Министерство общего и профессионального образования РФ
Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Разработчики тестов:
Емельянова О.А., Брагина Г.А., Сидельникова Л.М., Степанова Н.Д.,
Березина Е.А., Коробейникова Л.Н., Овсянникова Л.Н.

Структура теста по русскому языку

№ задания Тема
  1 - 30
31 - 40
41 - 44
Орфография
Пунктуация
Культура речи

Инструкция по выполнению теста

    Внимание! Выполнение теста по русскому языку и заполнение бланка ответов технически отличается от тестов по другим предметам.
     Этапы работы.
    1. Выполните следующие языковые задания на этих листах: вставьте пропущенные буквы, знаки препинания и др. Здесь допустимы исправления.
    2. На бланке ответов тщательно заштрихуйте клетки в соответствии с заданиями. Другие клетки должны остаться пустыми.
    Избегайте исправлений! В крайнем случае перечеркните заштрихованную по ошибке клетку жирной вертикальной линией. Проверяется только бланк ответов.

Вариант № 1

ОРФОГРАФИЯ

1. Вставьте проверяемые безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.
1) ОСЛ__ЖНЕНИЕ
2) ХВ__ТАТЬ
3) К__РАТЕЛЬНЫЙ
4) НАК__ПИТЬ ДЕНЬГИ
5) НАСЛ__ЖДАТЬСЯ
2. Вставьте проверяемые безударные гласные (E, И, А, Я). Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой E.
1) ЗАЩ__ЩАТЬСЯ
2) СТ__СНЁННЫЙ В СРЕДСТВАХ
3) НАКР__НИТЬСЯ
4) СТРАШНОЕ ПРИВ__ДЕНИЕ
5) Ш__ПТАТЬСЯ
3. Вставьте непроверяемые безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.
1) ДИ__ГОНАЛЬ
2) АМ__РАЛЬНЫЙ
3) УТР__МБОВАТЬ
4) НЕГ__ДОВАТЬ
5) ДИСЛ__КАЦИЯ
4. Вставьте непроверяемые безударные гласные (E, И, Я). Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой E.
1) МЕЛ__ОРАЦИЯ
2) СТАЖ__РОВКА
3) ДИЛ__ТАНТ
4) ВИН__ГРЕТ
5) СТ__ПЕНДИЯ
5. Вставьте чередующиеся безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.
1) СОПРИК__СНОВЕНИЕ
2) ИЗЛ__ГАТЬ
3) СОТВ__РЕНИЕ МИРА
4) ПОР__ВНУ
5) НЕПРИК__САЕМЫЙ
6. Вставьте чередующиеся безударные гласные Е или И. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е.
1) ОТБЛ__СК
2) ПРИБ__РУ КОМНАТУ
3) ПРИЧ__ТАЮЩИЙСЯ
4) НАЧ__НАЮЩИЙ
5) ПОДЖ__ГАТЬ
7. Вставьте О или Ё после шипящих. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Ё.
1) ПУШ__К
2) Ш__КОВАЯ ТЕРАПИЯ
3) ПИРОГ С АЛЫЧ__Й
4) ИСКАЖ__ННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
