Основы коррекционно-развивающей работы в массовом детском саду, массовой школе.

Материал подготовлен Коточиговой Е.В.,
зав кафедрой дошкольного
и начального образования,
канд. психол. наук.

 
 
 
 

п/п
Наименование разделов, дисциплин и тем
1 Цели, задачи и принципы коррекции психического развития детей в детском возрасте.
1.1 Актуальность коррекционно - развивающей работы на современном этапе.
1.2 Цели, задачи коррекции психического развития
1.3 Основное содержание психопрофилактической работы
1.4 Виды коррекционно-развивающей и профилактической работы в зависимости от напрвленности психического воздействия, от форм ее организации.
1.5 Основные принципы психолого-педагогической коррекции и развития
2 Основные направления коррекционной работы в детском возрасте
2.1 Коррекция умственного развития
2.2 Коррекция несформированности психической готовности ребенка к школе
2.3 Коррекция неорганизованности поведения и способности к произвольной регуляции деятельности
2.4 Коррекция личностного развития
2.5 Коррекция дезадаптивного поведения ребенка
2.6 Развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии ( сказка как источник творчества).
2.7 Литература для родителей.

 
 
 
 

1.2 Цели, задачи коррекции психического развития

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно растет. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникает психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей. Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.
 
 

Понятие "коррекция".

"Коррекция" - (лат.) - поправка, частичные изменения или исправления. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствует гипотетической, "оптимальной" модели этого развития.

Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития.

По мере становления, укрепления профессиональных позиций детской практической психологии понятие "психологическая коррекция" перекочевало из области аномального развития в область нормального развития.

Понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, беспроблемного развития ребенка. Здесь также имеются самые разнообразные трудности и проблемы развития, как типичные, так и индивидуальные.

Итак, коррекеционная работа - сложный вид взрослых в образовательных учреждениях. Успех ее зависит от профессионального взаимодействия педагогов, медиков, психологов, родителей.

При определении цели и задач коррекции необходимо исходить из понимания той роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачи, адекватные потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в становлении личности.

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства - способствоватьполноценному психическому развитию ребенка.

Основная задача - психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, волевом и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Основные принципы психокоррекционной работы основаны на положении о том, что личность - целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я.. Гальперин, В.В, Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
1 принцип - единство коррекции и развития. Это значит, что решение необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
2 принцип - единства возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
3 принцип - единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется, исходя из зоны ближайшего развития.
4 принцип - деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели. Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве с взрослыми.
5 принцип - подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети "второго" сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.
 


| К наименованию разделов, дисциплин и тем

2.6 Воспитание сказкой.
(Из опыта работы).

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития обусловило следующие направления работы со сказкой:
      - чтение и обсуждение сказок;
      литературные игры;
      - занятия по сказке;
      - создание коллективных творческих фантазий.

Кроме того, работая со сказкой, мы используем элементы арттерапии.

Чтение и обсуждение сказок.
      В структуре занятия условно выделим три части:
      - подготовка к восприятию сказки;
      - чтение-рассказывание сказки;
      - беседа о прочитанном.

Вопросы, задаваемые детям после прослушивания сказки, могут различаться по категориям.

1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.

(Что больше всего понравилось в сказке? Кто больше всех понравился? Нравится или не нравится тот или иной герой? и т.п.).

Эти вопросы задаются, как правило, в начале беседы, они оживляют и обобщают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании сказки.

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему.

Постановка таких вопросов помогает педагогу увидеть, насколько правильно понять детьми содержание произведения. Например, после чтения сказки М.Горького "Воробьишко" спрашиваем: "Кто виноват в том, что мама воробьишки осталась без хвоста?"

3. Вопросы проблемно - следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей. Например, "Почему Маша не разрешила медведю отдыхать и говорила: "Не садись на пенек, не ешь пирожок?" (русская народная сказка "Маша и медведь").

Подобные вопросы заставляют ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.

4. Вопросы, обращающие внимание учащихся на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным и эмоциональным строем.

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания.

