1.3 Деятельность ученика и учителя в условиях модульной технологии

Структура любого дидактического процесса состоит из трех взаимопроникающих компонентов: мотивации, собственно познавательной деятельности ученика и управленческой деятельности учителя.

Мотивация учения может быть обеспечена различными способами, об одном из которых (целеполагании) говорилось выше.

В чем особенности деятельности ученика и учителя при модульной организации обучения?

Модульная технология является гуманистической технологией, т.к. ребёнок в ней является не объектом обучения, а субъектом. Развитие в процессе самостоятельной работы дает больший результат, чем попытки привить “сверху” необходимые умения и навыки. Причём в отношении между учеником и учителем устанавливаются субъект - субъектные отношения, где учитель - партнёр в учении, а не “даватель” знаний. Ученик учится сам, а учитель лишь осуществляет мотивационное управление его учением. Ученик свободен, его интересы не ущемляются, результаты работы основаны в первую очередь, на основе его самооценки. Следовательно, модульная технология - личностно - ориентированная технология, где в центре образовательной системы стоит личность ребенка, она же и является основной целью образовательной системы. Прочность и осознанность усвоения материала, развитие интеллекта также зависит от степени самостоятельности ученика в оперировании учебным материалом.

При традиционной системе обучения приемы организации самостоятельной индивидуальной работы применяются лишь эпизодически (как уже указывалось, вызвано это частотностью и многопредметностью, а значит повсеместным применением комбинированного урока). Это не позволяет в полной мере обеспечить саморазвитие ученика, привитие ему навыков самообразования. При модульной технологии приемы организации самостоятельной индивидуальной и групповой работы школьников приводятся в систему. Возможно использование всех известных педагогической науке методов обучения, в частности методов самостоятельной работы. Главное, чтобы эти методы позволяли достичь поставленной цели.

При преобладании самостоятельной работы учеников, учитель выполняет управленческие, организаторские функции. Он должен уметь поставить перед собой и учащимися цели их совместной деятельности, обеспечивая тем самым мотивацию их работы. Ставя цель, учитель должен определить, не только объем изучаемого материала, но и уровень усвоения, а это требует знания уровня обучаемости учеников. Следовательно, учитель должен обладать навыками психолого-педагогической диагностики уровней сформированности общеучебных и специальных умений и навыков учащихся. Кроме этого, учитель должен уметь поставить цель диагностично, а значит уметь прогнозировать конечный результат, планировать свою обучающую деятельность и учебную деятельность ученика.

Исходя из особенности работы учителя и ученика при модульном построении урока, в функции учителя (а, возможно, и ученика) входит обеспечение всех участников учения дидактическими материалами. Каждый ученик должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольные листы. И здесь есть отличия от традиционной системы построения подготовки к уроку. Учитель составляет модуль, как и раньше, составлял конспект урока. Но так как теперь его основные функции управляющие, то учитель должен обратить главное внимание на разработку своих действий по организации самостоятельной деятельности учащихся и своей собственной консультирующей работы. С этой целью возможно составление вкладного листа к модулю для педагога, где он прописывает возможные консультации.

Структура вкладного листа(25)

    1. № модуля и его название.

    2. № учебного элемента и его название.

    3. Консультации педагога.

Важным элементом совместной деятельности учителя и ученика является их рефлексивная деятельность.(26) Это модное слово заменило теперь слово “анализ” и не случайно. Сделано это с целью отделить суть понятия “анализ” как метода исследования путем рассмотрения отдельных сторон какого-либо явления, процесса, от понятия “самоанализ” - оценка своих собственных поступков. Понятие “рефлексии” шире и глубже, т.к. включает в себя анализ действий, их причинно – следственные проявления. Рефлексия помогает ученику и учителю определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных методов и способов, примененных для достижения цели, а также провести самооценку. Рефлексия необходима как перед изучением модуля для определения базовых знаний и мотивации, так и как завершающий элемент модуля.

Некоторые учителя(27) предлагают проводить рефлексию в трех измерениях: “дело”, “Я”, “мы”. С этой целью учителем составлены вопросы, отвечая на которые ученик должен оценить себя по 10 - балльной шкале.

  1. Как я усвоил материал? (“дело”)

Получил прочные знания, усвоил весь материал - 9 - 10 баллов
Усвоил новый материал частично - 7-8 баллов
Мало что понял. Необходимо ещё поработать - 4-6 баллов
  1. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой? (“Я”).

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой -9-10 баллов
допустил ошибки - 7-8 баллов
Не справился - 4-6 баллов
  1. Как работала группа, учебная пара? (“МЫ”)

Дружно, совместно разбирали задания - 9-10 баллов
Не все активно участвовали в обсуждении - 7-8 баллов.
Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок - 4-6 баллов.

Важна как рефлексия учеников, так и рефлексия учителя. Она всегда должна проводиться при любой системе обучения с целью определения её эффективности. Та же Шамова Т.И. предложила проводить оценку эффективности и качества учебных занятий в определенной форме(28), которая показана в Приложениях (Приложение 4). Данная форма позволяет провести системный анализ и сделать выводы об эффективности используемой формы построения учебных занятий.

Таким образом, деятельность учителя и ученика при модульной технологии образовательного процесса имеет ряд особенностей, и эффективность её зависит, в первую очередь, от приведения в систему ТДЦ, СУМ и МО.

на предыдущую страницу