§ 7. Программа и содержание курса "Закономерности окружающего мира"
6 класс


Предлагаемая программа и содержание курса ЗОМ-6 обусловлены трехлетним опытом работы по преподаванию этого предмета. Обучение детей предмету “Закономерности окружающего мира” началось в 1993 году. В процессе работы программа и содержание курса были пересмотрены и адаптированы с учетом следующих факторов:

В 1995-1996 учебном году курс “Закономерности окружающего мира - 6” был пройден повторно с новым ученическим коллективом согласно новому (адаптированному) плану и содержанию курса. Преподавание велось из расчета 2 часа в неделю (всего 68 часов).

Тема 1. Порядок и Хаос ( 14 ч).
Что такое Хаос. Царство Хаоса. Проявление Хаоса в нашей жизни.
Хаос и Порядок. Порядок в нашей жизни.
Мир, где царит Порядок.
Что лучше: Хаос или Порядок? От Порядка к Хаосу и обратно.
Случай - враг Порядка? Случай - это серьезно.

В процессе изучения этой темы учащимся предлагаются для обсуждения следующие проблемы:

- Что есть Хаос и что есть Порядок? Как они проявляются в нашей жизни?
- Каким образом человек может оградить себя от проявления Хаоса и что может сделать для поддержания Порядка?
- Как могут выглядеть абсолютный Хаос и абсолютный Порядок?
- Как могут реализовываться переходы Порядок - Хаос и Хаос - Порядок?
- Как связаны между собой Хаос, Порядок и случай?
- Всегда ли случай - враг Порядка?
- Наш мир - какой он?

Практическую часть составляют следующие работы:

1. Моделирование царства Хаоса (неопределенность объектов и явлений; неотделимость одного от другого; полная непредсказуемость; отсутствие прогнозирования; невозможность творчества).
2. Мифотворчество (Мифы о сотворении мира).
3. Моделирование мира, где царит полный и незыблемый Порядок (полная предсказуемость чего бы то ни было; отсутствие случайностей; предельно точное прогнозирование; ограничение творчества).
4. Стремление к Порядку (аукцион народных примет, пословиц и поговорок).
5. Случай в творчестве (игры со случаем; генерирование “случайных” образов; “Лаборатория слова").
6. Каков он - мир уникальных людей? (домашняя творческая работа)

Что такое Хаос? Неразделенность верха и низа, дня и ночи, холода и тепла; жуткая смесь всех стихий: огня, воды, воздуха, тверди.
Может ли быть населен такой мир, и если да, то как выглядят существа, его населяющие? Есть ли в нашем мире проявления Хаоса? Хаос - это всегда плохо? С каким проявлением Хаоса человек умеет справляться?
Мир порядка - это мир, где все подчиняется строгим правилам, не допускается отклонений. Каков он, этот мир?
Дети дают волю своей фантазии, стремясь ответить на поставленные вопросы. Непросто отказаться от стереотипов восприятия привычного мира, но это приходится делать, отправляясь в “путешествие” в Царство Хаоса или в мир Абсолютного порядка.
И как интересно потом вернуться в свой мир, по-новому осознавая процессы, происходящие в нем: увидеть в этих процессах проявления Хаоса или Порядка, или, что еще более ценно с точки зрения диалектики, увидеть движение, переход от Хаоса к Порядку (и наоборот), проследить закономерности такого движения.
Какую роль в нашей жизни играет Случай? Бывает, он служит Хаосу, бывает - Порядку. Может ли Случай руководить нами? Как Случай проявляется в творчестве? Это другая группа вопросов, предлагаемая к рассмотрению. Дискутируя, отстаивая свою точку зрения, принимая или отвергая точку зрения одноклассников, учащиеся заинтересованно ищут ответы. Часто к правильному ответу их подводит игра (например, упомянутая работа генерирование “случайных” образов).

Тема 2. Множества (6 ч).
Множества, элементы множества.
Мера множества. Конечные и бесконечные множества.
Подмножество. Мера множества и его подмножеств.
Отношение мер множества и его подмножества.

