Оглавление

ГЛАВА II
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

§ 3. Обсуждение полученных результатов.

Обсудим полученные результаты в последовательности их представления.
1. Результаты испытуемых, обучающихся по традиционной системе.
Как видно из таблицы № 1, у первоклассников доминирующим мотивом является мотив самоопределения (4). Далее примерно на одном уровне представлены мотивы самосовершенствования (8) и престижа (6), то есть преобладают широкие социальные мотивы.
Полученный нами результат несколько противоречит имеющимся в литературе данным: "Учебная мотивация первоклассников бедна ... из-за отсутствия многих социальных мотивов", где отмечается, что в мотивации младших школьников большое место занимают узколичные мотивы -благополучия, престижа (Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1991, с.23). По нашим данным мотивация благополучия у первоклассников традиционной системы обучения находится на третьем месте (5).
На 28% больше второклассников по сравнению с первоклассниками в традиционной системе указали на мотив самосовершенствования (54%). Этот мотив в данной группе испытуемых заметно выделяется по сравнению с другими. Мотивы самоопределения занимают второе место. В структуре мотивационной сферы испытуемых 1 - 3 классов отчетливо представлены познавательный мотив, мотив самосовершенствования, мотив благополучия, по динамике их носит противоположный и неравномерный характер. Так, мотив самосовершенствования возрастает от первого к третьему классу; мотив благополучия, наоборот, уменьшается (в 2 раза), а познавательный мотив резко возрастает от первого ко второму классу (в 6 раз), в третьем классе имеет тенденцию к постепенному снижению (см. рис. 2). Причина может крыться в содержании учебного процесса - с одной стороны, а с другой - может свидетельствовать о появлении к концу третьего класса так называемого "мотивационного вакуума". Этим термином в психологии обозначается наблюдаемое в этот период снижение интереса к учебе.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе в данной выборке доминируют мотивы самоопределения и самосовершенствования (см. рис. 1).
Исходя из результатов выполнения методики "Составь расписание" видно снижение интереса к "серьезным" предметам от первого, второго к третьему классу. Падение интереса к "серьезным" предметам есть негативный момент. Считается, что мотивы учения "серьезнее", если в мотивации выражен познавательный компонент, если учащиеся предпочитают предметы, требующие умственных усилий. Как видно из таблицы № 3, наблюдается примерно одинаковая мотивация содержанием и процессом учения, но с некоторым преимуществом мотивации процессом, а в дальнейшем на мотивацию содержанием в последующих классах (во втором и третьем классах). Причем в третьем классе в 1,6 раза больше уже представлена мотивация содержанием учения, чем процессом.
Полученные данные согласуются с данными методики "Мотивы учебной деятельности" (см. таблицу № 1) и, следовательно, это можно считать достаточно достоверным фактом. То есть, согласно нашим результатам, имеются изменения в динамике мотивов, хотя по данным М.В. Матюхиной ("Мотивация учения младших школьников". М., 1984) существенных изменений в мотивации учения младших школьников от первого к третьему классу не происходит.
2. Результаты испытуемых, обучающихся по системе развивающегося обучения Л.В. Занкова.
В структуре мотивационной сферы испытуемых обеих классов есть и познавательный мотив, и мотив самосовершенствования, и благополучия. Но познавательный мотив имеет тенденцию к уменьшению значимости, мотив самосовершенствования усиливается, мотив благополучия уменьшается (см. рис. 5). На протяжении второго - третьего классов доминируют мотивы самоопределения и самосовершенствования, познавательный мотив (см. таблицу №4).
Степень выраженности мотивов учения у испытуемых возрастает от второго к третьему классу.
Как видно из таблицы № 5, предпочтения уроков у детей устойчивы, сохраняется интерес к "сложным" предметам, таким как математика, естествознание, русский язык.
Из таблицы № 6 видно, что мотивация содержанием учения более развита, чем мотивация процессом учения. Эта тенденция значительно усиливается в третьем классе (почти в 3 раза).
