Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует, па наш взгляд, рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации.
Проблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко. Но несмотря на большое количество исследований в этой области (5, 29, 43 и др.), а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников (8, 20, 33, 39), данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Тем более, что результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.
Считается, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. B.C. Мерлин в связи с этим справедливо подчеркивает, что необходимо "управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний" (43). И действительно, если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Как обнаружилось в исследованиях, мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро (33, 43).
Недостаточное внимание школы к воспитанию мотивации объясняется и неразработанностью этой проблемы, ее сложностью. Не получили еще однозначного раскрытия даже сами понятия "мотив", "мотивация", "потребность" и др. В этом и заключается необходимость ее теоретического изучения. Сложность исследования мотивации обусловлена и тем, что учащийся побуждается к учению целым комплексом мотивов, причем не только обогащающих друг друга, но и вступающих в противоречие. Мотивация может проявляться как устойчивое образование личности и как компонент деятельности (ситуативные мотивы). Мотивация складывается, изменяется, перестраивается в процессе деятельности.
Практическое значение исследования данной проблемы определяется, в первую очередь, необходимостью поисков путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивов учения у учащихся, что в конечном итоге способствует эффективности учебной деятельности детей в целом. Особенно остро стоит вопрос формирования мотивации в связи с обучением в настоящее время детей с 6,5 лет.
Исходя из сказанного, цель нашей работы заключалась в сравнительном исследовании мотивов учения детей младшего школьного возраста в зависимости от системы обучения и разработки на основе полученных данных программы формирования мотивов учения, реализации ее на практике. Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
  1. провести теоретический анализ состояния проблемы мотивации учения в психологии и педагогике;
  2. экспериментально исследовать характер мотивов учения у учащихся первых - третьих классов, обучающихся по разным системам (традиционной, системе Л.В. Занкова, системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова);
  3. подобрать методический материал для проведения соответствующего экспериментально-психологического исследования и разработать собственную методику в форме опросника на выявление действующих мотивов;
  4. разработать программу формирования мотивов учения у детей младшего школьного возраста, обучающихся по традиционной системе;
  5. апробировать разработанную программу в учебном процессе посредством проведения формирующего эксперимента;
  6. сформулировать выводы об эффективности предлагаемой программы.