ВВЕДЕНИЕ


Данная работа является результатом трехлетнего творческого процесса по апробации и адаптации интегративного предмета школьного курса “Закономерности окружающего мира” в рамках педагогического эксперимента “Экология и диалектика”.

Средняя общеобразовательная школа № 67 Заволжского района участвует в эксперименте “Экология и диалектика” с сентября 1992 года. Преподавание предмета “Закономерности окружающего мира” (ЗОМ) началось в 1993-1994 учебном году в двух классах: 6б и 6в. За три учебных года (с 1993-1994 по 1995-1996) учащиеся этих классов изучили полный курс ЗОМ: научились решать несложные комбинаторные и вероятностные задачи, познакомились с теорией игр, случайными величинами, занимались проблемами принятия решений, вопросами организации систем массового обслуживания, рассмотрели с вероятностной позиции теорию эволюции живых организмов на нашей планете.

Вся эта большая познавательная деятельность осуществлялась учителем и ученическим коллективом при полном отсутствии какой-либо учебной литературы: учебников, задачников, методических пособий. Единственное, чем мы располагали, была непосредственно программа ЗОМ, опубликованная в программных документах эксперимента “Экология и диалектика”. Понятно, что такая работа могла быть проделана только при условии непрерывного совместного творчества учителя и учащихся, их взаимозаинтересованности как друг в друге, так и в объекте совместного исследования - предмете ЗОМ.

В 1995-1996 учебном году к изучению курса ЗОМ приступили учащиеся класса. Они были вторыми “на тропе” овладения культурой вариативного мышления и изучали курс ЗОМ по уже иной, адаптированной программе, с учетом накопленного опыта преподавания. Завершившийся учебный год позволил подвести некоторые итоги изучения предмета “Закономерности окружающего мира” в шестом классе.

ГЛАВА 1
Новая модель средней школы “Экология и диалектика”

Впервые название “Экология и диалектика” прозвучало в апреле 1988 года на проводившемся в Москве на ВДНХ Всесоюзном совещании по проблемам совершенствования среднего образования. В том же году девять московских школ и одна школа в Харькове пожелали начать отработку этой модели. В 1992 году в этом эксперименте участвовали уже около 200 школ в различных регионах СНГ. Автор модели школы “Экология и диалектика” - профессор Тарасов Л.В., заведующий кафедрой физики Московского государственного открытого педагогического института. Он является также научным руководителем педэксперимента “Экология и диалектика”. Модель получила положительную оценку Комиссии экспертов Гособразования СССР в 1990 году.

Какой должна стать школа, каковы основные направления ее работы? Прежде всего, ориентация на развивающее обучение, когда знания являются не самоцелью, а средством развития ребенка; обеспечение нравственного воспитания школьников, противостоящего таким порокам века как бездуховность, потребительство, технократизм, возрождение в детях желания учиться, потребности в активной интеллектуальной деятельности.

Термин “Экология” в названии модели новой школы подчеркивает ориентацию учебного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решить человечеству. Человек - часть природы, он либо погибнет вместе с ней, либо отыщет пути совместной дальнейшей эволюции. Это предполагает единение естественнонаучного, гуманитарного и эстетического образования.

Термин “Диалектика” в названии модели отражает не только диалектику реальной жизни, но и подчеркивает ориентацию школы на развивающее обучение. Главными становятся задачи развития не только памяти, но также восприятия, воображения, разных форм мышления
(в частности, вариативного).

на предыдущую страницу