Методические проблемы формирования ЕНМП связываются с двумя аспектами: 1) разработка способов деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение ЕНМП; 2) материальное методическое обеспечение формирования ЕНМП.
Они должны быть связаны с решением следующих задач:
- 1) установление структурности знаний, логической структуры отрезков учебного материала, естественнонаучных представлений на основе общих для всех и специфичных для каждого предмета закономерностей;
- 2) аксиоматизация естественнонаучного знания при помощи ФЗП, формирование ядра этих знаний как основы "образа природы" учащихся на всех этапах их обучения;
- 3) выявление методов обучения, соответствующих решению этих задач;
- 4) определение форм организации занятий, создание средств обучения, пособий для учащихся и учителей, обеспечивающих формирование ЕНМП как межпредметный, общий для всех естественнонаучных дисциплин процесс;
- 5) разработка критериев ориентации урока на формирование целостного ЕНМП учащихся.
Концепция цикличности, разработанная В.Г.Разумовским применительно к курсу физики, стала общепризнанной во всём естествознании. Согласно ей познавательная деятельность учащихся организуется аналогично циклу научного познания (факты—>проблемы—>гипотеза—>теоретические следствия—> проблема—>эксперимент). Такой путь изучения новых знаний является основным при усвоении содержания естественнонаучных предметов. Но в эту схему мы включаем ещё одно звено - обоснование теоретических выводов на основе ФЗП. Включение его предполагает, что ФЗП должны быть известны учащимся, когда они приступают к изучению того или иного явления или частного закона природы. После изучения отрезка нового материала знания его должны быть структурированы, переформулированы так , чтобы их было удобно хранить в памяти, и включены в ЕНМП учащихся. Инструментом такой переработки информации являются знания об основных законах природы, общих естественнонаучных идеях и специфичных для данной темы законах.
Эффективность урока, ориентированного на формирование целостных знаний о природе, зависит от того, насколько он интересен учащимся. Интерес урока может быть обусловлен внешней живостью подачи материала и внутренней стороной. Вся сила урока лежит во внутреннем интересе, а он обусловливается в первую очередь, равновесием фактов и идей. Каждый урок должен иметь три стадии: полноту усвоения материала, основательную его переработку и отчетливое выражение. Переработка учебного материала на уроке происходит в процессе его анализа через синтез. Последний заключается в том, что новое знание учащимся связывается с прежним, обобщенные естественнонаучные идеи, выражающие ФЗП, помогут создавать внутренний интерес урока; учитель должен его спланировать так, чтобы на уроке всегда было равновесие фактов и идей.
Кроме уроков необходимы специальные занятия, на которых "образ природы" специально проявлялся из знаний, полученных за определенный период. То есть необходимы интегративные занятия (интегр. дни). Такие занятия можно готовить и проводить, имея специальные средства обучения: учебники по интеграции знаний, средства обучения, дидактические материалы для учащихся и пособия для учителей, единый план, направляющий и координирующий работу учителей. Такой план составляется перед началом учебного года при участии всех учителей.
В нём отражается следующее:
- 1) тематика интегративных дней;
- 2) тематика межпредметных обобщающих уроков в конце изучения тем по физике, химии, биологии (такой урок проводится под руководством одного учителя, но консультации к нему проводят все учителя);
- 3) содержание межпредметных консультаций, проводимых учителями совместно для параллели;
- 4) содержание межпредметных самостоятельных и контрольных работ, а так же способов их оценки;
- 5) тематика рефератов межпредметного содержания, критерии их оценки;
- 6) тематика межпредметных лабораторных работ для естественнонаучного практикума (если он поставлен в школе);
- 7) межпредметные наглядные пособия и демонстрации;
- 8) пособия для учащихся и дидактические материалы межпредметного характера, согласованность в их использовании;
- 9) межпредметные экскурсии и вечера, работа школьного общества естествоиспытателей;
- 10) межпредметные факультативы ("Эволюция естественнонаучной картины мира");
- 11) трудные понятия и вопросы, требующие специального обсуждения и согласованного изложения всеми учителями, ответственными за их формирование.
В заключении к своей книге В.Р.Ильченко пишет: "Как надо учить детей, чтобы они были воспитаны так, как моя мать, глубоко чувствовали единство всего сущего? Чтобы их совесть - со-весть - была вестью каждого из них ко всем другим людям, к каждому растению, животному, земле и небу? Как говорит педагог П.Ф.Каптерев, "воспитывать не значит развлекать, раздроблять, расслаблять; воспитывать значит собирать, сосредотачивать, усиливать и вводить в зрелость" [12].