Глава II . Опыт работы в модульной системе обучения на уроках истории 2.1 Планирование работы по модульной технологии

На уроках истории, так же как и на уроках других предметов, возможно применение модульной технологии.

Начинается работа с тематического планирования. Строится оно на основе образовательных целей и характера содержания образования. Определяется главная идея курса, ставится цель (КДЦ). На основе её формируются ИДЦ, а затем ЧДЦ. Так происходит создание модулей. Сначала оформляется это в виде схемы, чтобы обеспечить наглядность, а затем с помощью учебника и программы формируется обычное тематическое планирование с указанием порядкового номера модуля в теме и разделе. В качестве примера рассмотрим тематическое планирование курса истории средних веков. Строится оно на основе цивилизационного подхода к изучению истории, опирается на хронологию Средневековой европейской цивилизации (V – XV вв.), а также учитывает особенности данной цивилизации (феодальные отношения, деление общества на корпорации, монархическая форма государства, господство в духовной жизни людей религиозных представлений) и её аграрный характер. Схематично модульная целевая программа данного раздела может выглядеть так:

Раздел I. Средневековая европейская цивилизация – аграрная цивилизация.

Цель. Учащиеся должны знать особенности аграрного характера цивилизации и признаки средневековой европейской цивилизации, уметь отличать её от других цивилизаций.

                                           |                                                                        |

Тема I. 1 Особенности аграрной цивилизации.

КДЦ. Учащиеся должны знать особенности аграрной цивилизации, уметь отличать её от других типов цивилизаций

Тема I. 2 Признаки средневековой европейской цивилизации.

КДЦ. Учащиеся должны знать признаки средневековой цивилизации и различать их в исторических процессах и явлениях, происходящих в каком-либо обществе.

                                                                                                                                                                                                                |                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Модуль I.2.А

Раннефеодальные государства

ИДЦ. Учащиеся должны знать причины зарождения феодальных отношений и раннефеодальных государств, их признаки. Определять признаки феодализма и раннефеодального государства в процессах и явления средневековых обществ V- XI вв.

Модуль I.2.Б

Развитие феодальных отношений

ИДЦ. Учащиеся должны знать основные тенденции развития феодальных отношений, устройство средневекового общества и государства.

Модуль I.2.В

Господство религиозных представлений.

ИДЦ. Учащиеся должны знать особенности духовной культуры средневекового европейского общества

 

Модуль I.2.А.1. Возникновение Франкского государства

ДЦ. Учащиеся должны знать причины и итоги Великого переселения народов; устройство Франкского государства и его признаки.

Модуль I.2.Б.1

Укрепление экономики феодальных государств

ДЦ. Учащиеся должны знать особенности развития экономики в условиях феодального общества

Модуль I.2.В.1

Укрепление религиозных отношений в европейских странах и Арабском халифате.

ДЦ. Учащиеся должны знать суть христианского вероучения, отличие католичества от православия, устройство католической христианской церкви; особенности ислама; пути влияния религии на культуру.

Модуль I.2.А.2. Возникновение феодальных отношений.

ДЦ. Учащиеся должны знать: суть феодальных отношений; признаки феодального строя;

уметь характеризовать государство как раннефеодальное; объяснять причины возникновения феодального порядка; понимать суть феодальной эксплуатации.

Модуль I.2.Б.2

Корпорации в средневековом обществе

ДЦ. Учащиеся должны знать устройство средневекового общества.

Модуль I.2.В.2

Могущество католической церкви в Западной Европе.

ДЦ. Учащиеся должны знать роль церкви в жизни средневекового общества.

Модуль I.2.А.3. Феодальная раздробленность.

ДЦ. Учащиеся должны знать причины и суть феодальной раздробленности.

Модуль I.2.Б.3

Феодальное государство

ДЦ. Учащиеся должны знать причины образования централизованных государств в Европе; признаки сословной монархии.

 

Модуль I.2.А.4. Феодальные отношения в других станах

ДЦ, Учащиеся должны уметь определять в исторических процессах и явлениях черты феодализма и раннефеодального государства.

   

На вводном уроке совершенствуется знание сути понятия “цивилизация”, известное учащимся с 6 класса, и вводится понятие “средневековая европейская цивилизация” (СЕЦ), устанавливаются её хронологические рамки, и повторяется материал об уже известной античной цивилизации. Определяются цели следующих модулей на основе проблем, возникших в ходе обсуждения материала вводного урока (Чем средневековая цивилизация отличается от античной? Чем она похожа? Какие еще бывают цивилизации? Каковы признаки средневековой европейской цивилизации?). Так формируются первые два модуля первого уровня. Затем, сформулировав основные признаки СЕЦ, формируются модули второго уровня, в каждом из которых выделяются учебные элементы.

 

Модульная программа раздела “Европейская средневековая цивилизация”.

Номер модуля Номер УЭ Название содержания Количество уч. часов
I.   Средневековая европейская цивилизация – аграрная цивилизация. 2
М.I. 1   Аграрная цивилизация 1
М.I. 2   Признаки средневековой европейской цивилизации.. 1
М.I. 2.А   Раннефеодальное Франкское государство 10
М.I. 2.А.1  
  1. Возникновение Франкского государства
4
М.I. 2.А.2   Возникновение феодальных отношений у франков. 6
  УЭ I.2.А.2.1
  1. Суть феодального строя.
 
