Министерство общего и профессионального образования РФ
Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Разработчики тестов:
Емельянова О.А., Брагина Г.А., Сидельникова Л.М., Степанова Н.Д.,
Березина Е.А., Коробейникова Л.Н., Овсянникова Л.Н.

Структура теста по русскому языку

№ задания Тема
  1 - 30
31 - 40
41 - 44
Орфография
Пунктуация
Культура речи

Инструкция по выполнению теста

    Внимание! Выполнение теста по русскому языку и заполнение бланка ответов технически отличается от тестов по другим предметам.
     Этапы работы.
    1. Выполните следующие языковые задания на этих листах: вставьте пропущенные буквы, знаки препинания и др. Здесь допустимы исправления.
    2. На бланке ответов тщательно заштрихуйте клетки в соответствии с заданиями. Другие клетки должны остаться пустыми.
    Избегайте исправлений! В крайнем случае перечеркните заштрихованную по ошибке клетку жирной вертикальной линией. Проверяется только бланк ответов.

Вариант № 1

ОРФОГРАФИЯ

1. Вставьте проверяемые безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.
+ 1) ОСЛ__ЖНЕНИЕ
   2) ХВ__ТАТЬ
   3) К__РАТЕЛЬНЫЙ
+ 4) НАК__ПИТЬ ДЕНЬГИ
   5) НАСЛ__ЖДАТЬСЯ
2. Вставьте проверяемые безударные гласные (E, И, А, Я). Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой E.
   1) ЗАЩ__ЩАТЬСЯ
+ 2) СТ__СНЁННЫЙ В СРЕДСТВАХ
+ 3) НАКР__НИТЬСЯ
   4) СТРАШНОЕ ПРИВ__ДЕНИЕ
+ 5) Ш__ПТАТЬСЯ
3. Вставьте непроверяемые безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.
   1) ДИ__ГОНАЛЬ
+ 2) АМ__РАЛЬНЫЙ
   3) УТР__МБОВАТЬ
+ 4) НЕГ__ДОВАТЬ
+ 5) ДИСЛ__КАЦИЯ
4. Вставьте непроверяемые безударные гласные (E, И, Я). Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой E
   1) МЕЛ__ОРАЦИЯ
   2) СТАЖ__РОВКА
+ 3) ДИЛ__ТАНТ
+ 4) ВИН__ГРЕТ
   5) СТ__ПЕНДИЯ
5. Вставьте чередующиеся безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.
+ 1) СОПРИК__СНОВЕНИЕ
   2) ИЗЛ__ГАТЬ
+ 3) СОТВ__РЕНИЕ МИРА
+ 4) ПОР__ВНУ
   5) НЕПРИК__САЕМЫЙ
6. Вставьте чередующиеся безударные гласные Е или И. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е.
+ 1) ОТБЛ__СК
+ 2) ПРИБ__РУ КОМНАТУ
   3) ПРИЧ__ТАЮЩИЙСЯ
   4) НАЧ__НАЮЩИЙ
   5) ПОДЖ__ГАТЬ
7. Вставьте О или Ё после шипящих. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Ё.
   1) ПУШ__К
   2) Ш__КОВАЯ ТЕРАПИЯ
   3) ПИРОГ С АЛЫЧ__Й
+ 4) ИСКАЖ__ННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
   5) РЕЧ__НКА
8. Вставьте звонкие или глухие согласные. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з).
+ 1) КИРГИ__КА
+ 2) РО__КОЕ ПОВЕДЕНИЕ
+ 3) СИЛЬНАЯ БОМБЕ__КА
   4) КРОМЕ__НАЯ ТЬМА
   5) ПРО__ЬБА О ПОМОЩИ
9. Вставьте в слова, где нужно, непроизносимые согласные. Заштрихуйте клетки, соответствующие этим словам.
+ 1) ТРОС__НИКОВЫЙ САХАР
   2) БЕЗЫСКУС__НОСТЬ
+ 3) ХЛЕС__НУТЬ ЛОШАДЬ
+ 4) КРУТАЯ ЛЕС__НИЦА
   5) ЖИВОПИС__НЫЙ ВИД
10. Вставьте в слова, где нужно, согласную. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с удвоенной согласной.
   1) ГА__ЛЕРЕЯ
+ 2) ДИСКУ__СИЯ
+ 3) КО__ТЕДЖ
+ 4) ТО__НЕЛЬ
+ 5) КО__МЕНТАРИЙ
11. Вставьте в слова, где нужно, разделительные Ъ и Ь. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с Ъ.
   1) ТРАНС__АТЛАНТИЧЕСКИЙ
+ 2) НЕПОД__ЁМНЫЙ ГРУЗ
+ 3) ИЗ__ЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
   4) ОП__ЯНЁННЫЙ
+ 5) РАЗ__ЯСНЕНИЕ
12. Вставьте в слова, где нужно, Ь после шипящих. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с Ь.
+ 1) СПЛОШ__
+ 2) РОСКОШ__
   3) СМЕРЧ__
   4) С ПЛЕЧ__ ДОЛОЙ
+ 5) ИЗВЛЕЧ__
13. Определите написание сложных слов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисным написанием.
   1) МИКРО__ХИРУРГИЯ
+ 2) ВИЦЕ__АДМИРАЛ
