Отработка необходимых навыков в курсе "ЗОМ - 6” ведется в нескольких направлениях.
    Уровень знаний учащихся, степень овладения текущим учебным материалом хорошо видны в творческих работах учащихся. Часто в нашей повседневной жизни от человека требуется умение самостоятельно и грамотно сформулировать вопрос и, применяя имеющиеся знания (а если требуется, пополнив их), найти на него ответ. Составление учащимися собственных - авторских - задач развивает это качество. Немаловажно и то, что задачи составляются не для “отписки”, все они предлагаются для решения одноклассникам. Примечательно, что любая, даже неудачно составленная задача, выполняет свою обучающую функцию. Например: “В кружке лежат 3 десятирублевых и 4 пятидесятирублевых монеты. Я вынимаю одну монету случайным образом. Какова вероятность того, что это 10 рублей?” (Оля Ч.)
Задачи, подобные этой, мы оцениваем как некорректные. Некорректная задача требует переформулировки, доопределения, и это хороший обучающий прием. К этой задаче предлагались различные доопределения:
- Монету из кармана можно вынуть пинцетом.
- Плотная кожаная перчатка на руку нужна.
- Пусть это будет не карман, а кружка, и монету тащит попугай.
- Можно без попугая. Кружка упала и монета выкатилась.
Другая задача:
“На поляне 3 красивых больших ели и 2 маленьких некрасивых. Папа пошел срубить елку к Новому году. Какова вероятность того, что он срубит красивую ель?” (Ира Б.)
Задача про елку хороша тем, что предполагает наличие двух правильных ответов при уточнении данных:
если папа в состоянии отличить хорошую ель от плохой, то искомая вероятность равна единице, в противном случае - 3/5.
    Безусловно, уровень задач, предлагаемый детьми, самый различный. Но даже слабоуспевающие дети совершают свой путь восхождения к высотам творчества, раз от раза предлагая более содержательные, нежели прежде, задачи. Есть и большие специалисты в своем деле, даже в крохотной задачке устраивающие “ловушку”.
“В вазочке на столе 5 яблок, 3 груши и 2 апельсина. Кошка толкнула вазу, и один фрукт выпал. Какова вероятность того, что выпал лимон?” В то время когда класс радостно констатирует “некорректность”, автор прячет улыбку. И на вопрос учителя, согласен ли автор с оценкой классом его задачи, задает сотоварищам вопрос:
- “Выпадение лимона - это какое событие?”
- “Невозможное” - уличает автора класс.
- “А если невозможное, то какова вероятность его наступления?”
-!!!
    Примечательно, что ребята нимало не огорчаются тому, что угодили в расставленную ловушку. Наоборот, возможность таких “сюрпризов” от товарищей по классу принимается очень доброжелательно, с некоторым даже азартом.
На начальном этапе овладения навыком решения задач в качестве дидактического ребятам предлагаются задачи, составленные учителем или старшими школьниками. В дальнейшем происходит полное самообеспечение задачным материалом. В силу различных интеллектуальных возможностей школьников, задачи прекрасно охватывают все уровни усвоения знаний.

на предыдущую страницу