое здоровье.
Принципы рациональной организации двигательной активности детей, включая и занятия по физическому воспитанию:
- Преобладание циклических, прежде всего беговых упражнений во всех видах двигательной деятельности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости - наиболее ценного оздоровительного качества, в том числе и на музыкально-ритмических занятиях.
- Максимальное использование всех средств физического воспитания, причем физкультурные занятия проводятся ежедневно.
- Физкультурные занятия могут быть разнообразные по форме и содержанию в зависимости от задач, но преимущественно на свежем воздухе. Это такие занятия, как:
- Сюжетные, дающие более эмоциональные впечатления, вследствие увлекательного объединения их содержания единым сюжетом. Темы могут быть различны: от игровых - "Путешествие в лес", "Кого встретил Колобок", до познавательных - "Полет в космос";
- Занятия в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
- Занятия с пособиями подарками, например с плетеной веревочкой (на одном конце петелька, на другом - пуговка);
- Тематические занятия "Весна", "Цирк";
- Могут быть занятия с одним предметом, например "Поиграй со мной, дружок" (мяч);
- Занятия-тренировки, закрепление знакомых детям;
- Упражнений, элементов спортивных игр;
- Занятия-зачеты, итоговые 1 раз в квартал, анализ динамики усвоения основных видов движений и развития физических качеств;
- Занятия-походы;
- Занятия по принципу спортивного ориентирования;
- Занятия в форме оздоровительного бега;
- Комплексные занятия (математика, ИЗО, развитие речи);
- Занятия-репортажи. Педагог в форме репортера дает указание от 3-го лица;
- Самостоятельные занятия - закрепления на усмотрение ребенка знакомых движений (на спортивных комплексах и тренажерах, с использованием индивидуальных карточек-заданий и т.д.);
- Занятия, основная часть которых носит ярко выраженный нетрадиционный характер (ритмическая пластика, шейпинг, суставная гимнастика, стретчинг, хатха-йога и др.);
- Занятия конкурсы - соревнования, не требующие большой предварительной подготовки "А ну-ка девочки, а ну-ка мальчики", использование элементов развлекательных программ "КВН", "Поле чудес", "Что, где, когда?" и др.;
- Музыкальные путешествия - тесная интеграция музыки и движений. Дети изображают животных, птиц, подражают их голосом;
- Занятия на тропе здоровья;
- Занятия с элементами теории. Цель: дать и закрепить знания о пользе занятий физкультурой.
- Важнейший и основной раздел занятий по физкультуре и прогулок - подвижные игры. Моторная плотность прогулок должна составлять 60% и более.
- Моторная плотность занятий, на которых обеспечивается тренирующий эффект до 80 и более %.
- Обязательно музыкальное сопровождение занятий по физической культуре.
- Мышечное расслабление - необходимый компонент большинства физкультурных занятий.
- Проведение коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы.
- Индивидуальная работа с детьми ослабленными, с низким уровнем физического развития и со спортивно-одаренными.
Принципы реализации системы эффективного закаливания:
- Одежда, соответствующая погоде и в помещении и на открытом воздухе. Не двигающийся какое-то время ребенок при этом должен испытывать ощущение зябкости.
- Температура воздуха в помещении групповой комнаты +18-20°, однако, в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей, их числа, а также возраста, эпидемиологической обстановки, температура может меняться. Важно, чтобы ребенок ощущал тепловой комфорт.
- Хождение босиком - эффективное закаливающее средство при условии постепенного его использования и индивидуального подхода.
- Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания являются контрастные температурные воздействия - контрастные воздушные ванны и контрастный душ (рекомендуем его использовать в домашних условиях). Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни ребенка.
- Циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движения одежде, на занятиях и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом. (Подробнее система оздоровительных мероприятий в приложении к программе).
Принципы применения психогигиенических и психопрофилактических средств и методов:
- Выявление факторов, способствующих возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей.
- Применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений.
- Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребенка.
- Создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
- Об учение детей приемам мышечного расслабления - базового условия для аутогенной тренировки.
- Организация комнаты (уголка) психологической разгрузки в группе (ДОУ).
- Использование психоаналитических и личностно-ориентированных бесед с детьми, с аффективными и невротическими проявлениями.
- Рациональное применение музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции.
Принципы обеспечения полноценного питания детей:
- В организации питания следует придерживаться естественной потребности ребенка, исключить насилие. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых по договоренности.
