2.3 Диагностика, контроль и оценка при модульной технологии

Важным элементом модуля являются контрольные задания. Они так же носят дифференцированный характер и призваны играть роль способа диагностики достижения цели и уровня усвоения.

При формировании системы контроля и диагностики обязательно учитывается формируемый уровень усвоения (или уровень учебной деятельности). Для этого необходимо знать уровень обучаемости учащихся, а это, несомненно, приведен к высокому уровню дифференциации при проведении контроля. Пример определения уровня обучаемости и обученности приведен в Приложениях.

Содержание и форма контрольного задания зависит от дидактических целей и типа модуля. При познавательном типе модуля доминирует образовательная цель работы, поэтому и содержание контрольных вопросов должно быть нацелено на диагностику усвоения конкретных знаний. Например,

Цель. Учащиеся должны знать и применять понятия “колония”, “метрополия”.

 

Контрольное задание.

1. колония.
2. метрополия.

  1. Если страна зависит от какого - либо другого государства, не может самостоятельно решать свои внутренние и внешние дела, то это...
  2. Если государство использует чужую территорию и населения для своего обогащения, то это...
  3. Если от государства зависят экономически и политически другие государства, то это...
  4. Если богатства страны использует другое государство, то эта страна....
  5. Если страна не имеет собственных законов, собственной системы управления, то это...

Если же модуль чисто операционный, то контрольное задание должно быть рассчитано на проверку навыков, отработке которых он был посвящен. В данном случае составить задание гораздо сложнее, как и определить степень его выполнения. Объясняется это высокой долей субъективизма при проверке данных заданий. Пример:

Цель. Учащиеся должны уметь сравнивать исторические факты и явления.

Контрольное задание.

Сравните греческую колонну с колонной в египетском храме. Чем, на Ваш взгляд, вызваны эти отличия?

При смешанном типе модуля применяются и тот, и другой вид контрольных заданий.

Контроль помогает установить диагностичность поставленной цели. Поэтому контрольные задания должны быть составлены объективно, чтобы в любое время можно было воспроизвести результат. Таким инструментом могут быть тесты. Требования к тестам обычно такие:

  1. Они должны соответствовать содержанию обучения, отображенного в логической структуре модуля и учебного элемента.
  2. Они должны быть простыми, что означает, что в одном тесте представлена одна задача данного уровня.
  3. Он должен быть определенным, что означает необходимость ясного и недвусмысленного формулирования задания.
  4. Он должен иметь однозначный ответ (эталон).

Для каждого планируемого уровня усвоения – свои тесты для контроля. Для I уровня – тесты на различение, опознание и классификацию. Для II уровня – на подстановку, конструирование и тест “типовая” задача.(31) Для следующих уровней задания более обобщенные.

Тест считается успешно выполненным, а уровень усвоения достигнутым, если учащиеся справились с 70% заданий. Рассчитывается это по формуле:

К =d/p

где К – коэффициент усвоения;

d – количество правильно выполненных операций;

p – число операций, ведущих к решению теста.

Если К больше или равно 0,7, то процесс обучения можно считать завершенным.

Однако использование тестов как способа контроля ставит некоторые проблемы. Во-первых, тест возможен только при образовательном типе модуля. Во-вторых, возникает проблема объективности оценки. Как уже говорилось выше, контрольные вопросы тоже должны быть дифференцированными. На каждый уровень усвоения следуют свои тесты, и ребенок должен иметь право самому определить свой уровень. Можно ли одинаково оценить ребенка, добровольно выбравшего более низкий уровень, с тем, кто трудился над более трудной задачей? При условии успешного выполнения тем и другим всего задания, ставя первому более низкую оценку, учитель заставляет его завышать свой уровень, давать необъективную самооценку. А это чревато снижением качества знания. Но с другой стороны, ставя обоих в равные условия, нарушается мотивация выполнения задания: нет смысла выполнять более сложное, если можно сделать более простое. Исходя из всего сказанного, следует указать на необходимость совершенствования системы оценки тестов. В настоящее время при работе по модульной технологии в 7 классе, где чаще всего применяются тесты в качестве контрольного задания, а также в 10 классе на входном контроле, автор придерживается следующей системы:

Уровень усвоения

I

II

III

Коэффициент усвоения

Менее 0,7

0,7 – 0,8

0,8 – 0,9

0,9 – 1,0

Менее 0,7

0,7 – 0,8

0,8 – 0,9

0,9 – 1,0

Менее 0,7

0,7 – 0,8

0,8 – 0,9

0,9 – 1,0

Норма оценки

2

3

3

4

2

3

4

5

2

4

5

5

 

Если контрольные задания не могут быть сформированы в виде тестов, то дифференциация по уровням усвоения все равно сохраняется. При постановке вопроса сразу указывается, сколько баллов получит ученик, правильно ответивший на него.

Оценка помогает обеспечить заинтересованность ученика в своей работе. Для этого может быть создана так называемая балльная система. Ученикам предлагается для получения той или иной оценки набрать определенное количество баллов. Это количество есть результат суммы баллов, полученных учеником за выполнение входного контроля, текущих и итоговых контрольных заданий, а также за устную работу. Отсутствие неудовлетворительных оценок по отдельным показателям позволяет получить положительную итоговую оценку. Контролем над системой баллов, а также наглядность осуществляют сами ученики, работая с оценочными листами (см. Приложения).

Такая система оценки при модульной технологии очень близка рейтинговой системе контроля и оценки. Целью её создание было сохранить инициативу учащегося в учении, способствовать его самостоятельности и приданию учебе духа состязательности. Главной её особенностью является передача “нитей” контроля из рук учителя в руки учащегося. В начале работы по такой системе контроля субъективизм учащихся проявляется в завышении себе оценки. Но в дальнейшем происходит переход к объективной оценке своего уровня усвоения. Проявляется это в приближении оценки, данной учителем, экспертами, к самооценке ученика. Это наглядно представлено в оценочных листах (см. Приложения)

на предыдущую страницу