§ 1. Философские основы модели “Экология и диалектика”


Содержание образования должно быть адекватным современному этапу научного познания мира, воспитывать надлежащий этому этапу стиль мышления, строиться в соответствии с современными научными методами. Основные пункты, по которым должно выполняться это соответствие, следующие:

Целостное видение мира - важнейшая мировоззренческая методологическая установка современного научного знания, которому соответствует современный стиль научного мышления. Человек, как важнейшая составляющая всей окружающей природы, как инициатор, участник и нарушитель ее циклов, изучает мир изнутри, а не со стороны.

Социологизация и гуманизация естественнонаучного цикла и естественно-научная окраска общественных и гуманитарных предметов. Чтобы быть адекватной современному этапу познания, современная система образования должна быть построена на основе неразрывности и взаимообусловленности науки и гуманизма, знаний о мире и знаний о человеке.

Вероятностные подходы. Основными закономерностями, которые описывают этот мир, являются вероятностные закономерности. В модели “Экология и диалектика” воспитание вариативного мышления является важной задачей. Формирование вероятностного мышления связано с самоорганизацией и ориентированностью на открытые системы. Именно в открытых сложных нестационарных системах может возникнуть упорядоченность, которая является выражением свойства самоорганизации материи. Рассмотрение процессов, происходящих в природе и обществе, с точки зрения сложных открытых систем - могучая философская переориентация всего образовательного комплекса. Диалектическое мышление должно стать показателем уровня развития человека. Научить диалектическому мышлению можно только через соответственно построенное образование.

на предыдущую страницу