- Практикуется использование общего стола для детей, воспитателя и его помощника (сладкий стол). При этом культура еды прививается через подражание взрослым.
- В организации питания следует использовать рекомендации Н. Амосова, В. Леви, Г. Шаталовой. Объяснить детям, что пищу, которую взял, выбрасывать аморально.
- В меню чаще включать блюда русской кухни, продукты, выращенные в данной местности.
- В питании должны преобладать овощи, фрукты, злаки, бобовые, лук, чеснок. Применять в пищу следует продукты нерафинированные, естественные.
- По возможности использовать в питании перепелиные яйца, обладающие очень высокими целебными свойствами.
Принципы создания условий реализации оздоровительных режимов для детей:
- Организация режима для ребенка в соответствии с особенностями индивидуального биоритмологического профиля, основные компоненты которого: физическая и особенно умственная работоспособность, а так же эмоциональная реактивность в течение дня.
- Стереотипно повторяющиеся режимные моменты:
- время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении. Остальные компоненты режима динамичные.
- полная реализация (по возможности, ежедневная), следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- достаточный по продолжительности дневной и ночной сон детей. Его длительность определяется не возрастом, а индивидуальным проявлением деятельности ряда структур головного мозга.
- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Поэтому в ДОУ должно быть четыре сезонных режима дня, с постепенными переходами от одного к другому. Основными изменяющимися компонентами являются соотношение периодов сна и бодрствования и двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
Формирование у детей знаний и представлений о том, как сохранить и укрепить свое здоровье, и навыков здорового образа жизни
Основная идея - здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи.
Рассмотрим основные компоненты организации среды, детей и педагогов в различных помещениях ДОУ.
Раздевальная комната
- Ребенок. Приучаем тщательно вытирать ноги, переобуваться и, убедившись в том, что обувь чистая, ставить ее в шкаф. Если обувь грязная, ребенок, сняв верхнюю одежду, чистит туфли щеткой и убирает в шкаф. Складывает аккуратно одежду на соответствующее место, убеждается, что вся одежда на нем в порядке. Делает все аккуратно, активно, охотно беседует с воспитателем и детьми.
- Педагог. Убеждается в хорошем самочувствии ребенка (выспался ли, завтракал дома или нет, как собирался в детский сад), осматривает кожу ребенка на руках, лице, обращает внимание на дыхание.
- Оборудование: подставка для чистки обуви, щетка для обуви, для одежды, индивидуальный шкаф с маркировкой, зеркало по росту детей, скамейки. Температура воздуха +20-21°, помещение к приходу детей проветрено.
Игровая комната
- Ребенок. Одежда должна соответствовать температурному режиму. Порог температурного комфорта +16°. Речь детей спокойная, плотность двигательной активности до 70 %, избегать длительных статических поз, использовать игровые физкультминутки и физкультпаузы.
- Среда. Высота мебели соответствует росту детей, столы и стулья промаркированы, освещение левостороннее или спереди. Игровое пространство разделено на центры: спортивный, художественный, настольных игр, конструктивно-игровой и др.
Сохранить возможность пространства для двигательной активности детей. Освещение - общая электромощность 1800 вт (до 15-18 вт/кв.м) - убедитесь в том, иначе - угроза зрению.
Температура воздуха 19-20° при постоянном одностороннем проветривании. При низкой температуре одностороннее проветривание через смежные помещения. Не должно быть сквозняков. Отсутствия запахов, ощущение свежести, натуральный цвет лица детей, свободное дыхание - показатели здоровой воздушной среды.
- Персонал. Внимательно относится к своему внешнему виду, ограниченное использование парфюмерии и косметики, контроль за движениями, речью, позами.
Спальная комната
- Ребенок. Через 20 минут после обеда посещает туалет. Раздевается до нижнего белья в игровой комнате, в спальне переодевается в белье для сна. Правильно кладет подушку, принимает удобную позу. Дети ведут себя спокойно. Если не спится, то можно полежать с закрытыми глазами, подумать о приятном. После сна - гигиеническая разминка. Малыши - под руководством воспитателя, старшие - самостоятельно, по мере пробуждения.
Быстрое засыпание и легкое пробуждение с улыбкой - показатели здоровья и в первую очередь нервной системы.
- Среда. Перед сном - предварительное проветривание. На время укладывания оно прекращается и во время сна поддерживается одностороннее проветривание (при низкой температуре через смежное помещение), которое заканчивается за 20-30 минут до подъема, (кроме летнего периода).