5) РЕЧ__НКА
8. Вставьте звонкие или глухие согласные. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з).
1) КИРГИ__КА
2) РО__КОЕ ПОВЕДЕНИЕ
3) СИЛЬНАЯ БОМБЕ__КА
4) КРОМЕ__НАЯ ТЬМА
5) ПРО__ЬБА О ПОМОЩИ
9. Вставьте в слова, где нужно, непроизносимые согласные. Заштрихуйте клетки, соответствующие этим словам.
1) ТРОС__НИКОВЫЙ САХАР
2) БЕЗЫСКУС__НОСТЬ
3) ХЛЕС__НУТЬ ЛОШАДЬ
4) КРУТАЯ ЛЕС__НИЦА
5) ЖИВОПИС__НЫЙ ВИД
10. Вставьте в слова, где нужно, согласную. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с удвоенной согласной.
1) ГА__ЛЕРЕЯ
2) ДИСКУ__СИЯ
3) КО__ТЕДЖ
4) ТО__НЕЛЬ
5) КО__МЕНТАРИЙ
11. Вставьте в слова, где нужно, разделительные Ъ и Ь. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с Ъ.
1) ТРАНС__АТЛАНТИЧЕСКИЙ
2) НЕПОД__ЁМНЫЙ ГРУЗ
3) ИЗ__ЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
4) ОП__ЯНЁННЫЙ
5) РАЗ__ЯСНЕНИЕ
12. Вставьте в слова, где нужно, Ь после шипящих. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с Ь.
1) СПЛОШ__
2) РОСКОШ__
3) СМЕРЧ__
4) С ПЛЕЧ__ ДОЛОЙ
5) ИЗВЛЕЧ__
13. Определите написание сложных слов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисным написанием.
1) МИКРО__ХИРУРГИЯ
2) ВИЦЕ__АДМИРАЛ
3) МНОГО__СТОРОННИЙ
4) ЛИТЕРАТУРНО__МУЗЫКАЛЬНЫЙ
5) ЯРКО__ЗЕЛЁНЫЙ
14. Определите написание сложных слов с ПОЛ-. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисным написанием.
1) ПОЛ__ЗАРПЛАТЫ
2) ПОЛ__ПОЛЬШИ
3) ПОЛ__АРБУЗА
4) ПОЛ__ШЕСТОГО
5) ПОЛ__ЛОДЖИИ
15. Вставьте 3 или С в приставки. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с приставкой на -3.
1) РА__ЖАЛОБИТЬ
2) И__ЖАРИТЬ
3) __ДУТЬ
4) НИ__ПАДАТЬ
5) БЕ__ПОДОБНО
16. Вставьте гласные в слова с ПРЕ и ПРИ. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с ПРЕ.
1) ПР__УВЕЛИЧЕНИЕ
2) ПР__НИЖАТЬ
3) ПР__ВОЗМОЧЬ
4) ПР__КЛАДЫВАТЬ
5) ПР__ЗРЕННЫЙ ТИП
17. Вставьте окончания Е или И в существительные в предложном падеже. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с окончанием Е.
1) О СВЕКРОВ__
2) В РАЗМЫШЛЕНИ__
3) В СИЯНЬ__
4) ОБ АНАСТАСИ__
5) В ЛОТЕРЕ__
18. Вставьте Е или И в суффиксы прилагательных. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е
1) ВЛЮБЧ__ВЫЙ
2) НАЗОЙЛ__ВЫЙ
3) ДИАТОНАЛ__ВЫЙ
4) ПОРШН__ВОЙ
5) ЩАВЕЛ__ВЫЙ
19. Вставьте Е или И в суффиксы глаголов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е.
