Глава I. Модульная технология как один из путей повышения эффективности учебно-воспитательного процесса
1.1 Модульное построение учебных занятий

Причинами перехода к модульной технологии является, в первую очередь, традиционная для современных российских школ организация учебно-воспитательного процесса, которая страдает двумя недостатками. Во-первых, многопредметность. Особенно в средней и старшей школе, где количество изучаемых предметов значительно. Во-вторых, частотность учебных предметов. На изучение некоторых отведен всего один час в неделю, что делает усвоение материала малоэффективным. Модульная организация учебно-воспитательного процесса позволяет избежать постоянного применения комбинированного урока в 5 - 11 классах. Особенно в старших классах, где разнообразие деятельности не только не эффективно, но и недопустимо. Деля урок на части, каждая из которых имеет свои задачи, учитель часто не успевает формировать необходимые умения и навыки. “Учителю приходится думать не о развитии способностей учащихся, а о прохождении программы с помощью учащихся”.(11) Поэтому создатели модульной технологии и предлагают считать временной единицей учебно-воспитательного процесса не урок, а учебную неделю или учебный цикл, включающий в себя определенное количество уроков, но не менее двух (в других терминах этот цикл и называют модулем). Гузеев В.В. (12) выделяет 2-цикл (два урока). 4-цикл (четыре урока) и т.д. Каждый урок имеет свою цель:

  1. - урок – изучение;
  2. – урок – общение;
  3. – урок – закрепление;
  4. – урок – опрос.

По мнению Сенновского И.Б.(13), признаками обновления педагогического процесса при модульной технологии являются следующие признаки:

  1. Педагогический процесс должен быть направлен на достижение целей, которые должны быть диагностичными.
  2. Цели, время протекания и затраты ресурсов здоровья участников педагогического процесса должны быть согласованы. Несбалансированность этих трех факторов приводит к перегрузке учащихся и учителя.
  3. Постановка учебной деятельности учащихся ставится во главу угла всего учебно-воспитательного процесса. Без неё не может быть осуществлено формирование личности ребенка и развитие его способностей.
  4. Существует возможность освоения элементов деятельности каждым профессионально подготовленным учителем.

На основе такого подхода к организации учебно-воспитательного процесса, и исходя из учебной нагрузки, формируется и расписание работы класса и учителей.(14) Ликвидируется частотность учебных предметов в течение недели.

Создатели модульной технологии при её формировании исходили из очень важной идеи, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Поэтому при создании схемы обучения нужно учитывать, что она:

  1. должна быть гибкой. Гибкость является ведущей стержневой характеристикой модульной технологии. Чошанов М.А. различает структурную гибкость, содержательную гибкость, технологическую гибкость проблемно-модульного обучения. “Структурная гибкость обеспечивается рядом моментов: от мобильности структуры проблемного модуля и ступенчатости проблемно-модульной программы до возможности проектирования гибкого расписания занятий и оборудования подвижной структуры учебного кабинета. Cодержательная гибкость отражается, прежде всего, в возможности как дифференциации, так и интеграции содержания обучения. Эта возможность имеет место благодаря блочному и модульному принципу построения учебного материала … Технологическая гибкость обеспечивает процессуальный аспект проблемно-модульного обучения, включая вариативность методов обучения, гибкость системы контроля и оценки, индивидуализацию учебно-познавательной деятельности обучаемых” (15)Преподаватель может учитывать особенности учебного материала и специфику конкретного контингента учащихся.

  2. должна быть простой. Не понимая смысла своей деятельности, ни преподаватель, ни ученик не смогут накопить на основе этой деятельности никакого познавательного опыта. И в подобной другой ситуации не найдут правильного способа действий.

  3. должна быть четкой. Она должна обеспечить целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Другим проявлением модернизации является организация деятельности ученика на уроке. В первую очередь, это преобладание самостоятельной работы. Если при комбинированном уроке приемы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы применяются лишь эпизодически, то при модульной технологии это приводится в систему. При продуманной системе дифференцированных вопросов и заданий можно приобщить к самостоятельной аналитической работе большую часть учеников, а также добиться неплохой мотивации учебной работы.

