Методические рекомендации подготовлены:
А.А. Кузнецовым, С.А. Бешенковым, Н.Д. Угриновичем, Л.Е. Самовольновой

ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА
ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
в 2001/2002 учебном году

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2001 № 224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования”, с 2001/2002 учебного года начинается широкомасштабный эксперимент по проверке разработанного содержания обучения, ориентированного на 12-летнюю школу.

В 2001/2002 году вступают в эксперимент 1 и 10 классы общеобразовательной школы. В 10 классе, согласно учебному плану № 2, рекомендованному для экспериментальных общеобразовательных учреждений, рекомендовано 5 профилей:

За истекшие 16 лет с момента введения в школу общеобразовательного курса “Основы информатики и вычислительной техники” накопился значительный опыт преподавания, который во многом аккумулирован в современном базовом курсе информатики. Вместе с тем следует констатировать и тот факт, что прикладная направленность первого отечественного курса информатики (“обеспечение компьютерной грамотности”) в значительной мере перешла и в многие современные курсы информатики (учебники И.Е. Семакина, Н.В. Макаровой, Ю.А. Шафрина и др.). Ни в какой мере не отрицая этого бесспорного факта, следует отметить, что на сегодняшний день сложились все предпосылки к расширению задач обучения информатике в общеобразовательной школе и переходу к полноценному общеобразовательному курсу. Именно в переходе к этому курсу и состоит “сверхзадача” новой концепции обучения информатике.

Общеобразовательные аспекты информатики наилучшим образом раскрываются через углубленное и профильное обучение. Поэтому основными задачами данного эксперимента являются:

Основной гипотезой, подлежащей проверке в данном эксперименте является предположение, что профильное и углубленное изучение информатики и информационных технологий может решающим образом повлиять на формирование у обучаемых современной научной картины мира, развить общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией, подготовить к дальнейшей учебе и профессиональной деятельности.

Согласно новой концепции, обучение информатике и информационным технологиям в средней общеобразовательной школе осуществляется на трех ступенях:

Курс информатики и информационных технологий гуманитарно-филологического и химико-биологического профиля имеет уровень “А”, рассчитанный на 1 час в неделю.

Курс информатики физико-математического, технико-технологического и социально-экономического уровня имеет уровень “В”, в котором на изучение отводится 2 часа в неделю.

Наконец, используя межпредметный, интегративный характер дисциплины информатики, можно организовать обучение по всем названным профилям на углубленном уровне “С”, ориентируясь на 3 и более часов в неделю.

Для курсов информатики и информационных технологий уровней “А” и “В” разработаны обязательные минимумы и требования к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы.