Основываясь на своем опыте и изучив литературу (см. главу I), я ещё раз пришла к выводу, что формирование ЕНМП школьников - одна из важнейших задач современного образования, которая "ложится на плечи", в первую очередь, предметов естественнонаучного цикла. Но когда начинать это формирование? В.Р.Ильченко, ведущий специалист по этой проблеме, советует с 7 класса. Действительно, именно в 7 классе школьники кроме биологии и физической географии начинают изучать физику. И хотя в курсе физики 7 класса общие законы природы не изучаются, но начальные представления о них можно уже дать (напомню, что основанием для формирования ЕНКМ служат фундаментальные законы природы, имеющие "физическую природу").
С другой стороны, психологи указывают, что формирование теоретического мышления с опорой на общие законы возможно начиная с младшей школы (В.В.Давыдов, Л.В.Занков). Практически это реализуется в курсе "Естествознание" во 2,3,5 классах. Несколько лет назад я сама преподавала естествознание во 2 и 5 классах и убедилась, что дети способны усвоить (с учетом возрастной психологии) отдельные элементы общих законов и принципов. Таким образом, в непрерывном длительном процессе формирования ЕНМП начальное звено задействовано. С 6 класса учащиеся изучают естествознание отдельно по предметам, появляются физическая география и биология. Именно в этой параллели очень важно не потерять ту нить, которая связывает все науки о природе в одно целое. Поэтому я имеете с коллегами па уроках биологии и географии в 6 классе продолжаю вести начатую в начальной школе подготовительную работу по формированию ЕНМП школьников путем координации программ и введения элементов интеграции на уроках.
Приложении №1 дан пример координации программ биологии и физической географии в 6 классе.
Поскольку реализация связей между этими двумя предметами осуществляется в рамках достижения общей цели - формирование ЕНМП - мы считаем их примером интеграции биологии и географии в 6 классе. Самым ярким примером ее является проводимый в конце учебного года интегрированный урок - экскурсия с выполнением практической работы. Ниже приводится разработка этой экскурсии.
Разработка экскурсии.
Тема: Характеристика природного комплекса на примере растительного сообщества. Цель: формирование ЕНМП через интеграцию знаний биологии и географии.
- Задачи:
- 1) вспомнить понятия "природный комплекс" и "растительное сообщество";
- 2) научиться давать характеристику растительного сообщества как основы природного комплекса, используя биологические и географические критерии;
- 3) наблюдать за растениями, выявить весенние явления в жизни растений;
- 4) приобретать навыки практической работы в природных условиях.
- Оборудование на группу: атлас по географии, лопата, линейка, карточка инструктажа, карта Тверицкого бора, карандаш, блокнот.
Ход экскурсии.
Экскурсия рассчитана на 2 урока, проводится учителями биологии и географии.
Класс заранее делится на 2 группы, дается задание - повторить понятия "природный комплекс", "растительное сообщество", их примеры, "ярусность".
С началом урока класс выводится на природу (в нашем случае - в Тверицкий бор).
На месте один из учителей сообщает учащимся тему экскурсии и ее задачи, определяет план работы: отработка теоретических понятий, изучение весенних явлений в жизни растений, выполнение практической работы. Затем учитель географии беседует с детьми по вопросам: а) что такое природный комплекс и растительное сообщество, их отличия; б) примеры растительных сообществ; в) в каком растительном сообществе мы находимся; г) какие ярусы можно выделить.
После этого учитель биологии просит учащихся обратить внимание на состояние растений, выявить явления в жизни растений, происходящие весной, и вспомнить осенние и зимние явления.
В ходе обсуждения обнаруживаются и вспоминаются следующие весенние явления:
- 1) быстрый рост и развитие растений (особенно цветка);
- 2) ранние весенние травянистые растения в основном выходят из перезимовавших многолетних органов (клубней, луковиц, корневищ);
- 3) растения, появившиеся из семени, не могут быть большими в это время;
- 4) цветки ранне-весенних растений хорошо приспособлены к опылению насекомыми или ветром;
- 5) активное сокодвижение у деревьев (береза, клен);
- 6) приспособления для перенесения капризов весны (цветки закрываются и поникают вниз при понижении температуры, морщинистость листьев, клейкое вещество и волоски на них).
Затем класс делится на две группы, каждая в сопровождении одного учителя уходит на заранее выбранное учителями место (желательно, чтобы типы растительных сообществ были разными). Каждой группе дается инструктивная карточка с планом практической работы, время работы 20-25 минут. Учитель в своей группе выполняет роль консультанта. В группе выбирается старший, который руководит работой группы, распределяет обязанности и сообщает результаты работы своей группы в заключительной части второго урока, когда происходит обмен результатами.
Содержание инструктивной карточки:
I. Дать характеристику растительного сообщества по плану:
- 1) название;
- 2) географическое положение (город, район, название лесного массива, в какой его части располагается раст. сообщество);
- 3) форма рельефа (вид равнины - низменность, возвышенность, плоскогорье);
- 4) особенности климатических условий (климатический пояс, тип воздушных масс и их характеристика - сезоны, температуры января и июля, количество осадков в год);
- 5) состав почвы (наличие лесной подстилки, гумусовый горизонт и его толщина, состав материнской породы);
- 6) приближенность водных объектов, влияющих на формирование местного климата;
- 7) состав раст. сообщества (виды растений по ярусам).
II. Отметьте, какие наблюдаются весенние явления в жизни растений?
III. Определите, какие приспособления выработались у растений данного сообщества к местным природным условиям?
По окончании работы группы собираются в заранее оговорённом месте. Старшие групп сообщают результаты своего исследования. Учащиеся сравнивают характеристики двух сообществ и выясняют - от чего зависит формирование растительного сообщества. Учителя подводят итог работы, обращая внимание учащихся на взаимосвязь явлений и объектов, изучаемых биологией и физической географией. Результаты работы оформляются членами группы на отдельном листе, на котором старший группы оценивает работу каждого. С учетом этого ставятся оценки за урок.
Кроме координации программ и интеграции знаний биологии и географии я, как учитель биологии, лично для себя составляю список понятий и явлений, изучаемых в курсе биологии 6 класса и объясняемых с позиций ФЗП (см. Приложение №2). Хотя шестиклассники не знакомы с понятием ФЗП и с самими законами, но сам подход к подаче изучаемого материала учителем становится принципиально иным.
На этом подготовительный этап формирования ЕНМП учащихся заканчивается. Учителя - естественники начинают подготовку к следующему этапу.