1) РАЗВЕШ__АТЬ
2) ЗАСТР__ВАТЬ
3) ОДАЛЖ__ВАТЬ
4) ПЕРЕНОЧ__ВАТЬ
5)ОСКУД__ВАТЬ
20. Вставьте О или Ы в суффиксы глаголов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О.
1) РАЗВЁРТ__ВАТЬ
2) ПЕРЕОБОРУД__ВАТЬ
3) ПОГЛЯД__ВАТЬ
4) ВОЗДЕЙСТВ__ВАТЬ
5) ПОПРОБ__ВАТЬ
21. Вставьте Е или И в окончания глаголов и суффиксы причастий. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е.
1) ОХРАНЯ__МЫЙ ОБЪЕКТ
2) НЕДВИЖ__МОЕ ИМУЩЕСТВО
3) ТЫ УБЕЖДА__ШЬСЯ
4) ФИЛЬМ ДЕМОНСТРИРУ__ТСЯ
5) МЫ НЕНАВИД__М
22. Вставьте гласные в окончания глаголов и суффиксы причастий. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Я (или А после шипящих).
1) ДУЩ__ЩИЙ КАШЕЛЬ
2) ОНИ ХЛОПОЧ__Т
3) ЗАДЕРЖ__ННЫЙ ДИВЕРСАНТ
4)ОНИ ГОН__ТСЯ ЗА УСПЕХОМ
5) ДРЕМЛ__ЩИЕ СИЛЫ
23. Вставьте, где нужно, букву Н в существительные и прилагательные. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с -НН.
1) РЬЯН__ЫЙ
2) СТРУН__ЫЙ
3) ЛИСТВЕН__ИЦА
4) ПЬЯН__ИЦА
5) КОНСТИТУЦИОН__ЫЙ
24. Вставьте, где нужно, букву Н в причастия, отглагольные прилагательные и наречия. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с -НН.
1) ИГРАН__АЯ МНОГО РАЗ ПЬЕСА
2) НЕЗВАН__ЫЙ ГОСТЬ
3) БЕШЕН__АЯ СКОРОСТЬ
4) ТОЛКНУЛ НЕЧАЯН__О
5) ПОДСТРИЖЕН__ЫЕ ВОЛОСЫ
25. Определите написание НЕ с глаголами и деепричастиями. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием.
1) НЕ__ГЛЯДЯ
2) НЕ__ДОРОЖИТЬ
3) НЕ__СДОБРОВАТЬ
4) НЕ__ПРИНУЖДАТЬ
5) ПОСТОЯННО НЕ__ДОСЫПАТЬ
26. Определите написание НЕ с прилагательными и причастиями. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием.
1) НЕ__УЛОВИМОЕ ДВИЖЕНИЕ
2) НЕ__ЖЕЛАЮЩИЕ МИРИТЬСЯ СТОРОНЫ
3) НЕ__СПОСОБЕН СОПРОТИВЛЯТЬСЯ
4) НЕ__ЗАМЕЧЕННАЯ ОШИБКА
5) НИЧУТЬ НЕ__ИНТЕРЕСНАЯ НОВОСТЬ
27. Определите написание частиц. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисньш написанием.
1) ТО__ЛИ
2) КОГО__ТО
3) В ЧЁМ__НИБУДЬ
4) ВОТ__БЫ
5) КОЕ__КАК
28. Определите слитное и раздельное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием.
1) СДЕЛАТЬ НА__ЗЛО
2) В__ОТЛИЧИЕ ОТ НЕГО
3) БЕЗ__УДЕРЖУ
4) В__ПРОДОЛЖЕНИИ РОМАНА
5) В__СЛЕД ЗА ПИСАТЕЛЕМ
29. Определите раздельное и дефисное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисньм написанием.
1) ПО__НОВОМУ ПУТИ
2) ПО__РУССКИ
3) ПО__ДВОЕ
4) В__ПЯТЫХ
5) ЕДВА__ЕДВА

