ГЛАВА 2

Интегративный "Закономерности окружающего мира"


Для эффективной реализации идей интеграции и гуманитаризации в процессе обучения необходим переход от общей картины видения мира к анализу деталей и, затем, от анализа деталей к общей картине. Рассмотрение общей картины мира требует введения новых интегративных предметов двух типов: пропедевтических интегративных предметов на начальном этапе обучения и обобщающих интегративных предметов на завершающем этапе. Интегративный предмет предполагает постановку перед учащимся множества вопросов, побуждающих к самостоятельному поиску ответов, дающих детям возможность ощутить себя первооткрывателями. Одним из таких предметом является курс “Закономерности окружающего мира”, который изучается школьниками в 6-8 классах. Этот предмет знакомит школьников с вероятностями, вероятностными подходами, формирует вариативное мышление. Он позволяет осуществить переход от владения формальной логикой к умению оценивать и отбирать варианты, находить самостоятельные решения в условиях неопределенности.

§ 6. Структура курса "ЗОМ"


Выдающийся венгерский математик А. Реньи выделял следующие этапы в изучении теории вероятностей:

По такой схеме как раз и строится трехгодичный интегративный курс “Закономерности окружающего мира”, что удачно согласуется с требованиями учета возрастных особенностей учащихся.

В 6 классе вводятся и начинают формироваться понятия случайных исходов (событий) и случайных чисел. Учащимся предлагаются новые для них парадигмы: окружающий мир насыщен случайностями; случайности могут играть не только отрицательную, но и положительную роль (они могут, конечно, не только нарушать, но и разрушать наши планы, но зато создают новые возможности). Порядок может формироваться из беспорядка; закономерности рождаются из массы случайностей. Понятие вероятности формируется в процессе рассмотрения разнообразных жизненных ситуаций, в интересных играх и несложных задачах. Основная работа с вероятностями на основе использования теорем сложения и умножения вероятностей проводится в 7 классе. Учащиеся решают большое число разнообразных задач из элементарной теории вероятностей, проигрывают множество различных ситуаций. В 8 классе происходит знакомство с прикладной стороной дела. Рассматриваются различные применения вероятностей в человеческой практике; обсуждаются проблемы управления и самоуправления, принятия решений в условиях неопределенности, организации систем массового обслуживания. Затем рассматриваются вопросы, связанные с использованием вероятностей в биологии, физике.

Таким образом, за три года учащиеся проходят интересный и неоценимый - в плане развития мышления - путь познания. Сначала они знакомятся с миром, где Порядок рождается из Хаоса в процессе самоорганизации систем. Ребята овладевают умением подсчитывать, перебирать, отбирать и создавать варианты; они начинают мыслить вариативно, гибко. Затем совершается следующее “чудо” - формируется системное мышление. После чего учащиеся приходят к пониманию, что и самый процесс познания мира человеком тоже опирается на вероятностные подходы. Таким образом, закономерности окружающего мира есть вероятностные закономерности.

на предыдущую страницу