Отвечая на эти вопросы, ученик припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам.

Литературные игры.

  1. "Собери картинку."

    Наклеив цветные иллюстрации и разрезав на несколько частей, можно изготовить игру "Собери картинку". Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связную речь.
     

  2. "Шаг за шагом.

    Наклеенные на картон иллюстрации помогут восстановить последовательность сюжета. Играем так: перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод "исчез". В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
     

  3. Лото "Сказки".

    Детям раздаются карты - "поля", которые разделены на 6 "окошек". В одном из "окошек" - иллюстрация к какому-либо эпизоду сказки (это может быть не только начало, но и конец сказки, и какой-нибудь промежуточный эпизод). Маленькие карточки по одной, в случайном порядке детям предъявляет ведущий. Участники игры должны определить "чья это картинка" и найти ей нужное место на большой карте.
     

  4. "Театр на диване".

    Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань (лучше всего - фланель), можно устроить театр на спинке дивана. (В кабинете психолога находится мягкая мебель). По ходу рассказа прикладываем к спинке дивана изображения героев - и вот перед нами театр картинок.
     

  5. "Сказочные викторины".

    Детям задаются вопросы. Например,
         - В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
         - Какие сказки начинаются со слов: "Жили-были дед да баба"?
         - В каких сказках действие происходит в лесу?
         - В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия?
         - Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников, соотечественников). Например, герой - Буратино. Его друзья - Пьеро, Мальвина, Артемон; враги - Карабас Барабас, Дуремар, Лиса Алиса, кот Базилио; родители - папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший сказку.
         - На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил?
         Золушка - французском, Дюймовочка - на датском, Карлсон - на шведском, Старик Хоттабыч - на русском, три поросенка - на английском.
         - Кто из сказочных героев путешествовал по воздуху?
         - В каких сказках есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы?
     

  6. Игры - соревнования.

    Для проведения таких игр дети делятся на две команды (участников команды должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все играющие получают по эпизоду - картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроится по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая это сделает быстрее и правильно.
     

  7. Игры, построенные по принципу игры в "города".

    Называем сказочных героев: Алиса - Айболит - Три Толстяка и т. д.
     

  8. Игра в "Да - нетки".

    Загадывается сказочный герой, и требуется по вопросам, на которые можно отвечать только "да" и "нет", отгадать, кто задуман.
     

  9. "А ты меня знаешь?"

    Изображения сказочных героев закрываем листом бумаги с "окошками" разной формы (круг, квадрат, треугольник). По фрагментам рисунка, виднеющимся в окошке необходимо догадаться "кто спрятался".
     

  10. Картотека сказочных задач.
    (задачи, найденные в сказках).
    Мы пытаемся изложить известные сказки таким образом, чтобы те задачи, которые в них содержаться, вышли "на поверхность" текста. Дети с помощью педагога - психолога должны найти решение.
    Например.
    Лиса и тетерев.
    Бежит лиса, видит тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи:
    - Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.
    Как же тетереву проверить, правду ли говорит лиса? Хочет тетерев вниз слететь, но боится - вдруг лиса обманет?
    (Здесь время - для размышлений и гипотез - принимаются все ответы детей. Позже продолжаем сказку).
    Подумал он и говорит сверху:
    - Очень хорошо с указом придумали. Вон собаки сюда бегут. Раньше тебе, лиса, нужно было бы в лес бежать, а теперь они тебя не тронут.
    Услышала лиса про собак, навострилась бежать, а тетерев ей: - Куда же ты, рыжая, а как же указ?
    Указ-то указом, а вдруг собаки его не читали! - сказала лиса и прыгнула в кусты.

Занятия по сказке.

1. Занятие по сказке Джанни Родари «Учебная конфета».

Цель. Закрепить представления детей о школе, способах получения знаний. Учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти, придавая им фантастический характер. Придумывать фантастические способы получения знаний и изображать это в изобразительной деятельности.

Ход занятия.

