логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о Центре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Центр
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Информационно-методический центр
Из собрания редкого фонда ИРО

Автор Антонова О.Ю.,
библиограф ОНПБ ИРО

В марте 2009 года исполнилось 130 лет со дня выхода уникального многотомного издания «Живописная Россия». До сегодняшнего дня нет более полного и объемного труда, посвященного описанию России. Несмотря на то, что многие сведения, изложенные в «Живописной России», устарели, а облик городов сильно изменился, эти книги и сегодня содержат в себе массу интересного и актуального материала.

Многотомное издание "Живописная Россия"

Основная цель «Живописной России» заключалась в том, чтобы живым словом и рисунком в одном огромном целом дать яркое изображение разнообразнейших картин природы нашего необъятного Отечества, а равно и типов, населяющих его разноплеменных народностей; описать их нравы, одежды, жилища, очертить их быт, промышленность, торговлю и вообще все экономическое положение, познакомить с их верованиями, преданиями, былинами, песнями и другими произведениями духовной жизни.

Для того чтобы изучить и описать такую обширную и разнообразную по своему составу страну, как Россия, описать ее всесторонне – для этого не хватило бы сил одного или даже нескольких самых опытных писателей. Вот почему к совместному участию в задуманном издании «Живописной России» пришлось привлечь целые десятки знатоков отдельных местностей, все лучшие литературные, ученые и художественные силы, пришлось отыскивать знатоков той или иной местности, той или иной стороны народной русской жизни, возбудить в них желание внести свою лепту в громадное дело, указать им на то, что от них требуется и затем уже дать им самый широкий простор в работе, доверяясь их знанию и опытности. Мало того – для изучения некоторых местностей России приходилось даже отправлять на место людей, которые всесторонне и беспристрастно изучали местные условия и проверяли на месте повсюду разбросанных и подчас сомнительных сведения. 

Но и этого было не достаточно. Пришлось еще пересмотреть все иллюстрированные издания, все исторические, статистические, экономические и этнографические статьи, путешествия русских людей и иностранцев, собрать со всех концов России фотографические и акварельные альбомы и коллекции, находившиеся в правительственных учреждениях и во владении частных лиц.

Для выполнения этих первых, предварительных работ был приглашен издателем известный публицист, сотрудник «Голоса» и составитель «Истории всемирной литературы», В.Р. Зотов, который и составил по личным указаниям М.О. Вольфа, первый план издания. Эти предварительные работы заняли около двух лет, причем на помощь В.Р. Зотову было выделено несколько молодых сотрудников.

Книгоиздатель
Маврикий Осипович Вольф

Петр Петрович Семенов (Семенов-Тяньшанский)

Когда значительная часть всего литературного материала для «Живописной России» была уже собрана, а для художественного материала потребовалось отдельное помещение – предстояло еще сделать строгий выбор из всего этого материала, соответствующий достоинству самого труда, а затем привести все части его в некоторое равновесие, поставив их в тесную связь друг с другом. «Живописной России» был нужен редактор, которому такая сложная работа была бы по силам. Эту тяжелую работу принял на себя сенатор П.П. Семенов, вице-председатель Императорского Русского Географического Общества, директор статистического департамента Министерства внутренних дел, впоследствии член Государственного совета, известный своими трудами. Можно смело сказать, что в то время никто в России не мог бы лучше его оказать содействие в осуществлении идеи «Живописной России» и ее воплощению в виде обширного, правильно сгруппированного труда.

Приступая к составлению программы издания, редактор вполне согласился с издателем, что не следует допускать в «Живописной России» никаких перепечаток или статей беллетристического содержания, и что нужно вносить в состав только то, что имеет значение серьезного, самостоятельного вклада в ту сокровищницу сведений о России, издание которой имелось ввиду с самого возникновения мысли о «Живописной России».

Все это требовало, в свою очередь, долгих и сложных переговоров со знатоками дела и предварительных работ небывалых размеров, вызывая материальные затраты, которые не всегда под силу даже самым крупным из иностранных издателей.

