Информационно-методический центр
Из фонда редкой книги ИРО
Вопреки распространенному мнению о том, что
образование в дореволюционной России было доступно немногим, в
начале ХХ века речь шла, скорее, о создании полноценной сети школ,
обеспечивающей получение всеми детьми, независимо от их социального
положения, полноценного начального образования. Именно этой теме
посвящена книга «Нормальная сеть училищ по Ярославской губернии.
Приложение к докладу Школьной Комиссии Губернскому Земскому Собранию
очередной сессии 1902 г.», изданная в Ярославле в Типолитографии
Губернской Земской Управы в 1902 году.
«Нормальная сеть училищ по Ярославской губернии».
Обложка и титульный лист.
Книга, по сути, представляет собой статистическое исследование, главная задача которого – определить степень обеспеченности сельских районов начальными учебными заведениями. Поэтому издание содержит большое количество таблично-цифрового материала, карты и схемы. Городские школы в исследовании затрагивались лишь в той степени, в какой ими пользовалось сельское население пригородов.
Построение издания подчинено жесткой логике: сначала устанавливалось среднее количество детей в расчете на 100 дворов и зависимость посещаемости имеющихся учебных заведений от расстояния, а также количество и тип учебных заведений (министерские, земские и церковно-приходские), их вместимость и количество учителей.
Одна из таблиц, характеризующих количество учащихся на 100 дворов
Затем высчитывалось оптимальное расстояние до
населенных пунктов, в пределах которого должно было
находиться хотя бы одно учебное заведение. Расчеты показали,
что оно в идеале не должно превышать 2 ½ версты (лишь в
крайних случаях допускалось 3 – 3 ½ версты). Затем,
пользуясь имеющимися картами, определялся район, жители
которого относились к данной школе (в терминологии данного
издания – училищу). Таким путем выяснялось, в каких
местностях необходимо создавать новые училища, а в каких их
даже избыток (так, в одном населенном пункте могли
соседствовать, например, земская и церковно-приходская
школы, что, естественно, снижало количество обучающихся в
обеих). Все данные, полученные в результате такого
серьезного изучения вопроса, заносились в таблицы. Для
каждого имеющегося либо проектируемого школьного района
составлялась «районная карточка».
Из таких «районных карточек» складывается целостная
картина по всем уездам и входящим в них волостям. |
|
Районная карточка |
Характеристика нескольких волостей Ярославского уезда
|
Отдельно вынесены сведения по
деревням, которые оказались вообще вне школьных
районов – по причине отдаленности от любого из них,
превышающей 3 – 3 ½ версты. |
Список населенных пунктов, не
вошедших ни в один школьный район |
Сведения об имеющихся и проектируемых учебных заведениях были перенесены на карты. Они сделаны отдельно по каждому уезду и сопровождаются списком учебных заведений с соответствующими пометками для уже существующих: «мин.» – находящиеся в ведении Министерства Народного Просвещения, «зем.» – земские, «ц.-пр.» – церковно-приходские. Проектируемые училища вынесены в отдельный список.
Примеры карт по двум уездам
Результаты работы Школьной Комиссии сведены в общую таблицу по уездам и диаграмму, предельно ясно показывающую в процентном соотношении степень обеспеченности учебными заведениями по уездам, а также сколько из этих училищ требуют расширения и сколько ещё необходимо построить.
Диаграмма, показывающая степень общедоступности элементарного образования в каждом из уездов Ярославской губернии.
Любому взявшему в руки эту книгу, вероятно, сразу станет ясно, какую огромную работу необходимо было проделать, чтобы найти и обобщить все эти сведения, чтобы на основании их спроектировать школьную сеть, делающую начальное образование общедоступным.
|