Важным новым элементом является и работа экспертов. Это может быть постоянная группа учеников, либо класс делится на группы экспертов по отдельным проблемам темы. Работа с экспертами - это работа по системе “консультант” (зависит от категории учащихся). Либо использование их в качестве помощников учителя. В последнем случае эксперты анализируют работу класса, проверяют контрольные задания, подводят итоги рефлексии, работают с оценочными листами.

Нововведением является и рефлексия.(16) Школьники должны оценить свою работу на уроке, определив, что эта работа дала им.

Подводя итоги вопроса об элементах модернизации, необходимо указать, что нецелесообразно полностью переходить на новую технологию. Необходима взаимосвязь различных методов обучения, их взаимодополнение и взаимоусиление. Для достижения наиболее эффективного результата следует стремиться к созданию “полифонической” дидактической системы, в которой сочетались бы опыт предыдущих и элементы нового, которые бы образовали целостность, позволяющую выходить на новый качественный уровень решения педагогических задач.

В чем суть модульной организации учебно-воспитательного процесса? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить само понятие модуля.

Шамова Т.И. определила модуль так: “функциональный целевой узел: учебное содержание и технология овладения им”.(17) Таким образом, модуль включает в себя целевой план действий (“функциональность”), банк информации (“учебное содержание”) и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей (“технология”)

Гареев В.М. дает определение модуля немного с других позиций: “Обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме”.(18) Автор данного определения не выделяет один из важных признаков модуля – построение его на основе поставленной цели, хотя указывает и на наличие определенного блока информации, и методов овладения им. Этим же недостатком страдает и определение, данное учеными Алтайского государственного университета: “Модуль - это объединенная логической связью, завершенная совокупность знаний, умений и навыков, соответствующая фрагменту (“блоку”, “функциональному узлу”) образовательной программы учебного курса”.

Толковый словарь дает такое определение модуля: “Модуль – 1. сложный инженерный узел, выполняющий самостоятельную функцию в техническом устройстве. 2. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации”. Главным признаком модуля является его самостоятельность, возможность рассматривать его как независимую единицу какого-либо процесса, явления, его смысловая законченность. Но одновременно, модуль является частью определенной системы (“технического устройства”, “организации”). Поэтому в модуль входят и связи его с другими модулями, элементами системы. Модуль внутренне самостоятелен, но внешне подчинен, он важное звено, без которого система не может действовать.

Если рассматривать понятие модуля в приложении к учебному процессу, то можно утверждать, что это целевой блок (узел) содержания образования, включающий в себя определенный объем информации, способы и методы работы с ним, а также связи с другими элементами образовательного процесса.

Модуль имеет свою структуру, функции, свойства и способы жизнедеятельности (способ и результат функционирования). Поэтому различают несколько типов модулей:

  1. познавательные. При работе с таким модулем главной целью является объем информации по изучаемой теме.
  2. операционные. Главное здесь - это формирование и развитие способов деятельности.
  3. смешанные. При таком типе модуля используются элементы первых двух типов. Большинство модулей являются смешанными.

Эта классификация модулей опирается на цели, которые стоят перед обучающимися при овладении модулем. Однако возможно деление модулей по признаку их места в модульной программе курса (темы). В зависимости от этого можно выделить начальные или базовые модули, которые открывают этот курс, и такие, которые являются их продолжением и одновременно основой для дальнейших модулей. При этом модули могут быть поливалентными (п-в), т.е. такими, которые служат базой для двух или более следующих за ними модулей, или моновалентными (м-в) – основой для одного очередного модуля.

Чтобы построить модульную программу курса необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления. Процесс конструирования программного содержания модуля идет по следующему алгоритму:

  1. Обобщенное представление о законах развития какой-либо системы.
  2. Систематизация, конкретизация и углубление представления о функционировании данной системы в конкретных её проявлениях (законах, явлениях, понятиях).
  3. Проектирование деятельности учащихся по отработке этих конкретных представлений.

Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенность модульной конструкции - наличие целевого плана действий. Постановка целей осуществляется и при формировании модуля учителем, и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели. Сначала ставится комплексная дидактическая цель (КДЦ). На основе КДЦ формируются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), после чего создаются модули (М). Выполнение ИДЦ позволит достичь КДЦ. В свою очередь ИДЦ позволяет сформулировать дидактические цели (ДЦ) и частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ). Таким образом, модульная программа (МП) строится на основе иерархии целей.