После просмотра всего собранного «сырого» материала П.П. Семеновым была составлена подробнейшая программа издания, исключительно для сотрудников. Но, хотя в этой программе (отпечатанной отдельной брошюрой и разосланной всем русским писателям и ученым, занимающихся изучением России) предусмотрено было все, даже приблизительный размер каждой статьи, наименованы рисунки и прочее, издатель в своем обращении к сотрудникам ясно заявил, что программа не должна стеснять авторов, знающих избранный ими для очерка предмет; она должна представить лишь канву и важна для общих соображений будущих сотрудников.

Как раз к празднованию двадцатипятилетнего юбилея издательской деятельности М.О. Вольфа 1 октября 1878 года (ст. стиль) было выпущено первое иллюстрированное объявление о «Живописной России», украшенное оригинальными рисунками Н.Н. Каразина, И.С. Попова, Г.Седова и др. В этом объявлении после объяснения цели издания следовали следующие характерные слова: «С пером и карандашом в руке мы посетим города и села, дворцы столицы и беднейшие хижины забытых поселков, заглянем в бревенчатый, смолистый сруб избы великоросса, в белую хату украинца, в кошемную кибитку кочевника, в чум из тюленьих шкур бродячего северного инородца, поклонимся храмам и монастырям, остановимся перед памятниками седой древности, вспоминая о событиях давно минувших. Перенесемся с читателем глухие леса, перевалим за высокие горные кряжи, дохнем привольным, ароматным воздухом широких степей, влажным туманом рек и озер. И зиму, и лето, и осень, и весну встретим и проведем на русских дорогах и занесем на страницы нашего издания все, что увидим и услышим, – занесем, не мудрствуя лукаво, но руководимые одной только правдой, все то, что дорого и свято каждого русского или, вернее, каждого обитателя нашего разноплеменного отечества».

В заключении указывалось, что это издание, «предпринимаемое М.О. Вольфом в начале второго двадцатипятилетия его издательской деятельности, по своему внутреннему характеру представляет все данные, способные вызвать к нему самое горячее сочувствие публики: предмет – дорогой для каждого русского, любящего и желающего основательно изучить свое отечество; литературная и ученая обработка его – первоклассными и любимейшими нашими писателями; редакция его – одним из известнейших специалистов-ученых; рисунки – лучших художников». Издатель от себя прибавил, что «…только сильная поддержка со стороны публики может вознаградить те громадные затраты, которые уже сделаны или имеют быть произведены для этого издания, и тем дозволит издателю и на будущее время быть верным своей задаче – обогащать русскую литературу большими, много труда и издержек требующими изданиями».

К участию в этом издании были приглашены лучшие научные и литературные силы. В составлении «Живописной России» принимали участие в качестве авторов отдельных оригинальных, специально написанных для этого издания, очерков следующие писатели и ученые: Абрамов Я.В., Аверкиев Д., Адрианов А., Александрович М., Аленицын В.Д., Барановский С.И., Берте А.П., Боборыкин П.Д., Богров Г., Борисов В.М., Буссе Ф., Белозерская Н., Бесин Л.П., Вайберфельд А., Гацисский А.С., Гокудовский Д., Дорошкевич Р.С., Дрицов А., Забелин И.Е., Засодимский П.В., Знаменский П.Ф., Зотов В.Р., Иловайский Д.И., Исаев А.А., Каразин Н.Н., Карнович Е.П., Киркор А.К., Кирпичников А.И., Ключников В.П., Костомаров Н.И., Костров Н., Котельников В., Кропоткин А.А., Кочетов Ф.И., Кудрин П., Кулиш П.А., Лакс, Латкин Н.В., Мережковский К.С., Максимов С.В., Малахов М.В., Марков Е.М., Майнов В.Н., Миллер Ф.Ф., Митте М.Ф., Михневич В.О., Мордовцев Д.Л., Мушкетов И.В., Немирович-Данченко И.В., Новомарьинский Г., Обреимов В.И., Ольхин П.М., Охочинский П.В., Павлов А.А., Павлов Б.П., Песковский М.Л., Познанский И.С., Полевой П.Н., Полторацкая Л.К., Поляков И.С., Потанин Г.Н., Радде Г.И., Радлов В.В., Самоквасов Д.Я., Свободин С.Ф., Семенов П.П., Скальковский К.А., Старицкий К., Стахеев Д.И., Таранов Н., Усов П.С., Хорошкин М.П., Чернов Е., Чуйко В.В., Шубинский С.Н., Ядринцев Н.М.