  УЭ I.2.А.2.2 Появление феодов  
  УЭ I.2.А.2.3 Превращение свободных крестьян в зависимых.  
  УЭ I.2.А.2.4 Феодальная эксплуатация.  
  УЭ I.2.А.2.5 Власть феодала над крестьянами  
  УЭ I.2.А.2.6 Натуральное хозяйство  
М.I. 2.А 3   Феодальная раздробленность 2
  УЭ I.2.А.3.1 Поземельные отношения во Франкском государстве.  
  УЭ I.2.А.3.2 Феодальная лестница.  
М.I. 2.А.4   Феодальные отношения в других странах. 4
  УЭ. I. 2.А.4.1 Византия  
  УЭ. I. 2.А.4.2 Арабский халифат.  
  УЭ. I. 2.А.4.3 Славянские государства.  
  УЭ. I. 2.А.4.4 Резюме. Контроль.  
М.I. 2.Б   Развитие феодальных отношений. 14
М.I. 2.Б.1   Причины образования централизованных государств в странах Европы. Хозяйство. 4
  УЭ. I. 2.Б.1.1 Развитие техники.  
  УЭ. I. 2.Б.1.2 Возникновение средневековых городов.  
  УЭ. I. 2.Б.1.3 Развитие ремесла.  
  УЭ. I. 2.Б.1.4 Развитие торговли.  
М.I. 2.Б.2   Корпорации в средневековом обществе. 6
  УЭ. I. 2.Б.2.1 Крестьянская община.  
  УЭ. I. 2.Б.2.2 Цехи.  
  УЭ. I. 2.Б.2.3 Гильдии.  
  УЭ. I. 2.Б.2.4 Феодалы.  
  УЭ. I. 2.Б.2.5 Сословия, корпорации, классы.  
  УЭ. I. 2.Б.2.6 Классовая борьба или борьба между сословиями?  
М.I. 2.Б.3   Феодальное государство 4
  УЭ. I. 2.Б.3.1 Причины образования централизованных государств в странах Европы. Государство.  
  УЭ. I. 2.Б.3.2 Образование централизованных государств в Англии и Франции.  
  УЭ. I. 2.Б.3.3 Сословные монархии в европейских государствах.  
  УЭ. I. 2.Б.3.4 Задачи феодальных государств.  
М.I.2.В   Господство религиозных представлений. 10
М.I.2. В.1   Укрепление религиозных представлений в европейских странах и Арабском халифате. 4
  УЭ. I.2. В.1.1 Христианское вероучение и устройство церкви.  
  УЭ. I.2. В.1.2 Влияние христианской церкви на культуру европейских стран и Византии.  
  УЭ. I.2. В.1.3 Зарождение ислама и влияние его на культуру стран халифата.  
М.I.2. В.2   Могущество католической церкви в Европе. 6
  УЭ. I.2. В.2.1 Роль церкви в жизни общества.  
УЭ. I.2. В.2.2 Борьба церкви с еретиками.
  УЭ. I.2. В.2.3 Крестовые походы.  
  УЭ. I.2. В.2.4 Влияние религиозных представлений на искусство.  
    Традиционные общества стран Востока и Америки. 3
    Китай  
    Индия  
    Америка  
    Итого 39 часов

 

Это краткая модульная программа раздела. Возможен расширенный вариант тематического планирования, с указанием целей, учебного материала, домашнего задания.

В модульной программе темы необходимо указывать место этой темы в разделе. Поэтому указывается схематичная программа раздела.

I

М.I.1 M.I.2

М.I.2.А М.I.2.Б М.I.2.В

М.I.2.А.1   М.I.2.А.2  М.I.2.А.3  М.I.2.А.4    М.I.2.Б.1   М.I.2.Б.2   М.I.2.Б.3

М.I.2.В.1   М.I.2.В.2

На основе данного планирования видно, что ученики и учитель в познании следуют от общего к частному. Сначала дается общее представление об историческом явлении, а затем рассматриваются границы его проявления на основе частных фактов или явлений. Блочное (модульное) построение учебного материала позволяет дать целостную картину исторического явления, что не может обеспечить традиционное построение курса. Например, изучая тему “Развитие феодального строя” по учебнику Агибаловой Е.В. и Донского Г.М.(29) учащиеся воспринимают этот период как цепь событий (явлений): возникновение городов – крестовые походы – возникновение централизованных государств. Однако это конкретные явления одного и того же периода. Блочное построение темы предусматривает следующий порядок изучения темы:

  1. Общее представление о данном периоде. Главное здесь – преодоление раздробленности и переход к централизации.
  2. Определение сторон жизни общества, где произошли изменения (хозяйство, отношение слоев населения к государственной власти).
  3. Изучение конкретных изменений (хозяйство – возникновение городов, развитие ремесла, развитие торговли, изменение орудий труда у крестьян и их положения в феодальном поместье, крестовые походы как проявление феодальной экспансии и решения экономических проблем этого времени; отношение к государственной власти – борьба городов с сеньорами, борьба королей за расширение подвластной им территории и т.д., и как результат образование централизованных государств в форме сословной монархии).

Именно такое построение учебного материала, на взгляд автора данной работы, поможет добиться эффективного усвоения темы.

С другой стороны блоки помогают выделить в учебном материале наиболее значимые моменты, разобраться в сложных, запутанных периодах истории. Примером может служить тема “Февральская революция. Общественно-политические процессы в России от Февраля к Октябрю”. Представленный в Приложениях вариант модульного построения данной темы помогает подробно рассмотреть не только этапы развития политического процесса, но и различные стороны общественной жизни.

Таким образом, модульная система построения учебного курса обеспечивает полноту и целостность рассмотрения исторических процессов и явлений на уроках.

на предыдущую страницу