Каким образом модуль организован изнутри? Строится он на основе логики освоения нового знания и представляет собой модульную программу. ( Модульная программа - система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается конечная цель обучения.) Логическая связь в модульной программе выстраивается в соответствии с закономерностями усвоения нового знания, представленными в таблице:

Формулировка закона, закономерности, правила.

В чем проявляется взаимосвязь?

Алгоритмическое предписание.

Государство образуется там, где есть группы населения (классы) с противоборствующими интересами.

Противоположность интересов классов.

  1. Определите слои населения общества.
  2. Определите особенности их материального и правового положения.
  3. Определите сходство и различие интересов классов, вытекающих из их материального и правового положения
  4. Сделайте вывод.

Из указанной логики следует и последовательность построения модуля и его учебных элементов: формулируем закон (явление, процесс) в целом – определяем главные критерии проявления этого закона (явления, процесса) – на основе алгоритма анализа этого закона (явления, процесса) пытаемся определить границы его проявления.

Алгоритм построения учебного модуля предложен Сенновским И.Б. (Приложение 2). На основе данного алгоритма возможно построение двух видов модулей:

с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика по сравнению с обучающей деятельностью учителя;
с полной самостоятельной деятельностью ученика.

Данные виды выделены в зависимости от характера деятельности участников образовательного процесса. В первом случае, учитель выполняет свою обучающую функцию, как и в традиционной системе обучения. Однако деятельность ученика все же преобладает. Во втором случае, обучающую роль играют различные источники, с которыми учащиеся работают самостоятельно. Из этих особенностей следует и особая структура построения модульных уроков. Модуль второго вида дробиться на определенное количество учебных элементов, которые имеют не очень объемный блок информации. Каждый учебный элемент имеет свою цель (ЧДЦ), блок информации, алгоритмическое предписание, систему контроля. Работая над учебными элементами, учащиеся, как по кирпичикам, строят здание модуля. “Крышей”, т.е. завершением модуля, является обобщение, резюме, которое делается учителем, а лучше всего, совместно учителем и учениками. Следом идет итоговый контроль.

Структура модуля с полной самостоятельной деятельностью ученика.

Номер У.Э. Название У.Э. Управление обучением (содержание, формы, методы)
1.К.0 Цели и задачи модуля Необходимые знания и умения
1.К.1 Учебные элементы Пояснения к учебному материалу.
1. К. а…б…в Обобщение (резюме) Источники информации, алгоритмы решения.
1.К. … Контроль (самоконтроль и выходной контроль по трем уровням) Ответы, внутрипредметные связи и т.д.

Модульная конструкция с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика строится немного по-другому. Берется тема, достаточно большая по объему, и работа над ней делится на определенные этапы (УЭ) в зависимости от цели и задач деятельности ученика. Каждый урок такого модуля имеет свою цель, свое название, свою логику построения. В зависимости от этих критериев возможна классификация уроков в модуле (Приложение 3).

Вариант модульного построения учебных занятий предложил П.И. Третьяков (Приложение 1) На основе этого варианта можно выделить в модуле (цикле) несколько этапов:

лекция, которая включает в себя мотивационную (1.1-1.2), пропедевтическую (1.3) и обучающую (1.4-2.2) части;
самостоятельная учебная деятельность учащихся (2.3-3.1)
контроль (3.2-3.4)

При том и другом вариантах модульного построения темы характерная особенность деления материала на блоки сохраняется. Вариант модуля с полной самостоятельной деятельностью ученика – это “шаги” (блоки) вместе с получаемой информацией. Модуль с доминирующей рефлексивной деятельностью ученика – это сначала информация, а затем “шаги” по её усвоению, развитию умений и навыков. Смысловая законченность этих блоков, логическая их последовательность и связи между блоками позволяют обеспечить поэтапность формирования необходимых способов умственных действий, а также знаний, умений и навыков. Блочное построение материала обеспечивает эффективность усвоения учащимися учебного материала.

на предыдущую страницу