   3) МНОГО__СТОРОННИЙ
+ 4) ЛИТЕРАТУРНО__МУЗЫКАЛЬНЫЙ
+ 5) ЯРКО__ЗЕЛЁНЫЙ
14. Определите написание сложных слов с ПОЛ-. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисным написанием.
   1) ПОЛ__ЗАРПЛАТЫ
+ 2) ПОЛ__ПОЛЬШИ
+ 3) ПОЛ__АРБУЗА
   4) ПОЛ__ШЕСТОГО
+ 5) ПОЛ__ЛОДЖИИ
15. Вставьте 3 или С в приставки. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с приставкой на -3.
+ 1) РА__ЖАЛОБИТЬ
+ 2) И__ЖАРИТЬ
   3) __ДУТЬ
   4) НИ__ПАДАТЬ
   5) БЕ__ПОДОБНО
16. Вставьте гласные в слова с ПРЕ и ПРИ. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с ПРЕ.
+ 1) ПР__УВЕЛИЧЕНИЕ
   2) ПР__НИЖАТЬ
+ 3) ПР__ВОЗМОЧЬ
   4) ПР__КЛАДЫВАТЬ
+ 5) ПР__ЗРЕННЫЙ ТИП
17. Вставьте окончания Е или И в существительные в предложном падеже. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с окончанием Е.
   1) О СВЕКРОВ__
   2) В РАЗМЫШЛЕНИ__
+ 3) В СИЯНЬ__
   4) ОБ АНАСТАСИ__
+ 5) В ЛОТЕРЕ__
18. Вставьте Е или И в суффиксы прилагательных. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е.
   1) ВЛЮБЧ__ВЫЙ
   2) НАЗОЙЛ__ВЫЙ
+ 3) ДИАТОНАЛ__ВЫЙ
+ 4) ПОРШН__ВОЙ
+ 5) ЩАВЕЛ__ВЫЙ
19. Вставьте Е или И в суффиксы глаголов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е.
   1) РАЗВЕШ__ВАТЬ
+ 2) ЗАСТР__ВАТЬ
   3) ОДАЛЖ__ВАТЬ
+ 4) ПЕРЕНОЧ__ВАТЬ
+ 5)ОСКУД__ВАТЬ
20. Вставьте О или Ы в суффиксы глаголов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.
   1) РАЗВЁРТ__ВАТЬ
+ 2) ПЕРЕОБОРУД__ВАТЬ
   3) ПОГЛЯД__ВАТЬ
+ 4) ВОЗДЕЙСТВ__ВАТЬ
+ 5) ПОПРОБ__ВАТЬ
21. Вставьте Е или И в окончания глаголов и суффиксы причастий. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е.
+ 1) ОХРАНЯ__МЫЙ ОБЪЕКТ
   2) НЕДВИЖ__МОЕ ИМУЩЕСТВО
+ 3) ТЫ УБЕЖДА__ШЬСЯ
+ 4) ФИЛЬМ ДЕМОНСТРИРУ__ТСЯ
   5) МЫ НЕНАВИД__М
22. Вставьте гласные в окончания глаголов и суффиксы причастий. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Я (или А после шипящих).
+ 1) ДУЩ__ЩИЙ КАШЕЛЬ
   2) ОНИ ХЛОПОЧ__Т
+ 3) ЗАДЕРЖ__ННЫЙ ДИВЕРСАНТ
+ 4)ОНИ ГОН__ТСЯ ЗА УСПЕХОМ
   5) ДРЕМЛ__ЩИЕ СИЛЫ
23. Вставьте, где нужно, букву Н в существительные и прилагательные. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с -НН.
   1) РЬЯН__ЫЙ
+ 2) СТРУН__ЫЙ
+ 3) ЛИСТВЕН__ИЦА
   4) ПЬЯН__ИЦА
+ 5) КОНСТИТУЦИОН__ЫЙ
24. Вставьте, где нужно, букву Н в причастия, отглагольные прилагательные и наречия. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с -НН.
+ 1) ИГРАН__АЯ МНОГО РАЗ ПЬЕСА
   2) НЕЗВАН__ЫЙ ГОСТЬ
   3) БЕШЕН__АЯ СКОРОСТЬ
+ 4) ТОЛКНУЛ НЕЧАЯН__О
+ 5) ПОДСТРИЖЕН__ЫЕ ВОЛОСЫ
25. Определите написание НЕ с глаголами и деепричастиями. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием.
   1) НЕ__ГЛЯДЯ
   2) НЕ__ДОРОЖИТЬ
+ 3) НЕ__СДОБРОВАТЬ
   4) НЕ__ПРИНУЖДАТЬ
+ 5) ПОСТОЯННО НЕ__ДОСЫПАТЬ
26. Определите написание НЕ с прилагательными и причастиями. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием.
+ 1) НЕ__УЛОВИМОЕ ДВИЖЕНИЕ
   2) НЕ__ЖЕЛАЮЩИЕ МИРИТЬСЯ СТОРОНЫ
   3) НЕ__СПОСОБЕН СОПРОТИВЛЯТЬСЯ
+ 4) НЕ__ЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА
   5) НИЧУТЬ НЕ__ИНТЕРЕСНАЯ НОВОСТЬ
27. Определите написание частиц. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисньш написанием.
   1) ТО__ЛИ
+ 2) КОГО__ТО
+ 3) В ЧЁМ__НИБУДЬ
   4) ВОТ__БЫ
+ 5) КОЕ__КАК
28. Определите слитное и раздельное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием.
+ 1) СДЕЛАТЬ НА__ЗЛО
   2) В__ОТЛИЧИЕ ОТ НЕГО
   3) БЕЗ__УДЕРЖУ
   4) В__ПРОДОЛЖЕНИИ РОМАНА
+ 5) В__СЛЕД ЗА ПИСАТЕЛЕМ
29. Определите раздельное и дефисное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисньм написанием.
   1) ПО__НОВОМУ ПУТИ
+ 2) ПО__РУССКИ
   3) ПО__ДВОЕ
+ 4) В__ПЯТЫХ
+ 5) ЕДВА__ЕДВА