  1. Беседа о способах получения знаний.
    (Слушаем учителя, читаем книги, смотрим кинофильмы и пр.)
    Какие органы помогают нам узнавать что-то новое? Как помогают глаза, уши, голова? А нос помогает нам узнавать что-то новое? А желудок?
  2. Чтение – рассказывание сказки Д. Родари «Учебная конфета».
  3. Фантазирование по содержанию сказки.
    - Какие еще могут быть конфеты?
    - Что находится на планете «Би» вместо школ, есть ли там книжные магазины, библиотеки?
  4. Изодеятельность.
    Рисование оберток («фантиков») для учебных конфет по любимому уроку.
    По результатам рисования педагог может судить о предпочтениях детей.

Занятие «Беседа о головных уборах».

Цель: Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах одежды: различать и называть существенные признаки головных уборов, группировать их по функциональному признаку.

Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.

Продолжать учить детей сравнивать, классифицировать, характеризовать материалы, из которых они изготовлены.

Активизация и обобщение словаря: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка, папаха.

Материал: головные уборы разного назначения; 2 шапки: одна – мятая, старая; другая – аккуратная, красивая; шапка-ушанка и шляпа; иллюстрации с изображением старинных головных уборов.

Предварительная работа: чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа».

Примечание. Занятие строится по материалам книги Н.Кончаловской «Дело в шляпе» (М. Изобразительное искусство; 1990).

Ход занятия:

Беседа по пословице «По Сеньке и шапка».

У педагога на столе 2 шапки: одна – мятая, старая, потрепанная, вторая – аккуратная, красивая.

- Сравнение двух шапок…

- Интересно, а можно, глядя на шапку, узнать, какой характер у их хозяев?

- Русский народ придумал поговорку о шапках: «По Сеньке и шапка!»

Представим себе, что где – нибудь в селе жили два Сеньки. Один – ленивый, неряшливый, все делал кое- как .И дом у него плохой, и крыша дырявая, и шапка на нем была (какая?) вот эта – мятая, неказистая (показать старую шапку). Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка!». А другой Сенька был ловкий, умелый; дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка у него была (какая?) аккуратная, красивая, вот эта. Про такого люди говорили с уважением, как бы любуясь им: «По Сеньке и шапка!».

Упражнения в интонационной выразительности (дети могут надеть шапку и произнести слова с усмешкой или с уважением).

После этого предлагаем детям надеть свои шапки.

- Как вы думаете, ваши шапки довольны своими хозяевами? Нет ли у них обид на вас? Не хотите ли вы им что–нибудь сказать?

Классификация шапок по материалу:

  1. - меховые,
  2. - вязаные,
  3. - пуховые,
  4. - болоневые и др.

А что означает слово «шапка»? Для чего нужны шапки?

  1. - Чтобы носить на голове.
  2. - А для чего на голове что-то нужно носить?
  3. - Чтобы голове тепло было.
  4. - Да, или от солнца голову закрывать, чтобы не пекло, или от дождя.
  5. - Слово «шапка» не русское. Оно произошло от французского «шапо» или «шап» – что значит покрышка.
  6. - Какие покрышки вы знаете? Какие покрышки покрывают голову летом?
  7. - Косынки, панамы, пилотки, бейсболки.
  8. - Какая главная работа у этих головных уборов?
  9. - Защищать голову от солнца.
  10. - Какими они должны быть?
  11. - Легкими.
  12. - А осенью?
  13. - Капюшон, вязаные шапки, береты.
  14. - Какими должны быть головные уборы зимой? Для чего они нужны?
  15. - Зимние шапки должны быть теплыми – меховыми или пуховыми.
  16. - А чем раньше покрывали голову, когда еще не было ниток, люди не умели шить и вязать?
  17. - От солнца – можно было какой-нибудь большой лист найти и им голову накрыть.
  18. - А зимой?
  19. - Наверное из шкур зверей как-нибудь делали.

Педагог может показать иллюстрацию с изображением Робинзона Крузо, который сшил себе меховой колпак, как древние люди.

- А почему все ваши шапки такие разные: эта – с помпончиком, эта с вышивкой? Для чего это?

- Чтобы красиво было.

