логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о Центре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Центр
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Информационно-методический центр
Из фонда редкой книги ИРО

Вопреки распространенному мнению о том, что образование в дореволюционной России было доступно немногим, в начале ХХ века речь шла, скорее, о создании полноценной сети школ, обеспечивающей получение всеми детьми, независимо от их социального положения, полноценного начального образования. Именно этой теме посвящена книга «Нормальная сеть училищ по Ярославской губернии. Приложение к докладу Школьной Комиссии Губернскому Земскому Собранию очередной сессии 1902 г.», изданная в Ярославле в Типолитографии Губернской Земской Управы в 1902 году.

 «Нормальная сеть училищ по Ярославской губернии».
Обложка и титульный лист.

Книга, по сути, представляет собой статистическое исследование, главная задача которого – определить степень обеспеченности сельских районов начальными учебными заведениями. Поэтому издание содержит большое количество таблично-цифрового материала, карты и схемы. Городские школы в исследовании затрагивались лишь в той степени, в какой ими пользовалось сельское население пригородов.

Построение издания подчинено жесткой логике: сначала устанавливалось среднее количество детей в расчете на 100 дворов и зависимость посещаемости имеющихся учебных заведений от расстояния, а также количество и тип учебных заведений (министерские, земские и церковно-приходские), их вместимость и количество учителей.

Одна из таблиц, характеризующих количество учащихся на 100 дворов

 Затем высчитывалось оптимальное расстояние до населенных пунктов, в пределах которого должно было находиться хотя бы одно учебное заведение. Расчеты показали, что оно в идеале не должно превышать 2 ½ версты (лишь в крайних случаях допускалось 3 – 3 ½ версты). Затем, пользуясь имеющимися картами, определялся район, жители которого относились к данной школе (в терминологии данного издания – училищу). Таким путем выяснялось, в каких местностях необходимо создавать новые училища, а в каких их даже избыток (так, в одном населенном пункте могли соседствовать, например, земская и церковно-приходская школы, что, естественно, снижало количество обучающихся в обеих). Все данные, полученные в результате такого серьезного изучения вопроса, заносились в таблицы. Для каждого имеющегося либо проектируемого школьного района составлялась «районная карточка».

Из таких «районных карточек» складывается целостная картина по всем уездам и входящим в них волостям.

Районная карточка

  

Характеристика нескольких волостей Ярославского уезда

Отдельно вынесены сведения по деревням, которые оказались вообще вне школьных районов – по причине отдаленности от любого из них, превышающей 3 – 3 ½ версты.

Список населенных пунктов, не вошедших ни в один школьный район

Сведения об имеющихся и проектируемых учебных заведениях были перенесены на карты. Они сделаны отдельно по каждому уезду и сопровождаются списком учебных заведений с соответствующими пометками для уже существующих: «мин.» – находящиеся в ведении Министерства Народного Просвещения, «зем.» – земские, «ц.-пр.» – церковно-приходские.  Проектируемые училища вынесены в отдельный список.

Примеры карт по двум уездам

Результаты работы Школьной Комиссии сведены в общую таблицу по уездам и диаграмму, предельно ясно показывающую в процентном соотношении степень обеспеченности учебными заведениями по уездам, а также сколько из этих училищ требуют расширения и сколько ещё необходимо построить.

Диаграмма, показывающая степень общедоступности элементарного образования в каждом из уездов Ярославской губернии.

Любому взявшему в руки эту книгу, вероятно, сразу станет ясно, какую огромную работу необходимо было проделать, чтобы найти и обобщить все эти сведения, чтобы на основании их спроектировать школьную сеть, делающую начальное образование общедоступным.