Титульный лист издания

Первоначально предполагалось издать «Живописную Россию» всего в 4-х книгах, но при обзоре собранного материала и после первых переговоров с сотрудниками, приглашенными к участию в издании, редакция и издатель убедились в том, что для того, чтобы вместить описание необъятного пространства России в четырех книгах, пришлось бы многое исключить, многое сократить. Ввиду этого решено было изменить и расширить первоначально предполагавшиеся размеры, и вместо четырех книг, не щадя ни затрат, ни труда, издать «Живописную Россию» в 12-ти книгах, заключающих в себе каждая от 20-ти до 60-ти печатных листов текста, не считая отдельных картин, причем каждая книга должна была заключать в себе систематическое описание одного из больших районов России. Но и 12-ти книг оказалось мало, и их число было увеличено до 19-ти.

Согласно программе, содержание «Живописной России» намечено было следующее: I «Крайний Север и Озерная область в Петербургом», II «Финляндия и Прибалтийский край», III «Литовские и Белорусские губернии», IV «Царство Польское», V «Малороссия по правую и левую сторону Днепра и Новороссия», VI «Москва и губернии Московской или Верхневолжской промышленной области», VII «Внутренняя не степная область и юго-восточная Донско-Каспийская степная область», VIII «Нижне-Волжская и Уральская область», XI «Кавказ», X «Туркестан и Киргизские степи», XI «Западная Сибирь», XII «Восточная Сибирь, Амурский и Приморский край».

Рисунок на контртитуле с монаршей символикой и гербами различных губерний

Однако в порядке выхода книг, посвященных описанию отдельных областей, не пришлось строго держаться вышеуказанной программы. Обширная территория Российской империи подразделялась на части, довольно резко отличающиеся друг от друга: на центральную часть и окраины. Принимая во внимание то, что окраины подвержены были наиболее быстрым изменениям, да и к тому же менее известны русскому обществу, редакция решила в порядке выпуска книг отдать предпочтение окраинам перед центральной частью империи, не изменяя порядка нумерации всех книг, основанного на географическом и политическом подразделении России. Изменить порядок выхода отдельных книг «Живописной России» было тем легче, что каждая книга представляла собой совершенно самостоятельное и законченное целое.

Первые отпечатанные книги «Живописной России», а именно: весь Север, Литва, Белоруссия, Царство Польское, Кавказ и Западная Сибирь, вышли под непосредственным руководством П.П. Семенова, причем в некоторых из этих книг им же были написаны специальные статистические и географические обзоры данной области. Заведование редакцией было сосредоточено в руках М.О. Вольфа, при редакционном участии сначала В.Н. Майнова, затем П.Н. Полевого. Описание же Москвы и Московской области, Кавказа, Восточной Сибири, Туркестана, Малороссии и Новороссии вышли при участии в редакционных трудах М.Л. Песковского. После смерти М.О. Вольфа, в 1883 году, главное руководство изданием перешло к А.М. Вольфу, а с 1898 года – к Л.М. Вольфу. Обязанности секретаря по изданию «Живописной России» с самого ее основания и до окончания исполнял С.Ф. Либрович.

Разворот страниц одного из томов

В марте 1879 года появились первые два выпуска «Живописной России» в формате и объеме значительно большем, чем предполагалось ранее. Выпуски эти посвящены были описанию крайнего Севера. В них были помещены очерки С.В. Максимова, В.И. Немировича-Данченко, Д.И. Мережковского и В.Н. Майнова.

Само собой понятно, что подобное грандиозное предприятие, как «Живописная Россия», не могло обойтись без промахов и недостатков. И те и другие есть в «Живописной России», несмотря на массу стараний и усилий редакции и издателей. Что касается художественной части издания, то не следует забывать, что значительная часть иллюстраций была составлена для издания, способ их воспроизведения далеко еще не достиг совершенства. В последних, вновь напечатанных томах, большинство уже заготовленных иллюстраций было заменено новыми, непосредственно снятыми с фотографий. Желание пополнить число иллюстраций новейшими вызвало с одной стороны еще большее увеличение объема, с другой – замедление выхода некоторых книг.