Для осознания учащимися второстепенной функции головных уборов – украшать, можно пригласить их в «театральный музей» – где дети рассматривают рисунки с изображением старинных шапок и шляп.

В старину шляпы украшали перьями, бантами, цветами. Шляпы были с широкими полями и с множеством украшений.

А мужчины носили «цилиндры» или «боливары».

Рассматривание работ:

  1. И.П. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.
  2. К.П. Брюллов. Всадница.
  3. И.Н. Крамской. Неизвестная.
  4. Ф. Хальс. Портрет офицера (смеющийся кавалер).
  5. Рембрандт Ван Рейн. Автопортрет с Саскией.
  6. Г. Чернецов. Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в летнем саду.

Можно устроить выставку – салон «Головные уборы» или сюжетно-ролевую игру «Магазин головных уборов», в процессе которых дети упражняются в классификации.

Рисование: Модели шляп и шапок для взрослых и детей.

Игра-викторина: «Головные уборы сказочных героев».

На столе лежат картинки, положенные изображением вниз. На картинках изображены головные уборы сказочных героев: полосатый колпачок Буратино; шляпа Гулливера…

  1. «Угадайте-ка, ребята,
  2. Кто-то, где-то и когда-то
  3. Все моря избороздил,
  4. С корабля сошел по трапу,
  5. И в свою большую шляпу
  6. Лилипутов посадил.
  7. Кто?»;
  8. красная шапочка и бабушкин чепец из сказки;
  9. шляпа Старухи Шапокляк;
  10. шлем древних воинов – витязей из «Сказки о царе Салтане»;чалма волшебника;
  11. шапка – невидимка.

Водящий крутит волчок, берет картинку, на которую указывает стрелка и отгадывает сказку. За правильный ответ получает фишку. Игра может проводиться командами.

Принципы, приемы и методы создания коллективных творческих фантазий.

  1. Образ - как основная мыслительная цель творчества детей и главная точка приложения творческих сил.
    Основной принцип работы со сказкой - возможность творческого воздействия на детские образы с целью коррекции и развития творческой мыслительной деятельности детей.
    Воздействуя на образ, переосмысливая его, мы изменяем понятие о данном образе, зафиксированном в мозге, с негативного на позитивный. Развивается образное мышление, творческие способности детей.
  2. Основные принципы построения занятий по созданию сказок - фантазий.
    Основные принципы подхода к организации занятий:
    - Занятие должно проходить живо, весело, и иметь форму игры.
    - Составляя повествование сказки из детских образов, стараться ничего не отрицать. Пусть сказка, по возможности, вбирает в себя все, предложенное детьми, связывая разные образы единой логической цепочкой.
    - Работать со всеми ситуациями, предложенными детьми, преображая их по ходу развития сказки.
    - Обязательно трансформировать весь негатив.
    - Не настаивать на ответе, если ребенок не отвечает.
    - Не порицать ребенка. Любая информация должна рассматриваться как интересная и нужная.
    - У сказки должен быть обязательно хороший конец, где победивший герой получает новые качества и силы, а зло приобретает новый привлекательный вид, созидательные способности, добрые качества. Отрицательный образ заменяется на положительный, закрепляется, расширяется.
    - Нельзя требовать, чтобы все дети включились в творческую деятельность.
    - Коллективная форма работы.
  3. Структура построения сказки - фантазии и особенности ее построения.
    Сказки, которые мы сочиняем с детьми, похожи и не похожи на те народные сказки, которые мы знаем. Они не отличаются стройностью литературной речи, но, тем не менее, они чрезвычайно богаты эмоциями, образами, идеями, которые, впоследствии сформировавшись, смогут вылиться в интересную продуктивную деятельность: танец, театр, рисование, лепка…

Основная структура построения сказки - фантазии:

  1. 1. Начало сказки традиционно - волшебное. Использование любых присказок и выражений, типа "жили - были", "в некотором царстве…"
  2. 2. Появление положительного героя.
  3. 3. Определение места жительства, характера жизни, занятий и прочая детализация.
  4. 4. Выяснение необходимых индивидуальных способностей, обретение волшебной вещи.
  5. 5. Появление отрицательного героя или героев. Определение внешнего вида, возможностей, среды обитания.
  6. 6. Встреча героев. Конфликт.
  7. 7. Разрешение конфликта.
  8. 8. Преображение отрицательного героя. Обретение им нового вида, нового качества, нового пространства и друзей.
  9. 9. Преображение мира, а иногда и качеств положительного героя в связи с преодолением трудностей и обретением нового друга.
  10. 10. Счастливое завершение повествования.