30. Определите написание союзов, местоименных и наречных сочетаний. Заштрихуйте клетки, соответствующие примерам со слитным написанием слов.

   1) От__того, кто много обещает, многого и ждут.
+ 2) Я пришёл, что__бы поговорить с вами о деле.
   3) Не берись за__то, чего не умеешь делать.
   4) Произошло то__же, что и вчера.
+ 5) Он прилично пишет, рисует то__же недурно

ПУНКТУАЦИЯ

31. Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

   1) Для школьника мучительна__не столько самая минута возмездия, сколько ожидание его.
+ 2) Иней подолгу лежал на скатах крыш__и у колодца, и на перилах балкона.
   3) Небо__то всё закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновенье.
+ 4) На вершину холма вела узкая__обдуваемая ветром тропинка.
   5) Перед нами раскинулась бесконечная__зеркальная гладь моря.

32. Поставьте запятые в предложениях с обособленными определениями. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

+ 1) Убаюканный сладкими надеждами__он крепко спал.
+ 2) Паровозный гудок__долгий и назойливый__доносился издалека.
   3) На спокойной поверхности воды отражались__мигающие на небе__звёзды.
   4) Сплошь покрытое осенними тучами__небо отразилось в воде реки.
+ 5) Море шумело__сожжённое лунным огнём.

