Министерство
общего и профессионального образования РФ
Центр тестирования выпускников
общеобразовательных учреждений РФ
ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Разработчики тестов:
Структура теста по русскому языку
Емельянова О.А., Брагина Г.А., Сидельникова Л.М., Степанова Н.Д.,
Березина Е.А., Коробейникова Л.Н., Овсянникова Л.Н.
№ задания Тема
- 1 - 30
- 31 - 40
- 41 - 44
- Орфография
- Пунктуация
- Культура речи
Инструкция по выполнению теста
- Внимание! Выполнение теста по русскому языку и заполнение бланка ответов технически отличается от тестов по другим предметам.
Этапы работы.- 1. Выполните следующие языковые задания на этих листах: вставьте пропущенные буквы, знаки препинания и др. Здесь допустимы исправления.
- 2. На бланке ответов тщательно заштрихуйте клетки в соответствии с заданиями. Другие клетки должны остаться пустыми.
Избегайте исправлений! В крайнем случае перечеркните заштрихованную по ошибке клетку жирной вертикальной линией. Проверяется только бланк ответов.
Вариант № 1
ОРФОГРАФИЯ
1. Вставьте проверяемые безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О. |
|
2. Вставьте проверяемые безударные гласные (E, И, А, Я). Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой E. |
|
3. Вставьте непроверяемые безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О. |
|
4. Вставьте непроверяемые безударные гласные (E, И, Я). Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой E. |
|
5. Вставьте чередующиеся безударные гласные А или О. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О. |
|
6. Вставьте чередующиеся безударные гласные Е или И. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е. |
|
7. Вставьте О или Ё после шипящих. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Ё. |
|
8. Вставьте звонкие или глухие согласные. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з). |
|
9. Вставьте в слова, где нужно, непроизносимые согласные. Заштрихуйте клетки, соответствующие этим словам. |
|
10. Вставьте в слова, где нужно, согласную. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с удвоенной согласной. |
|
11. Вставьте в слова, где нужно, разделительные Ъ и Ь. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с Ъ. |
|
12. Вставьте в слова, где нужно, Ь после шипящих. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с Ь. |
|
13. Определите написание сложных слов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисным написанием. |
|
14. Определите написание сложных слов с ПОЛ-. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисным написанием. |
|
15. Вставьте 3 или С в приставки. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с приставкой на -3. |
|
16. Вставьте гласные в слова с ПРЕ и ПРИ. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с ПРЕ. |
|
17. Вставьте окончания Е или И в существительные в предложном падеже. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с окончанием Е. |
|
18. Вставьте Е или И в суффиксы прилагательных. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е |
|
19. Вставьте Е или И в суффиксы глаголов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е. |
|
20. Вставьте О или Ы в суффиксы глаголов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой О. |
|
21. Вставьте Е или И в окончания глаголов и суффиксы причастий. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Е. |
|
22. Вставьте гласные в окончания глаголов и суффиксы причастий. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с буквой Я (или А после шипящих). |
|
23. Вставьте, где нужно, букву Н в существительные и прилагательные. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с -НН. |
|
24. Вставьте, где нужно, букву Н в причастия, отглагольные прилагательные и наречия. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с -НН. |
|
25. Определите написание НЕ с глаголами и деепричастиями. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием. |
|
26. Определите написание НЕ с прилагательными и причастиями. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием. |
|
27. Определите написание частиц. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисньш написанием. |
|
28. Определите слитное и раздельное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам со слитным написанием. |
|
29. Определите раздельное и дефисное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с дефисньм написанием. |
|
30. Определите написание союзов, местоименных и наречных сочетаний. Заштрихуйте клетки, соответствующие примерам со слитным написанием слов.
- 1) От__того, кто много обещает, многого и ждут.
- 2) Я пришёл, что__бы поговорить с вами о деле.
- 3) Не берись за__то, чего не умеешь делать.
- 4) Произошло то__же, что и вчера.
- 5) Он прилично пишет, рисует то__же недурно
ПУНКТУАЦИЯ
31. Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
- 1) Для школьника мучительна__не столько самая минута возмездия, сколько ожидание его.
- 2) Иней подолгу лежал на скатах крыш__и у колодца, и на перилах балкона.
- 3) Небо__то всё закрывалось облаками, то вдруг расчищалось на мгновенье.
- 4) На вершину холма вела узкая__обдуваемая ветром тропинка.
- 5) Перед нами раскинулась бесконечная__зеркальная гладь моря.
32. Поставьте запятые в предложениях с обособленными определениями. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых выпоставили запятые.
- 1) Убаюканный сладкими надеждами__он крепко спал.