3. Результаты испытуемых, обучающихся по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Как видно из таблицы № 7 и рисунков 7, 8, наблюдается общая тенденция возрастания степени выраженности мотивов учения от первого ко второму классу. У первоклассников более высокий процент принадлежит мотиву самосовершенствования (8), на втором месте находится мотив самоопределения (4).
Познавательный мотив резко возрастает от первого ко второму классу (почти в 4 раза). Возрастает также и мотив самосовершенствования (на 20%). Из таблицы № 7 видно, что мотив благополучия имеет тенденцию к снижению. Большое внимание первоклассники обращают на интересность урока (1).
По данным таблицы № 8 видно сохранение стойкого интереса к "сложным" предметам от первого ко второму классу.
Мотивация процессом учения представлена в большей степени нежели мотивация содержанием учения, хотя ко второму классу эта тенденция несколько снижается.
Сравним теперь полученные результаты испытуемых, обучающихся по разным системам.
Сравнивая результаты первоклассников традиционной системы и системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, можно увидеть, что в системе развивающего обучения более высокий процент принадлежит мотиву самосовершенствования, чем мотиву самоопределения. Значительно менее выражена мотивация благополучия у первоклассников системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, чем у первоклассников традиционной системы.
На 28% больше второклассников по сравнению с первоклассниками в традиционной системе обучения указали на мотив самосовершенствования (54%). У второклассников, обучающихся по развивающим системам значительно выше представлены мотив самосовершенствования по сравнению с традиционной системой - 65% и 63% соответственно.
Уровень познавательного мотива в первом классе выше в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (10%) по сравнению с традиционной системой (5%). Ко второму классу возрастает уровень познавательного интереса у учеников любой системы обучения, но следует отметить, что к третьему классу познавательный интерес не возрастает, а остается на прежнем уровне в развивающих системах обучения, а в традиционной снижается.
У испытуемых систем развивающего обучения (Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) наблюдается стойкий интерес к "сложным" предметам, в то время как в традиционной системе обучения наблюдается снижение интереса к "серьезным" предметам. То есть, в классах развивающего обучения больше выражен познавательный компонент мотивов учения.
В начале обучения в традиционной системе (см. рис. 3) наблюдается примерно одинаковая мотивация содержанием и процессом учения. К третьему классу мотивация содержанием учения превышает мотивацию процессом в 1,6 раза. Такая же тенденция усиления мотивации содержанием наблюдается в системе Л.В. Занкова (см. рис. 6).
Таким образом, прослеживаются позитивные моменты развивающих систем обучения:
- ярко выражена мотивация содержанием (система Л.В. Занкова);
- активизация познавательного компонента мотивов учения. Сравнивая полученные результаты по всем группам испытуемых между собой, можно отметить следующее:
  1. отмечается общность изменений, динамики мотивов учения от класса к классу (кривые на графиках синхронны), однако степень выраженности мотивов у учащихся различна в различных классах;
  2. доминирующий мотив самоопределения у первоклассников, обучающихся по всем системам, сменяется у второклассников и третьеклассников доминированием мотива самосовершенствования, то есть широкие социальные мотивы являются ведущими. Заметим что, у первоклассников не последнее место занимают и узколичные мотивы (мотивация благополучия) - (5).
  3. отличается резкое возрастание мотивов, связанных с содержанием учения (3) - "учусь, так как хочу больше знать". Особенно резкое возрастание этой мотивации наблюдается у детей системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (с 10% до 42%).
Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Выявленные общие и специфические мотивы у испытуемых традиционной и развивающих систем ставят вопрос о необходимости разработки программ формирования мотивации учения, адекватной учебной деятельности и способствующей усвоению знаний.
Более сложная, неоднозначная картина в мотивах учения и испытуемых традиционной системы делают необходимым в первую очередь разработку программы формирования мотивов учения для испытуемых именно этой категории. Это и составило содержание главы III.