§ 4. Принцип фундаментальности вероятностных закономерностей


Закономерности окружающего нас мира разделяются на два типа: динамические и статистические. Динамические закономерности характеризуются жесткими однозначными причинными связями, а статистические (вероятностные) - гибкими вероятностными связями. Долгое время считалось, что фундаментальными являются именно динамические закономерности, статистические же возникают из-за недостатка знаний и при более глубоком подходе должны сводиться к закономерностям динамическим. Естествознание 20 века доказало, что в действительности первичны как раз статистические закономерности. Так что без преувеличения можно сказать: мы живем в мире, построенном на вероятности. В динамических системах отсутствует диалектика необходимого и случайного (необходимость абсолютизируется, а случайность - исключается). Суть диалектики необходимого и случайного в том, что необходимость как бы “пробивает себе дорогу в толпе случайностей”. Этот процесс отражает в себе статистические закономерности.

Необходимость, выявленная из массы случайностей, выражается математически через вероятность. Теория вероятностей позволяет рассмотреть диалектику необходимого и случайного количественно.

Обращение к диалектике необходимого и случайного в школе требует формирования у учащихся вероятностного мышления, ознакомления их с теорией вероятностей, выработки у них умения рассматривать и перебирать варианты. Вероятностное мышление предполагает разрушение многих стереотипов, например отказ от предпочтительности строго детерминированного поведения, исключающего вариативность, отказ от негативного отношения к случайному. Ведь случай не только разрушает наши планы, но еще и создает новые возможности. Порядок, в свою очередь, может рождаться из Хаоса - через самоорганизацию. Более того, мир в целом общество, человек, любое живое существо - все это примеры самоорганизующихся систем, и очень важно, что самоорганизация возможна только в открытых системах, тогда как замкнутые системы со временем деградируют (это - важнейший компонент современного миропонимания).

Диалектика необходимого и случайного является важным методологическим фактором интеграции и гуманитаризации процесса обучения.

на предыдущую страницу