Это не строгий план, а возможное количество используемых частей. Акценты, на какой- либо части можно варьировать в зависимости от поставленной задачи.

Отличает детскую сказочную фантазию уже то, что она именно в этот момент и создается. Она существует сегодня, сейчас и именно для детей этого класса. Сила же народной сказки рассчитана на века и на всех живущих.

Повествование народной сказки стройно, неторопливо, как песня. Во время создания детской сказочной фантазии идет бурный творческий процесс. Взрослому приходится постоянно направлять фантазию детей в нужное русло. Дети предлагают свои образы, варианты продолжения событий. В заключение небольшой части обсуждения я стараюсь соединить все названные образы и протянуть логическую ниточку повествования еще на один шажок: "Из ваших слов я поняла, что… (обобщение). Правильно я поняла?" Если сказанное мною совпадает с мнением детей, то сказка продолжается дальше, если нет, то вносятся необходимые изменения.

Очень полезным, оказалось, записывать творческий процесс, происходящий на занятиях на аудиокассету, так как высказываний бывает сразу много. Не всегда удается все учесть и распознать тревожные сигналы, проникнуть в важность каждой сказанной детьми фразы.

Есть еще одно отличие сказки - фантазии от народной сказки. Чтобы образное мышление детей становилось богаче, необходимо простой образ, как бы расширить, оживить, украсить. Поэтому большое внимание уделяется детализации образов, а не увеличению количества событий. Если взять во внимание символизм сказочного языка, то можно из характеристики образа извлечь интересную психологическую информацию:

  1. - Чем Снежная Королева украшала свое платье?
  2. - Алмазами, бусами. (Алмазы - символы духа и интеллектуальных возможностей; бусы - символ единства).
  3. - Где она жила?

Во дворце (символ бессознательного), в зеркальном или хрустальном дворце (особые символы родовой памяти).

Сказка начинается с присказки, готовой или придуманной по типу веселой небылицы или потешки:

  1. "Как в далекой стране, на чужой стороне,
  2. Сидела кошка возле окошка,
  3. Братцы - тараканчики надели сарафанчики,
  4. Детки - крошки залезли в лукошки,
  5. Навострили уши,
  6. Стали сказку слушать".

Присказка снимет напряжение, даст настрой на веселую радостную работу.

Одним из показателей состояния ребенка является пространство, где живет сказочный герой (лес, горы, город, болото, яма, помойка или небо), особенно его дом: большой, маленький, из какого материала, сколько комнат, какая любимая комната, что в них есть и прочее.

Если пространство получается слишком маленьким, темным, бедным, то нужно его осветить, расширить, украсить.

Преобразовать сказочное пространство может помочь появившееся волшебство, фея, сказочные друзья. Так же в этом вопросе выручает любая волшебная вещь, найденная или полученная в подарок. Это может быть колечко, колокольчик, дудочка, фонарик… - что угодно. Лучше, если оно будет предложено детьми.

Групповой образ зла выясняется при работе с группой. Дети предлагают каждый своего героя, и их оказывается несколько. Чтобы сказка волновала всех детей, важно сохранить все идеи образов и слить их воедино.

