Оглавление

ГЛАВА II
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

§ 1. Характеристика испытуемых и методики исследования.

Как было сказано выше (см. "Введение"), цель проведенного исследования заключается в сравнительном изучении мотивов учения младших школьников в зависимости от системы обучения. В качестве испытуемых были взяты ученики средней школы № 74 г.Ярославля, обучающиеся по традиционной системе, по системе Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Общее число испытуемых составило 162 человека. Среди них по системе Л.В. Занкова - ученики вторых и третьих классов (соответственно 8-9 лет), по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - ученики первых вторых классов (соответственно 7-8 лет), по традиционной системе - первых, вторых, третьих классов (соответственно 7, 8, 9 лет).
Нами были использованы традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя, методики: "Составь расписание", методика "Мотивы учебной деятельности", а также разработанная нами "Методика выбора любимых занятий на уроке". Рассмотрим кратко содержание каждой из них.
I. Методика "Мотивы учебной деятельности".
Цель ее - выявить преобладающие мотивы учения у испытуемых, обучающихся по разным системам. Детям предлагается готовый перечень мотивов. По тому, какой вариант ответа выбирает испытуемый, можно судить о преобладающем у него мотиве учения.
Инструкция:
Напиши фамилию, имя.
Прочитай все пункты от 1 до 9. Подчеркни то, что соответствует твоим желаниям и интересам (сделай два выбора).
1. Учусь, так как на уроке интересно(познавательный мотив).
2. Учусь, так как заставляют родители (мотив избегания неприятностей).
3. Учусь, так как хочу больше знать (познавательный мотив).
4. Учусь, чтобы потом хорошо работать (мотив самоопределения).
5. Учусь, чтобы доставить радость родителям (мотив благополучия).
6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей (мотив престижа).
7. Учусь, так как нравиться учиться (узко-познавательный мотив).
8. Учусь, так как хочу быть культурным человеком (мотив самосовершенствования).
9. Учусь, чтобы не опозорить класс (мотив избегания неприятностей).
II. С целью выявления учебных интересов младших школьников, наличия или отсутствия познавательных мотивов у детей мы предложили учащимся методику "Составь расписание".
Ученикам было предложено составить расписание на неделю. Можно включать любое число уроков по разным предметам, а также вычеркивать из расписания уроки по не интересующим их предметам.
III. Наряду с указанными методиками нами была специально разработана и использовалась "Методика выбора любимых занятий на уроке". Цель ее состояла в том, чтобы выявить уровень развития интереса к содержанию и процессу учения. По тому, какие занятия выбирает ребенок, можно судить об интересе детей к процессуальной или содержательной стороне учения.
Перечень составлен таким образом, что каждый пункт соответствует занятиям, связанным с содержательной стороной (1, 3, 6, 7), и занятиям, связанным с процессуальной стороной (2, 4, 5).
Учащимся предлагалось из перечня занятий выбрать самые любимые. Каждому учащемуся предъявили следующий бланк.
Напиши фамилию, имя.
Прочитай все пункты от 1 до 7. Выбери (подчеркни), что ты больше всего любишь (сделай 4 выбора).
1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.
2. Выполнять упражнения по русскому языку.
3. Узнавать, откуда произошли числа.
4. Решать задачи по математике.
5. Самому составлять задачи.
6. Узнавать правила написания слов.
7. Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.