Заключение

Модульная технология, как и другие дидактические системы, имеет свои положительные и отрицательные черты. При определенных условиях реализация данной технологии дает самые эффективные результаты, в других условиях она может быть малоэффективной и её целесообразно заменить другой технологией.

Условиями для обеспечения эффективности модульной технологии, на взгляд автора, могут быть:

Соответствие уровня обучаемости данного коллектива учеников содержанию и структуре модульной программы. Преобладание самостоятельной работы рассчитано на учеников, которые в состоянии поддерживать определенный темп в работе, уметь самостоятельно организовать свою работу в группе и паре.

Соответствие возрастных особенностей психического развития применяемой технологии. Для учеников 5 и 6 классов возможно использование лишь элементов модульной технологии, так как у них навыки учебной работы лишь начинают формироваться.

Возможность применения модульной технологии к данному содержанию образования.

Владение учителем модульной технологией, его высокая мотивация в отработке данной системы обучения.

К преимуществам данной технологии, в частности Чошанов М.(32), относит:

Направленность на формирование мобильности знаний, гибкость метода и критичность мышления обучаемых;

Вариативность структуры модуля;

Дифференциация содержания учебного материала;

Обеспечение индивидуализации учебной деятельности;

Разнообразие форм и методов обучения;

Сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;

Эффективная система рейтингового контроля и оценки усвоения знаний учащихся.

К указанным положительным чертам можно добавить: обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке; первоочередное формирование навыков самообразования.

Среди недостатков можно выделить:

“фрагментарность” обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до “самообучения”, что можно расценивать как “предоставленность учащихся самим себе” и отсутствие полноценного процесса обучения;

игнорирование целостности и логики учебного предмета (скорее, привычной логики, т.к. “нелогичное” обучение или учение не имеет результата);

сужение подготовки учащихся; формирование лишь частных, конкретных умений в ущерб обобщенным;

трудоемкость изготовления проблемных модулей.

Однако все указанные недостатки вполне преодолимы при соблюдении вышеуказанных условий эффективности модульной технологии. Это доказывают некоторые (промежуточные, т.к. работа по освоению технологии продолжается) результаты.

Исследование эффективности модульной технологии автор проводила, сравнивая результаты обучения 7-а класса, работающего по данной системе обучения, и 7-б класса, обучающегося по традиционной системе. Опираясь на данные исследования уровня обучаемости истории, необходимо отметить более высокие способности учиться у 7-б класса (Приложение 6). Этот класс был специально сформирован как спец.класс с углубленным изучением английского языка, и, следовательно, дети здесь имеют большие способности к гуманитарным наукам. 7-а класс – класс развивающего обучения (система Эльконина-Давыдова), имеющего явный уклон в сторону естественно-математических наук. Результаты сравнительных исследований таковы:

оба класса находятся на одном уровне в плане сформированности общеучебных умений и навыков (Приложение 7);

результаты контрольных работ показывают равный и даже чуть больший уровень обученности учеников 7-а класса (Приложение 8), причем в течение работы по модульной технологии наблюдается рост успеваемости в течение работы над темой, а также от темы к теме;

при модульной технологии выше уровень сохранения знаний (Приложение 9), т.к. при повторном проведении контрольной работы по ранее изученной теме ученики 7-а класса показали примерно тот же уровень успеваемости;

по результатам наблюдения активность учеников на уроке примерно равная у обоих классов, но способность высказывать свою точку зрения, умение поставить цель и проанализировать уровень её достижения развиты более у 7-а класса.

Таким образом, можно утверждать, что модульная технология обучения истории достаточно эффективна.      По сравнению с традиционной технологией обучения проблемно-модульная технология гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности.

 Работая в режиме саморазвивающейся системы, модульная технология способствует росту профессионального уровня преподавателя. Этот факт также можно отнести к категории основополагающих и дающих основание подчеркнуть, что модульная технология обучения - это не только гарантия нового качества образования, это прежде всего гарантия его непрерывного повышения.

на предыдущую страницу