Оглавление

Заключение.

Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко. Существует большое число работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации учения младших школьников. Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер. Есть еще малоразработанные аспекты, которые требуют дальнейшего изучения в силу большого практического значения этой проблемы.
Целью нашей работы явилось сравнительное изучение мотивов учения мотивов учения младших школьников в зависимости от системы их обучения. Для реализации этой цели нами были взяты традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя методики для изучения мотивов учения: "Мотивы учебной деятельности", "Составь расписание", а также специально разработанная нами "Методика выбора любимых занятий на уроке".
На первом этапе были продиагностированы мотивы, их характер и динамика у испытуемых от класса к классу, обучающихся по разным системам. Общее число испытуемых - 162 человека. На основе полученных данных мы разработали программу формирования мотивов учения у испытуемых традиционной системы обучения и реализовали ее в учебном процессе.
Экспериментально - психологическое исследование характера и динамики мотивов учения младших школьников, а также проведение (формирующего эксперимента позволяет сделать следующие основные выводы:
1. В структуре мотивов учения детей первых - третьих классов, обучающихся по традиционной системе и системам развивающего обучения, преобладают широкие социальные мотивы: мотивы самоопределения и самосовершенствования, наряду с представленностью в той или иной степени других групп мотивов.
2. В традиционной системе обучения обнаружена негативная тенденция снижения степени выраженности учебной мотивации к третьему классу.
3. Выявлена более слабая представленность познавательных мотивов у младших школьников, обучающихся по традиционной системе обучения.
4. В системах развивающего обучения наблюдается большее развитие мотивации содержанием, чем мотивации процессом.
5. Мотивация в системах развивающего обучения характеризуется наличием стойкого познавательного компонента.
6. Результаты формирующего эксперимента позволяют сделать вывод о том, что предлагаемая нами программа стимулирует развитие адекватных мотивов учения у младших школьников, что является важнейшим условием успешности их обучения.
Таким образом, в целом можно заключить, что на основе проведенного нами исследования были выявлены общие и специфические особенности мотивов учения у младших школьников, обучающихся по разным системам. Общие заключаются, во-первых, в доминировании в структуре мотивационной сферы всех испытуемых, вне зависимости от системы обучения, социальных мотивов. Во-вторых, обнаружен факт изменчивости, динамики степени выраженности мотивов учения во всех группах испытуемых от класса к классу (от первого к третьему).
Специфические особенности касаются, прежде всего, различий в характере и динамике мотивов традиционной и развивающих систем обучения в целом. Во-первых, степень выраженности мотивов учения и, прежде всего, познавательных, по мере обучения возрастает у учащихся развивающих систем обучения; у учащихся традиционной системы имеется тенденция снижения познавательных мотивов (то есть, в целом снижается желание учиться). Во-вторых, у учащихся развивающих систем отчетливо и стабильно преобладает мотивация содержанием, а не процессом учения. В-третьих, познавательные мотивы имеют ярко выраженный характер именно в развивающих системах обучения. Полученные данные позволяют сделать заключения о большем позитивном влиянии на развитие мотивов учения, желание и стремление учиться именно в системе обучения А.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Согласно нашим данным более эффективно в этом плане система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
В связи со сказанным важно подчеркнуть следующее. По нашим наблюдениям и анализу опыта учителей, в "чистом виде" традиционная система обучения практически не представлена. В настоящее время учителя имеют возможность свободы творчества, инициативы, использования в своей работе элементов других систем обучения. И это следует рассматривать как, безусловно, позитивный момент.
С другой стороны наш анализ показывает, что учителя, работающие по развивающим системам, в меньшей степени используют положительный опыт, накопленный традиционной системой обучения. На наш взгляд, это целесообразно делать, особенно в случаях, когда требуется, например, четкая отработка тех или иных учебных навыков.
Любая система обучения или педагогическая психология не должна быть догматичной. Учитель в своей работе может и должен использовать все положительное, что есть в практике учителей, работающих по разным системам. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.
На наш взгляд, формировать адекватные учебной деятельности мотивы нужно не только у учащихся традиционной системы (хотя согласно нашим данным, именно у них в первую очередь это необходимо делать), а и у учащихся развивающих систем. В задачу нашей работы это не входило, но по-нашему мнению, программа формирования мотивов учения у них должна быть ориентирована, прежде всего на развитие устойчивости имеющейся положительной мотивации учения, тем более, что практика показывает: отсутствие преемственности при переходе в среднее звено создает у учащихся развивающих систем определенные трудности и, в частности, отмечается ослабление желания учиться.