2.2 Содержание модуля

Составив тематическое планирование, необходимо приступить к формированию содержания модулей. В этом важно опираться на поставленные цели и результаты диагностики учащихся. Следовательно, нужно определить рамки содержания обучения (создать блок информации и поставить развивающие и воспитательные цели), сформировать алгоритмические предписания в соответствии с прогнозируемым уровнем усвоения и, учитывая последний фактор, создать систему контроля. Кроме этого, необходимо определить тип модуля.

Работа начинается с постановки цели. Если это первый урок раздела, то цель ставит сам учитель. В дальнейшем постановка ИДЦ идет с опорой на КДЦ, которая учащимся уже известна. Они постоянно возвращаются к её формулировке для определения цели учебного элемента. Постановка цели может строиться и на анализе изученного материала, сделанных выводов. Например,

I.1.3.4 Анализ.

У.: Вспомните, какую цель мы поставили в начале изучения темы урока? Можем ли мы утверждать, что достигли её? Почему? Что помогло или помешало нам это сделать?

Личная рефлексия, рефлексия экспертов, рефлексия учителя. Письменный анализ работы над темой. Оценки.

I.1.3.5 Постановка целей к следующему модулю.

Мы знаем, как и почему возникло Франкское государство. Его характер в учебнике определен как раннефеодальный. Какие вопросы возникают в связи с этим?

Качество и объем блока информации зависят от образовательных целей и наличия необходимых источников на уроке. Блоком информации может служить и школьный учебник, и хрестоматии, и научно-популярная литература, и учебный фильм или аудиозапись, а также лекция учителя и подготовленные самими учениками творческие сообщения, доклады, выступления. Главное, чтобы информация была доступна ученикам.

Важным элементом модуля (учебного элемента) является алгоритмическое предписание по достижению дидактической цели. Строится оно в виде дифференцированных вопросов или заданий. Уровень дифференциации зависит от развивающих целей модуля, результатов диагностики и планируемого уровня усвоения. Сами вопросы и задания могут служить алгоритмическим предписанием, но возможно и параллельная подсказка в виде плана работы или дополнительных, наводящих вопросов. Если урок проводится в старшем классе, где уровень владения учебными умениями и навыками уже достаточно высок, то достаточно вопросов и заданий к блоку информации. Например:

I.1.4. Двоевластие.

Дидактическая цель. Учащиеся должны знать: причины и суть двоевластия.

Учащиеся должны уметь: определять альтернативы развития России после февраля 1917 года; сравнивать позиции различных политических сил.

Высказывать свою точку зрения на политические процессы весны 1917 г.

Источники (блок информации):

Жарова Л.Н. Мишина И.А. История Отечества, 1900 - 1940,- М.,1992, с. 130-133.

Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, XX век. - М., 1995, с. 86-88.

Клокова Г. Розенталь И. Россия. 1917 год. Учебное пособие. - М., 1992, документы № 17, 19, 24.

Работа проходит в учебной группе, в результате обсуждения дается общий для группы устный ответ.

Задания.

1. Определите причины двоевластия. Сравните состав Временного правительства и Петроградского Совета. Кого и почему называли “властью без силы”, а кого “силой без власти”.
2. Сравните взгляды Временного правительства и Петроградского Совета на существенные вопросы российской действительности на основе их деклараций (документ № 24) и текстов учебников. Какие вопросы Временное правительство отказывалось решать и почему? Почему его поддержал Совет?
3. Проанализируйте содержание Приказа № 1 (документ № 17, 19) и дайте ему оценку.

Если это средняя школа, то желательно наличие дополнительных алгоритмических предписаний. Они не только помогут достичь поставленной конкретной цели, но и в целом будут прививать навыки учебной работы. Например:

I.2.6. Власть феодала над зависимыми крестьянами

Цель. Учащиеся должны знать, в чем выражалась власть феодала над зависимыми крестьянами. Уметь давать нравственную оценку историческим явлениям.

Задание.

Вопросы

Управление обучением

  1. В чем состояла власть феодала над крестьянами? Подумайте, как феодал её получил.

  2. Чем власть феодала отличалась от власти рабовладельца над рабом?

  3. Справедлива ли была власть феодала? В чем положительное и отрицательное в ней? Почему крестьяне боролись против феодалов?

Используйте п.3 *5

Выделите особенные права феодала над крепостным крестьянином. Сравните с властью над зависимым крестьянином.

В данном случае в качестве управления обучением выступают указания на блок информации и порядок работы. Но могут быть указаны и различные памятки, которые часто используются учителями истории на обычных уроках.

Дифференциация при модульном построении уроков может осуществляться и путем предоставления права ученикам самим выбирать уровень сложности вопроса или задания. Особенно это необходимо в классах с разным уровнем подготовленности и прогнозируемым уровнем усвоения. Однако, выбирая вопрос более простой, ученик все равно должен достичь поставленной цели. Поэтому сами формулировки вопроса должны подводить ученика к этому. Например,

Цель.

Ученик должен применять понятия: государство, классы. Ученик должен понимать причины и процесс образования государства, его задачи.

Уметь: анализировать и систематизировать факты;

Задания.

Вопросы

Управление обучением

1уровень. Определи события и явления, которые свидетельствовали об образовании у франков государства. Отдельно выпиши те, которые относились к причинам и те, которые относятся к последствиям.

2 уровень. Проанализируй деятельность Хлодвига. Дай оценку его действиям с точки зрения необходимости укрепления государства. Были ли личные качества Хлодвига причинами образования Франкского государства?

3 уровень. На основе анализа процесса образования Франкского государства выдели общие закономерности возникновения государств. Определи, какие будут общими (т.е. соблюдающимися всегда), а какие специальными (особенными). Свою точку зрения докажи.

Используй учебник **2,4

Задание можно выполнить в тетради в форме таблицы

Используй *2 и вопросы к характеристике Карла Великого с.25 в.3. Документ с.15

 

 

Используй понятия государство, классы, а также *1,2,4.

 

 

Порядок работы над вопросами предполагает сначала самостоятельную работу учеников индивидуально, в учебных парах или группах, затем устное обсуждение, в результате которого – либо коррекция и доработка, либо переход к выполнению контрольных заданий. Таким образом, формируются способы умственных действий. Сначала ученик познакомился с моделью, алгоритмическим предписанием будущего действия (дифференцированные вопросы и задания), затем выполняет его, работая с материальным объектом (блоком информации), затем проговаривает свое действие и его результат устно (обобщает, сокращает учебную информацию), затем, выполняя контрольное задание, наступает этап внутренней речи, когда отработанное действие проговаривается про себя, а значит автоматизируется.(30)

на предыдущую страницу