33. Поставьте запятые в предложениях с обособленными приложениями. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

+ 1) Мать Ивана Сергеевича__женщина грубая и властная__едва ли многим уступала мужу в жестокости.
+ 2) Молчаливый гость__он неподвижно сидел с закрытыми глазами в углу дивана.
   3) Отцом кибернетики считается американский учёный__Норберт Винер.
+ 4) Москва__России дочь любимая__где равную тебе сыскать?
+ 5) Даже Виктор__столяр высшей квалификации__одобрил его работу.

34. Поставьте запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

+ 1) Несмотря на тяжёлые погодные условия__спасатели уже к вечеру были на месте.
+ 2) Он улыбнулся отцу и__сойдя вниз на палубу, подошёл к одному из матросов.
+ 3) В зеленоватом небе таяло__не грея утомлённое солнце осени.
   4) Нечего сидеть__сложа руки, работать надо!
   5) Проект разработан__исходя из запланированной стоимости.

35. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

+ 1) Погода была тихая__и пруд словно заснул.
+ 2) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек__и листья сыпались с них частым и печальным дождём.
   3) Он сел напротив Даши__и не мог оторвать взгляда от её милого лица.
   4) Отец и мать дали тебе жизнь__и живут для твоего счастья.
+ 5) Мы пьём чай с сестрой писателя__и она показывает мне письма, статьи, сувениры.

36. Поставьте, где нужно, запятую в сложноподчиненных предложениях. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

+ 1) Степан с удивлением отметил, что__чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.
+ 2) Он не понял__одобряют ли его решение.
+ 3) Егорушка оглядывался и не понимал__откуда эта странная песня.
   4) Да ты уж расскажи всё__как есть.
   5) Я сделал вывод, что__когда на какое-нибудь определённое действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация.

37. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях со словом КАК. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

+ 1) Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого__как небо__аи.
   2) Среди сосен__как по щучьему велению__появилась избушка лесника.
+ 3) Я долго смотрел__как тлели угли костра.
+ 4) Голос у неё звенел__как у семилетней девочки.
   5) Это открытие можно было представить__как новое явление в науке.

38. Поставьте двоеточие или тире в бессоюзных сложных предложениях и в, предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили двоеточие.

   1) Прилетели зяблики__лес ожил.
   2) Я был готов любить весь мир__меня никто не понял.
+ 3) Погода была ужасная__ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
   4) Брезент, палуба, чемоданы, перила__всё было мокро от тумана.
+ 5) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же__небо, равнину, холмы.

39. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

+ 1) Это__впрочем случилось уже в пору его учёбы.
+ 2) Было__знаете__очень жарко.
   3) Всё получилось и__притом_замечательно.
+ 4) Ему никто__наверное__не был нужен.
   5) Счастье__казалось__таким огромным.

40. Поставьте, где нужно, запятые в предложении. Заштрихуйте клетки, соответствующие номерам тех позиций, где вы поставили запятые.

Морозы упали__1и ветер казался тёплым__2вecенним__3xoтя на дворе был ещё только февраль__4не обещающий тепла__5и весны.

Верный ответ - 1234.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

41. Определите место ударения в словах. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с ударением на втором слоге.
   1) ПРЕД—ЛО—ЖИТЬ
   2) ДИС—ПАН—СЕР
+ 3) МО—ЗО—ЛИ.
   4) СЛУ—ЧАЙ
+ 5) А—ГЕНТ—СТВО

42. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.

   1) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
+ 2) В качестве материала для романа "Война и мир" Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.
   3) Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.
+ 4) Создавая ценности, человек обновляет себя.
   5) Подали цейлонские рисовые макароны, приготовленные на пару и в которые были добавлены пряности.

43. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.

   1) Чудесный цветок роза может быть выращена только в теплице.
+ 2) Журнал "Крестьянка" был очень популярен несколько лет назад.
+ 3) Ее любовь к детям была подобна безумию.
   4) Артист был удостоен высокой наградой.
   5) Эта страна благодаря своей уникальности и разнообразия привлекает туристов.

44. Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.

   1) Благодаря пожару сгорел большой участок леса.
+ 2) Я постараюсь прийти вовремя, в крайнем случае опоздаю минут на десять.
+ 3) К десяти часам бывает уже так темно, хоть глаз выколи.
   4) Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
   5) Я не смогу навестить тебя в будничный день.

Архив

на предыдущую страницу