- 2) Паровозный гудок__долгий и назойливый__доносился издалека.
- 3) На спокойной поверхности воды отражались__мигающие на небе__звёзды.
- 4) Сплошь покрытое осенними тучами__небо отразилось в воде реки.
- 5) Море шумело__сожжённое лунным огнём.
33. Поставьте запятые в предложениях с обособленными приложениями. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.
- 1) Мать Ивана Сергеевича__женщина грубая и властная__едва ли многим уступала мужу в жестокости.
- 2) Молчаливый гость__он неподвижно сидел с закрытыми глазами в углу дивана.
- 3) Отцом кибернетики считается американский учёный__Норберт Винер.
- 4) Москва__России дочь любимая__где равную тебе сыскать?
- 5) Даже Виктор__столяр высшей квалификации__одобрил его работу.
34. Поставьте запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.
- 1) Несмотря на тяжёлые погодные условия__спасатели уже к вечеру были на месте.
- 2) Он улыбнулся отцу и__сойдя вниз на палубу, подошёл к одному из матросов.
- 3) В зеленоватом небе таяло__не грея утомлённое солнце осени.
- 4) Нечего сидеть__сложа руки, работать надо!
- 5) Проект разработан__исходя из запланированной стоимости.
35. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
- 1) Погода была тихая__и пруд словно заснул.
- 2) Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек__и листья сыпались с них частым и печальным дождём.
- 3) Он сел напротив Даши__и не мог оторвать взгляда от её милого лица.
- 4) Отец и мать дали тебе жизнь__и живут для твоего счастья.
- 5) Мы пьём чай с сестрой писателя__и она показывает мне письма, статьи, сувениры.
36. Поставьте, где нужно, запятую в сложноподчиненных предложениях. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
- 1) Степан с удивлением отметил, что__чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.
- 2) Он не понял__одобряют ли его решение.
- 3) Егорушка оглядывался и не понимал__откуда эта странная песня.
- 4) Да ты уж расскажи всё__как есть.
- 5) Я сделал вывод, что__когда на какое-нибудь определённое действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация.
37. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях со словом КАК. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
- 1) Я послал тебе чёрную розу в бокале золотого__как небо__аи.
- 2) Среди сосен__как по щучьему велению__появилась избушка лесника.
- 3) Я долго смотрел__как тлели угли костра.
- 4) Голос у неё звенел__как у семилетней девочки.
- 5) Это открытие можно было представить__как новое явление в науке.
38. Поставьте двоеточие или тире в бессоюзных сложных предложениях и в, предложениях с однородными членами. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили двоеточие.
- 1) Прилетели зяблики__лес ожил.
- 2) Я был готов любить весь мир__меня никто не понял.
- 3) Погода была ужасная__ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
- 4) Брезент, палуба, чемоданы, перила__всё было мокро от тумана.
- 5) Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же__небо, равнину, холмы.
39. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.
- 1) Это__впрочем случилось уже в пору его учёбы.
- 2) Было__знаете__очень жарко.
- 3) Всё получилось и__притом_замечательно.
- 4) Ему никто__наверное__не был нужен.
- 5) Счастье__казалось__таким огромным.
40. Поставьте, где нужно, запятые в предложении. Заштрихуйте клетки, соответствующие номерам тех позиций, где вы поставили запятые.
Морозы упали__1и ветер казался тёплым__2вeccнним__3xoтя на дворе был ещё только февраль__4не обещающий тепла__5и весны.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
41. Определите место ударения в словах. Заштрихуйте клетки, соответствующие словам с ударением на втором слоге. |
|
42. Определите, правильно или неправильно построены предложения. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.
- 1) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
- 2) В качестве материала для романа "Война и мир" Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.
- 3) Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей.
- 4) Создавая ценности, человек обновляет себя.
- 5) Подали цейлонские рисовые макароны, приготовленные на пару и в которые были добавлены пряности.
43. Определите правильные и неправильные случаи управления и согласования. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.
- 1) Чудесный цветок роза может быть выращена только в теплице.
- 2) Журнал "Крестьянка" был очень популярен несколько лет назад.
- 3) Ее любовь к детям была подобна безумию.
- 4) Артист был удостоен высокой наградой.
- 5) Эта страна благодаря своей уникальности и разнообразия привлекает туристов.
44. Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Заштрихуйте клетки, соответствующие предложениям, которые вы считаете правильными.
- 1) Благодаря пожару сгорел большой участок леса.
- 2) Я постараюсь прийти вовремя, в крайнем случае опоздаю минут на десять.
- 3) К десяти часам бывает уже так темно, хоть глаз выколи.
- 4) Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
- 5) Я не смогу навестить тебя в будничный день.