30. Определите написание союзов, местоименных и наречных сочетаний. Заштрихуйте клетки, соответствующие примерам со слитным написанием слов.

1) От__того, кто много обещает, многого и ждут.
2) Я пришёл, что__бы поговорить с вами о деле.
3) Не берись за__то, чего не умеешь делать.
4) Произошло то__же, что и вчера.
5) Он прилично пишет, рисует то__же недурно

ПУНКТУАЦИЯ

31. Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

1) Для школьника мучительна__не столько самая минута возмездия, сколько ожидание его.
2) Иней подолгу лежал на скатах крыш__и у колодца, и на перилах балкона.
3) Небо__то всё закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновенье.
4) На вершину холма вела узкая__обдуваемая ветром тропинка.
5) Перед нами раскинулась бесконечная__зеркальная гладь моря.

32. Поставьте запятые в предложениях с обособленными определениями. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых выпоставили запятые.

1) Убаюканный сладкими надеждами__он крепко спал.
2) Паровозный гудок__долгий и назойливый__доносился издалека.
3) На спокойной поверхности воды отражались__мигающие на небе__звёзды.
4) Сплошь покрытое осенними тучами__небо отразилось в воде реки.
5) Море шумело__сожжённое лунным огнём.

33. Поставьте запятые в предложениях с обособленными приложениями. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

1) Мать Ивана Сергеевича__женщина грубая и властная__едва ли многим уступала мужу в жестокости.
2) Молчаливый гость__он неподвижно сидел с закрытыми глазами в углу дивана.
3) Отцом кибернетики считается американский учёный__Норберт Винер.
4) Москва__России дочь любимая__где равную тебе сыскать?
5) Даже Виктор__столяр высшей квалификации__одобрил его работу.

34. Поставьте запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

1) Несмотря на тяжёлые погодные условия__спасатели уже к вечеру были на месте.
2) Он улыбнулся отцу и__сойдя вниз на палубу, подошёл к одному из матросов.
3) В зеленоватом небе таяло__не грея утомлённое солнце осени.
4) Нечего сидеть__сложа руки, работать надо!
5) Проект разработан__исходя из запланированной стоимости.

35. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

1) Погода была тихая__и пруд словно заснул.
2) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек__и листья сыпались с них частым и печальным дождём.
3) Он сел напротив Даши__и не мог оторвать взгляда от её милого лица.
4) Отец и мать дали тебе жизнь__и живут для твоего счастья.
5) Мы пьём чай с сестрой писателя__и она показывает мне письма, статьи, сувениры.

36. Поставьте, где нужно, запятую в сложноподчиненных предложениях. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

1) Степан с удивлением отметил, что__чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.
2) Он не понял__одобряют ли его решение.
3) Егорушка оглядывался и не понимал__откуда эта странная песня.
4) Да ты уж расскажи всё__как есть.
5) Я сделал вывод, что__когда на какое-нибудь определённое действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация.

37. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях со словом КАК. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

1) Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого__как небо__аи.
2) Среди сосен__как по щучьему велению__появилась избушка лесника.
3) Я долго смотрел__как тлели угли костра.
4) Голос у неё звенел__как у семилетней девочки.
5) Это открытие можно было представить__как новое явление в науке.

38. Поставьте двоеточие или тире в бессоюзных сложных предложениях и в, предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили двоеточие.

1) Прилетели зяблики__лес ожил.
2) Я был готов любить весь мир__меня никто не понял.
3) Погода была ужасная__ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
4) Брезент, палуба, чемоданы, перила__всё было мокро от тумана.
5) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же__небо, равнину, холмы.

39. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

1) Это__впрочем случилось уже в пору его учёбы.
2) Было__знаете__очень жарко.
3) Всё получилось и__притом_замечательно.
4) Ему никто__наверное__не был нужен.
5) Счастье__казалось__таким огромным.

40. Поставьте, где нужно, запятые в предложении. Заштрихуйте клетки, соответствующие номерам тех позиций, где вы поставили запятые.

Морозы упали__1и ветер казался тёплым__2вeccнним__3xoтя на дворе был ещё только февраль__4не обещающий тепла__5и весны.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

41. Определите место ударения в словах. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с ударением на втором слоге.
1) ПРЕД—ЛО—ЖИТЬ
2) ДИС—ПАН—СЕР
3) МО—ЗО—ЛИ.
4) СЛУ—ЧАЙ
5) А—ГЕНТ—СТВО

42. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.

1) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
2) В качестве материала для романа "Война и мир" Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.
3) Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.
4) Создавая ценности, человек обновляет себя.
5) Подали цейлонские рисовые макароны, приготовленные на пару и в которые были добавлены пряности.

43. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.

1) Чудесный цветок роза может быть выращена только в теплице.
2) Журнал "Крестьянка" был очень популярен несколько лет назад.
3) Ее любовь к детям была подобна безумию.
4) Артист был удостоен высокой наградой.
5) Эта страна благодаря своей уникальности и разнообразия привлекает туристов.

44. Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.

1) Благодаря пожару сгорел большой участок леса.
2) Я постараюсь прийти вовремя, в крайнем случае опоздаю минут на десять.
3) К десяти часам бывает уже так темно, хоть глаз выколи.
4) Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
5) Я не смогу навестить тебя в будничный день.

Вариант теста с ответами

Вариант теста опубликован в сборнике "Тесты" (варианты и ответы централизованного тестирования 1997 года)
М.: Центр тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ, 1997



Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru