Методическая основа модели школы “Экология и диалектика”


Интенсификация познания мира достигла такого уровня, что удвоение объема всего научного знания, которым владеет человечество, происходит на протяжении всего десяти лет. Поэтому бесполезно надеяться, что школа, даже вместе с вузом, в состоянии снабдить человека полным объемом знаний. Сегодня необходимо учить детей учиться, что требует перехода к проблемному методу обучения, когда учащиеся приобретают знания в процессе поиска, организованного учителем, а не получают их в готовом виде. Безусловно, важна интеграция знаний, которая отражает общую закономерность познания мира человеком: по мере развития процесса познания происходит не только движение вглубь, но и одновременное движение вширь; углубляясь, мы неизбежно выходим на новые горизонты, где всевозможные перегородки и грани становятся все более условными. Поэтому важно преодолевать в современном образовании традиционную разобщенность учебных предметов, препятствующих формированию в сознании целостной картины мира. В современных условиях становится актуальной гуманитаризация процесса обучения: на первый план выдвигаются не узко научные или узко предметные, а общечеловеческие ценности; осознается необходимость формирования у учащихся диалектического мышления и эстетического восприятия окружающей среды, воспитания ответственного отношения к возможным последствиям собственной деятельности для других людей и для природы в целом. Решению этих проблем отвечает интегративно-гуманитарный принцип обучения. Эффективная гуманитаризация обучения обязательно требует интеграции, при этом уровень интеграции может быть различным. Интеграция первого уровня осуществляется по принципу “вторжения в чужую область”, когда в процессе преподавания какого-либо предмета совершаются экскурсы в другие предметы, привлекаются понятия и представления из других предметов, проводятся аналогии, выходящие за рамки данного предмета. Интеграция второго уровня подразумевает использование общих методологических принципов, а именно принципа фундаментальности вероятностных закономерностей и принцип асимметрии.

на предыдущую страницу