Приложение №5. Понятия, явления и законы физики, используемые
для объяснения процессов живой природы

Название темы и урока в курсе физики 7 класса Межпредметные связи и связи с ФЗП
Тема 1. Введение. Определение физики как науки о природе указывает на взаимосвязь явлений живой и неживой природы, подчиняющихся общим законам.
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества.
1). Строение вещества. Молекулы. Примерами из живой природы иллюстрируются основные положения атомной гипотезы (одного из ФЗП).
2). Движение молекул. Диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах. Используются для объяснения круговорота воды в природе, значение диффузии для дыхания, питания живых организмов; поступления и передвижения воды по растению. Приводятся примеры из биологии, показывающие зависимость скорости диффузии от температуры и рода веществ.
3). Тепловые явления. Скорость движения молекул. Броуновское движение. Влияние температуры тела животных и температуры окр. среды на скорость движения молекул и протекания пр. жизнедеятельности у живых организмов (напр., весеннее сокодвижение у растений, полив растнеий водой комнатной температуры).
4). Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Явления смачивания и несмачивания в живой природе ( транспорт растворов пит. в-в по растению, водоплавающие птицы и звери).
5). Три состояния вещества. Испарение воды растениями, агрегатные состояния воды в живой природе. Создаётся база для восприятия закона сохранения массы вещества.
Тема 3. Взаимодействие тел.
1). Скорость. Скорость роста растений. Использование параметров роста в биологических наблюдениях.
2). Расчёт пути и времени движения. Отработка формул и единиц измерения при решении задач биологического содержания.
3). Инерция. Передвижение (способность маневрировать) животных больших и маленьких размеров.
4). Расчёт массы и объёма тела по плотности. Отработка формул и единиц измерения при решении задач биологического содержания.
5). Сила. Определяется физическая сущность силы тяжести и силы упругости и закономерности их проявления в природе: взаимосвязь силы тяжести с массой организма и симметрией, упругость древесины разных видов деревьев. Использование динамометра. Данные вопросы рассматриваются в аспекте двух фундаментальных идей: направленности и симметрии.
6). Трение. Особенности строения живых организмов, увеличивающие и уменьшающие трение.
Тема 4. Давление твёрдых тел , жидкостей и газов.
1). Давление. Вспоминается и уточняется понятие "корневое давление у растений.
2). Способы уменьшения и увеличения давления. Рассматриваются на примерах из живой природы (зубы, когти, клювы, шипы).
3). Закон Паскаля. Отработка положений атомной гипотезы.
4). Давление в жидкости и газе. Давление на морских глубинах, особенности строения глубоководных рыб, батискаф, батисфера, водолазный костюм. Вводится понятие осмотического давления, играющего большую роль жизни клетки и отражающее идею направленности пр. процессов.  
5). Решение задач. Отработка формул и единиц измерения при решении задач биологического содержания.
6). Сообщающиеся сосуды. Принцип сообщающихся сосудов в природе.
7). Архимедова сила. Роль архимедовой силы для водных организмов, особенности их строения.
Тема 5. Работа и мощность. Энергия.
1). Энергия и работа. Создаётся база для восприятия закона сохранения энергии. Связь работы и затраченной на неё энергии с качеством пищи иллюстрируется на примерах из животного мира.
2). Простые механизмы. Рычаги в природе, их значение для жизнедеятельности организма.
3). Превращение одного вида механической энергии в другую. Подтверждается ещё раз закон сохранения энергии как компонент общей идеи сохране-ния в природе.

на предыдущую страницу