Можно смело сказать, что не было ни одного более или менее крупного ученого того времени, занимавшегося изучением России, который бы не сделал своего вклада в «Живописную Россию». И эти вклады тем ценнее, что они состоят из специально для издания написанных статей, нигде раньше не опубликованных. Многие из помещенных в «Живописной России» очерков были оценены за границей и появились в немецком и французском переводах.

Разворот страниц одного из томов

В ночь на 16 мая 1900 года (ст. стиль) во время пожара на книжных складах тов. М.О. Вольф сгорел почти весь запас уже готовых томов и листов. Печатание вновь сгоревших томов оказалось невозможным, как в силу дороговизны издания, так и в силу условий с большинством сотрудников, предоставлявших свой труд только для одного издания. Таким образом, «Живописная Россия» – этот капитальнейший труд, плод усилий и деятельности многих работников мысли на протяжении трех десятков лет – стал библиографической редкостью.

«Живописная Россия» опередила свое время по содержанию и размаху издания. Российское общество не готово было принять такое издание в полном объеме по вполне понятным причинам: не было в то время такого количества людей, которые могли купить его, и поэтому оно не имело коммерческого успеха. Проект был грандиозен, но результат оказался не тот, который ожидали издатели.

«Живописная Россия» по своему типу издание научно-популярное, по своему объему и художественно-полиграфическому исполнению оно для своего времени не типично: подарочное дорогое многотомное издание, отпечатанное большим тиражом. Такой тираж в конце XIX века был характерен для массовых дешевых изданий.

Некоторые из страниц, посвященных Ярославлю (т. 6 ч. 2)

Содержание томов издания (тома, помеченные * , в библиотеке ИРО отсутствуют)

ЖИВОПИСНАЯ РОССИЯ. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. Под общ. ред. П.П.Семенова. Т.1–12. СПб. – М., М.О.
Вольф. 1881 — 1901.

Т. 1. Ч. 1.* Северная Россия. Север и северо-восток Европейской России. Озерная или древне-Новгородская область. 1881.
Т. 1. Ч. 2.* Северная Россия. Озерная и древне-Новгородская область (Продолжение). 1881.
Т. 2. Ч. 1. Северо-западные окраины России. Великое княжество Финляндское. 1882.
Т. 2. Ч. 2.* Северо-западные окраины России. Прибалтийский край. 1883.
Т. 3. Ч. 1.* Литовское полесье. Ч. 2. Белорусское полесье. 1882.
Т. 4. Ч. 1. Царство Польское: Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Блоцкая, Радомская, Сувалкская и Седлецкая губернии. 1896.
Т. 4. То же. Ч. 2. 1896.
Т. 5. Малороссия. Подолия и Волынь, Полтавская, Черниговская, Волынская, Подольская, Харьковская и Киевская губернии. Ч. 1. 1897.
Т. 5. Малороссия и Новороссия. Ч. II. Бессарабская, Херсонская, Екатеринославская и Таврическая губернии. 1898.
Т. 6. Москва и Московская промышленная область. Ч. 1. Москва. 1898.
Т. 6. То же. Ч. 2. Московская промышленная область. 1899.
Т. 7. Ч. 1. Центральная черноземная и Донско-Каспийская области. Центральная черноземная область. 1900.
Т. 7. То же. Ч. 2. Донско-Каспийская степная область. 1899.
Т. 8. Ч. 1. Среднее Поволжье и Приуральский край. Среднее Поволжье. 1901.
Т. 8. То же. Ч. 2. Приуральский край. 1901.
Т. 9. Кавказ. 1883.
Т. 10. Русская Средняя Азия. 1885.
Т. 11.* Западная Сибирь. 1884.
Т. 12. Ч. 1. Восточные окраины России. Восточная Сибирь. 1895.
Т. 12. Ч. 2. Восточные окраины России. Приморская и Амурская области. 1895.
(Т. 2 выпущен частично в одном переплете и часть тиража в двух переплетах. В зависимости от этого, издание бывает в 19 или 20 книгах).