Пример:

"На него напал робот - убийца. Он всех убивал, и все рушил, " - говорит один ребенок. "Нет, Змей Горыныч прилетел с тремя головами, у него был огонь, он все спалил, " - перебивает его другой. "Вампир, вампир" - нетерпеливо кричит третий, - он всю кровь выпил". Обычно такой обильный урожай ужасов приходится на начало работы с классом. Как можно подробнее выясняю все о внешнем виде и разрушительных свойствах злого героя, чтобы в процессе работы преобразовать весь негатив. В результате предлагаю детям собирательный образ: "Пусть будет робот - убийца, но у него будет три головы, как у Змея Горыныча…". "И хвост", - перебивает меня обладатель Змея. "И хвост, - продолжаю я, - одна голова у него будет жечь огнем, а другая будет вампиром, и будет пить кровь". "А третья?" - "А у третьей - глаза, которые все превращают в лед".

Вот и получился коллективный образ зла. Зло, естественно, угрожает. А как действует добро? Добрый герой начинает мирные переговоры. "Конечно, ты можешь выпить мою кровь, но я так мал, вряд ли ты будешь сыт. Ты можешь сжечь мой дом и сад, или заморозить все, но я предлагаю тебе другое. Я прошу тебя стать моим гостем и другом. Ты будешь жить в моем доме, он станет нашим домом. Ты сможешь делать полезные дела. Твоя огненная голова сможет отапливать наш дом. В холод в нем будет тепло и уютно. (Какое еще полезное дело сможет делать огненная голова?) Голова, которая делает лед, сможет готовить его для большого домашнего холодильника, где хранятся разные вкусные угощения. (Какие вкусные вещи там хранятся?) Твою голову вампира мы накормим сладким, душистым, вишневым вареньем. Оно тебе понравится".

Во время разговоров о приятных, созидательных вещах, состояние детей меняется, они успокаиваются. Приходит понимание, что разрушительные силы можно использовать по-другому. Постепенно зло, осознанное, "вытащенное" наружу преобразовывается в красивый образ.

Элементы арттерапии, используемые в работе со сказкой.

Большую помощь в работе с детьми по развитию психических процессов, личностных качеств мне оказывает музыка. Музыка несет в себе огромную созидательную силу. Исцеляющая сила музыки известна с древнейших времен.

Выдающиеся философы древности Пифагор, Платон, Аристотель видели в музыке средство, способствующее обретению внутренней гармонии, а так же фактор, имеющий непосредственную связь с психогигиеной, а потому весьма важной в обучении и воспитании.

Я стараюсь, чтобы дети слушали классическую музыку. Музыка может быть прекрасной иллюстрацией к сказке. Но иллюстрировать будем не конкретные события, а те стихии, которые присутствуют в сказке: лес, горы, земля, море; или категории времени: ночь, день, зима, лето и т. д. Чтобы привлечь внимание детей к музыке, я даю им несложное задание волшебного свойства: "Если вы будите внимательно слушать музыку, то сможете увидеть море. Именно в нем произошли все сказочные события. Может быть, вы сможете проникнуть в морскую глубину и побывать в морском дворце Морского Царя. Там вы обязательно увидите, что - нибудь интересное. Запомните то, что увидите, и как только стихнет музыка, расскажите нам об этом". Просьба - задание к прослушиванию музыки может быть самой разной. Продолжим наш пример на морскую тему. Более простой вариант задания выглядит так: "Может быть, вам удастся увидеть Морского Царя. Обратите внимание на его корону. У него в короне есть камень, который обладает необычайной силой. Вы сразу узнаете его. Посмотрите, какого он цвета". (Тест на определение состояния к концу занятия.)

Музыка может исполнять роль не только иллюстрации. Звуки музыки способны всколыхнуть детскую фантазию и подарить им необыкновенные образы. К сожалению, дети совсем незнакомы с серьезной музыкой. Необходимо познакомить детей с музыкальными произведениями и научить практическому умению понимать образы, описанные в музыке. Начинать эту работу лучше всего с музыкальных загадок. Для этого я выбираю небольшие музыкальные произведения, где заключен яркий образ, который детям и предстоит угадать. Пример. К. Сен-Санс "Марш королевских львов". ("Карнавал животных").

Инструкция: "Сейчас вы услышите марш, который сочинил композитор Камиль Сен-Санс. Кто может идти под музыку марша? (Солдаты, люди на праздник…) Марш, который мы будем слушать, необычный: маршируют не люди, а животные. Кто они, мы с вами и попробуем угадать".

