Приложение №5. Понятия, явления и
законы физики, используемые
для объяснения процессов живой природы
Название темы и урока в курсе физики 7 класса | Межпредметные связи и связи с ФЗП |
Тема 1. Введение. | Определение физики как науки о природе указывает на взаимосвязь явлений живой и неживой природы, подчиняющихся общим законам. |
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества. | |
1). Строение вещества. Молекулы. | Примерами из живой природы иллюстрируются основные положения атомной гипотезы (одного из ФЗП). |
2). Движение молекул. Диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах. | Используются для объяснения круговорота воды в природе, значение диффузии для дыхания, питания живых организмов; поступления и передвижения воды по растению. Приводятся примеры из биологии, показывающие зависимость скорости диффузии от температуры и рода веществ. |
3). Тепловые явления. Скорость движения молекул. Броуновское движение. | Влияние температуры тела животных и температуры окр. среды на скорость движения молекул и протекания пр. жизнедеятельности у живых организмов (напр., весеннее сокодвижение у растений, полив растнеий водой комнатной температуры). |
4). Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Явления смачивания и несмачивания в живой природе ( транспорт растворов пит. в-в по растению, водоплавающие птицы и звери). |
5). Три состояния вещества. | Испарение воды растениями, агрегатные состояния воды в живой природе. Создаётся база для восприятия закона сохранения массы вещества. |
Тема 3. Взаимодействие тел. | |
1). Скорость. | Скорость роста растений. Использование параметров роста в биологических наблюдениях. |
2). Расчёт пути и времени движения. | Отработка формул и единиц измерения при решении задач биологического содержания. |
3). Инерция. | Передвижение (способность маневрировать) животных больших и маленьких размеров. |
4). Расчёт массы и объёма тела по плотности. | Отработка формул и единиц измерения при решении задач биологического содержания. |
5). Сила. | Определяется физическая сущность силы тяжести и силы упругости и закономерности их проявления в природе: взаимосвязь силы тяжести с массой организма и симметрией, упругость древесины разных видов деревьев. Использование динамометра. Данные вопросы рассматриваются в аспекте двух фундаментальных идей: направленности и симметрии. |
6). Трение. | Особенности строения живых организмов, увеличивающие и уменьшающие трение. |
Тема 4. Давление твёрдых тел , жидкостей и газов. | |
1). Давление. | Вспоминается и уточняется понятие "корневое давление у растений. |
2). Способы уменьшения и увеличения давления. | Рассматриваются на примерах из живой природы (зубы, когти, клювы, шипы). |
3). Закон Паскаля. | Отработка положений атомной гипотезы. |
4). Давление в жидкости и газе. | Давление на морских глубинах, особенности строения глубоководных рыб, батискаф, батисфера, водолазный костюм. Вводится понятие осмотического давления, играющего большую роль жизни клетки и отражающее идею направленности пр. процессов. |
5). Решение задач. | Отработка формул и единиц измерения при решении задач биологического содержания. |
6). Сообщающиеся сосуды. | Принцип сообщающихся сосудов в природе. |
7). Архимедова сила. | Роль архимедовой силы для водных организмов, особенности их строения. |
Тема 5. Работа и мощность. Энергия. | |
1). Энергия и работа. | Создаётся база для восприятия закона сохранения энергии. Связь работы и затраченной на неё энергии с качеством пищи иллюстрируется на примерах из животного мира. |
2). Простые механизмы. | Рычаги в природе, их значение для жизнедеятельности организма. |
3). Превращение одного вида механической энергии в другую. | Подтверждается ещё раз закон сохранения энергии как компонент общей идеи сохране-ния в природе. |