Изучение этой темы отчасти носит характер повторения, так как с основными понятиями теории множеств учащиеся познакомились при изучении курса математики пятого класса. Повторение проводится, в том числе в форме игры (игра “Контакт”).
Основное внимание в изучении данной темы уделяется овладению понятием “мера подмножества”, выработке навыка нахождения меры множества и его подмножеств, как конечных, так и бесконечных. Формирование навыка нахождения отношения меры подмножества к мере его содержащего множества в рамках этой темы имеет большое значение, так как отношение мер используется затем для решения элементарных задач по вероятности.
Практические работы:
1. Работа с тренажером.
2. Изготовление мини-тренажеров.

Практическая часть этой темы заключается в работе с готовыми тренажерами, изготовление собственных тренажеров и работе с ними с целью выработки навыка определения мер множеств, их подмножеств и вычисление отношения этих мер.

Тема 3. Введение в комбинаторику ( 17 ч).
Случайный выбор из множества вариантов.
Доска Гальтона.
Перестановки.
Сочетания.
Треугольник Паскаля.
Размещения.
Решение задач (“Большое путешествие” - 1).

Практические работы:

1. Моделирование вариантов (задача “про бутерброд”, магазин “Все для чая”).
2. Работа с доской Гальтона.
3. Аукцион комбинаторных задач.
4. Работа с тренажером комбинаторных задач.

Основными результатами изучения данной темы является умение моделировать различные варианты выборок и навык подсчета количества этих вариантов.
Процесс овладения этими навыками начинается с рассмотрения простейших задач с использования вспомогательного материала для моделирования (материал изготавливается из бумаги). От практического (“на пальцах”) моделирования учащиеся переходят к формальному моделированию с помощью деревьев.
С помощью деревьев подсчитывают и количество возможных вариантов. По овладении этими навыками учащиеся знакомятся с комбинаторными формулами (без вывода).

Тема 4. Введение в теорию вероятности (21 ч).
Множество событий. События невозможные и достоверные.
Опыт. Полная группа событий. Равновозможные события.
Понятие вероятности наступления события.
Решение задач.
Доска Гальтона и вероятность.
Мера и вероятность.
Задачи и игры на вероятность.
Частота и вероятность.
“Большое путешествие”
- 2.

При изучении этой темы не вводятся формальные определения и правила. Понятие вероятности наступления какого-либо события формируется постепенно, в процессе накопления, анализа и обобщения множества “живых” примеров - результатов практической работы и небольших самостоятельных исследований. Возникающие предположения подтверждаются эмпирически либо в ходе игры, либо при проведении серии контрольных опытов.

Практическая часть:

1. Аукцион событий.
2. Аукцион задач и игр на вероятность.
3. Лаборатория игр (“Левый - правый”, “Король и Звездочет”)
4. Лабораторная работа “Частота и вероятность”

Практическим материалом для введения понятия частоты наступления какого-либо события служат результаты, полученные в процессе работы лаборатории игр. Лабораторная работа “Частота и вероятность” сводится к анализу имеющейся информации, что позволяет связать понятия частоты и вероятности. Контрольные опыты с подбрасыванием монеты (или игральной кости) подтверждает отслеженную учащимися закономерность.
Любознательность, здоровый азарт детей, их исследовательская неутомимость служат надежной мотивацией изучения темы.

Тема 5. Случайные числа (10 ч).
История чисел. Магия чисел.
Неслучайные последовательности чисел.
Таблицы неслучайных чисел.
Таблицы случайных чисел.
Генератор случайных чисел.
Случай и выбор стратегии. Метод Монте-Карло.

Учащиеся с большим интересом “путешествуют” к истокам возникновения чисел, ищут объяснения возникновению магии чисел, участвуют в аукционе пословиц, поговорок и загадок, содержащих магические числа.

Практическая часть:

на предыдущую страницу