В начале обучения я задавала наводящие вопросы прямо на фоне музыки. "Это крупное животное или маленькое? Они сильные? Очень? Кто же очень сильный зверь? (Медведь). Это медведь? Медведь косолапый, а этот зверь? (Нет.) Кто же это такой сильный зверь? (Тигр.) Тигр самый сильный? (Нет.) А кто? (Лев.) Правильно, вы угадали. Это "Марш королевских львов". Затем прослушиваем произведение еще раз, молча, с заданием увидеть среди львов одного необыкновенного и рассказать о том, чем он необычен.

Постепенно дети открывают в музыке живые образы, которые можно расширить и укрепить с помощью сказки - фантазии. Сказка становится полотном, где оживают музыкальные образы. Для закрепления положительных образов используем рисование (особенно по мокрому листу, кляксография, монотипия, и др.), лепку.

Заключение.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

  1. - Сказка широко используется в педагогике и психологии, развивая все стороны личности ребенка;
  2. - Дети с ЗПР имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к учебной деятельности на уроках чтения. Задачи коррекции развития личности ребенка могут быть решены при помощи работы со сказкой;
  3. - Системы и методики работы со сказкой с детьми с ЗПР нет;
  4. - При создании таковой методики необходимо опираться на работы литературоведов, педагогов, дефектологов, психологов.

Описание опыта практической работы со сказкой позволяет говорить о следующих результативных и перспективных направлениях работы со сказкой:

  1. - чтение и обсуждение сказок;
  2. - литературные игры;
  3. - занятия по сказке;
  4. - создание коллективных творческих фантазий;
  5. - использование элементов арттерапии.

Указанные выше направления работы со сказкой требуют дальнейшего направления и конкретизации.

Литература.

1. Бегак Б.А. Правда сказки: Очерки. М.Дет. лит.,1989.-128с.

2. Гусева Г.М. Использование предметно-практической деятельности в работе над сказкой.//Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка: Сб. научных трудов. М.:МГПИ им. Ленина, 1984-,с3-10.

3. Гусева Г.М. Система работы над сказкой в первом классе вспомогательной школы.//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей./Под ред. Петровой М.Н. и др. – М., 1983, с33-39.

4. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: - М.: Владос, 1999,- 320с. Гл. чтение сказок. С181-184.

5. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М.,Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1960, 119с.

6. Стрелкова Л.П. Уроки сказки., - М.: Педагогика, 1989-128с.

7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков. Фолио,1997-464с.

8. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1977-208с.

9. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для пед. ин-тов /М.А. Вавилова, В.А.Василенко, Б.А.Быбаков и др.; Под. ред. А.М.Новиковой. М: Высш. школа, 1978.-440с.

10. Мельников М.Н. Русский детский фольклор; Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.:Просвещение, 1987,-240с.

11. Гусева Г.М. Знания умственно отсталых первоклассников о животных – персонажах русских народных сказок.//Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. М.,МГПИ им. В.И.Ленина, 1982, с.138; с10-18.

12. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.;Просвещение, 1965;271с. Гл. Рассказы и сказки. с98-100.

13. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/Под ред. Петровой В.Г. –М.: Просвещение, 1982-255с. Гл. «Чтение сказок» –135-138. (написана З.Н. Смирновой).

14. Андреев А. Мир тропы. Очерки русской этнопсихологии. С-Питербург.,1998.

15. Д. Миллс, Р. Кроули. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М., «Класс»,1996.

17. Бочаров Г.К. За сорок лет. Записки словесника. М.,1972.

18. Родари Дж. Грамматика фантазии. –М.,1990.

19. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Волшебный источник творчества: сказкатерапия.// Вестник психокоррекционной работы. N3, 1997.

20. Петрова Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной работе.// Вестник психокоррекционной работы. N3, 1996.

21. Керлот Х.Э. Словарь символов. Reel-book, 1994.

 


| К наименованию разделов, дисциплин и тем

2.7. Литература для родителей.