Кровати отставлены от наружных стен и отопительной системы, изголовья не соприкасаются, расстояние между рядами 20-25 см. В спальне нет цветов, легкие шторы закрывают все окна, температура воздуха при подготовке ко сну и подъеме +19-20°. Во время сна +15-16°. Не допускать перегрева и переохлаждения. От температурного режима во многом зависит качество сна.
- Персонал. В подготовке ко сну задействованы и воспитатель и его помощник. Один в комнате гигиены с детьми, другой удерживает в поле зрения и спальню и игровую. Сдерживает активность детей, громкие разговоры, присутствует в период засыпания и первые 30 минут сна. Наблюдает за детьми (поза, дыхание, цвет кожи, характер сна) - дают информацию о правильной или неправильной организации их жизни.
Пробуждение детей постепенное (но просто так в постели не валяться). После сна помещение должно быть убрано, проветрено, желательно встряхнуть простыни на свежем воздухе, пол протереть влажной тряпкой.
Комната гигиены
- Ребенок. В 6 лет самостоятельно выполняет гигиенические процедуры. Активная помощь персонала лишь при мытье ног. Чем меньше ребенок, тем больше требуется помощи взрослого. Дети постепенно овладевают и техникой и знанием объема процедур.
Перед сном - мытье ног (зимой обливание до голени с последующим растиранием). Обработка себя после физиологических отправлений, уборка за собой по их окончании. Мытье кистей рук с мылом и обливание рук до плеча, влажное протирание шеи, подмышечной области, обработка носа.
После сна - тот же объем, исключая мытье ног. Перед едой - освобождение от шлаков, мытье рук, чистка носа.
После еды - гигиена ротовой полости: полоскание рта и горла после любого приема пищи, чистка зубов после завтрака и на ночь, сразу же после еды. Мытье рук после прогулок и других занятий, загрязняющих их.
Перед сном подмывание - прекрасный гигиенический и закаливающий эффект.
- Среда. Предметы личного пользования не должны соседствовать с инвентарем. Чистота и уют - приобретают новый хозяйственный опыт. На душевом поддоне и возле него пластиковые подставки для ног, два стульчика, душ закреплен для мытья ног. Весь остальной инвентарь хранится в отдельном маркированном шкафу. Воздух чистый, без посторонних запахов, t - + 20-21°. Окна свободны от штор и цветов.
- Персонал. Спецодежда, но не халат для уборки. Сам выполняет все гигиенические процедуры, подчеркивая, что путь к здоровью - общий для всех, организует места для выполнения гигиенических процедур для детей и себя.
Основные направления программы
"Помоги себе сам"
- Ребенок и другие люди:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений;
- опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми;
- ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- ребенок и другие дети, в том числе подростки;
- если "чужой" приходит в дом;
- ребенок как объект сексуального насилия.
- Ребенок и природа:
- в природе все взаимосвязано;
- загрязнение окружающей среды;
- бережное отношение к живой природе;
- ядовитые растения;
- контакты с животными;
- восстановление окружающей среды.
- Ребенок дома:
- прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами;
- открытое окно, балкон как источник опасности;
- экстремальные ситуации в быту.
- 3доровье ребенка:
- здоровье - главное условие человеческой жизни;
- изучаем свой организм;
- прислушиваемся к своему организму;
- ценности здорового образа жизни;
- о профилактике заболеваний;
- навыки личной гигиены;
- забота о здоровье окружающих людей;
- поговорим о болезнях;
- инфекционные болезни;
- врачи - наши друзья;
- о роли лекарств и витаминов;
- правила первой помощи.
- Эмоциональное благополучие ребенка:
- психическое здоровье;
- детские страхи;
- конфликты и ссоры между детьми;
- Ребенок на улице города:
- устройство проезжей части;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- правила езды на велосипеде;
- о работе ГАИ;
- правила поведения в транспорте;
- если ребенок потерялся.
Определяя основное содержание и направление работы с детьми по 7-му разделу, составители программы оставляют право за каждым воспитателем или другим специалистом дошкольного учреждения на использование различных форм и методов организации работы с детьми с учетом индивидуальных и возрастных особенностей социокультурных различий, домашних и бытовых условий. При этом, основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии, что позволяет избежать передачу уже известных им знаний, или передать такие, которые они пока не могут использовать по различным причинам.
В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм и т.д.).
вернуться