Литература для родителей
(по развитию внимания)


1. Осторожно, ловушка (развитие наблюдательности) / Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль, 1997
2. Развитие внимания малыша / Сост. Гаврина С.Е. и др. – Ярославль, 1997
3. Противоположности. – М., 1999 – (Серия «Готовимся к школе»)
4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка в ваших руках – М., 2000

Литература для родителей
(по развитию восприятия)


1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль, 1997.
2. Русскова Г,А. Учимся пространственной ориентации. - М., 1998
3. Путешествие по Обмании (развитие восприятия) / Сост. Гаврина С.Е. и др. – Ярославль, 1997
4. Цвет. – М., 1999 – (Серия «Готовимся к школе»).
5. Форма. – М., 1999. - (Серия «Готовимся к школе»).

Литература для родителей
(по развитию памяти)


1. Гарина С.Е. Учимся запоминать. – Ярославль, 1998.
2. Тушканова О.И. Тетради «Развитие мышления, памяти, речи, сопереживания» - М., 1997 - (Серия «Подготовка к школе».

Литература для родителей
(по развитию воображения)


1. Боровик О.В. Коррекционно-развивающие возможности рисования // «Обруч». –1999, № 1
2. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1996
3. Гаврина С.Е. Учимся фантазировать – Ярославль, 1997

Литература для родителей
(по развитию мышления)


1. Гаврина С.Е. Учимся думать - Ярославль, 1998
2. Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. – СПб.: «Детство – пресс», 1998
3. Догадки (развитие мышления) / Сост. Гаврина С.Е. и др. – Ярославль, 1997
4. Забрамная С.Д., Боровик О.В., Развитие ребенка в ваших руках – М., «Новая школа», 2000
5. Камень, ножницы, бумага (развитие сообразительности) / Сост. Гаврина С.Е. и др. – Ярославль, 1997
6. Колпак мудреца (развитие мышления) / Сост. Гаврина С.Е. и др. – Ярославль., 1997
6. Логические операции. – М., 1999 – (Серия «Готовимся к школе»).
7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей – Ярославль, 1996

Литература для родителей
(по развитию речи)


1. Заикина А.А. и др. Умные кроссворды. М., 1998
2. На дворе трава (развитие речи) / Сост. Гаврина С.Е. и др. – Ярославль, 1997
3. Считалки (развитие речи) / Сост. Гарвина С.Е. и др. Ярославль, 1997

Литература для родителей
(по развитию моторики)


1. Веселые дорожки / Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль, 1997
2. Готовим руку к школе / Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль, 1998
3. Каляки-маляки (рисование) / Сост. Гаврина С.Е. и др. – Ярославль, 1997
4. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В., Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М., 1998
5. Малыгин В.П. Готовь руку к школе. – М., 1993
6. Непослушные линии (развитие моторики) / Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль, 1997
7. Послушные линии (развитие моторики) / Сост. Гаврина С.Е. и др. – Ярославль, 1998
8. Учимся рисовать / Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль, 1997

Литература для родителей
(по подготовке ребенка к обучению в школе)


1. Веселое сложение. М., 1999. – (Серия «Готовимся к школе»)
2. Дорога к знаниям. – М., 1999
3. Мы считаем до пяти: Книжка с игровыми заданиями – М., 1995
4. Начинаем измерять. _ М., 1999 (Серия «Готовимся к школе»)
5. Начинаем считать. М., 1999 - (Серия «Готовимся к школе»)
6. Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковского – СПб., 1997
7. Популярное пособие для детей и родителей / Сост. Гаврина С.Е. и др. - Ярославль, 1997
8. Размеры – М., 1999 – (Серия «Готовимся к школе»).
9. Считаем до 10 – М., 1999 – (Серия «Готовимся к школе»)
10. Числа - М., 1999 - (Серия «Готовимся к школе»)
11. Числа – М., 1999 – (Серия «Готовимся к школе»)
12. Энциклопедия обучения и развития дошкольников / Сост. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г., - СПб., 2000
| К наименованию разделов, дисциплин и тем