логотип ИРО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
		УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Карта Ярославской области
ГЛАВНАЯ

Нормативные документы

Положение о Центре
Должностные инструкции сотрудников

Портфолио

Центр
Cотрудники

Научно-методические разработки, статьи, издания

Т-факс   8 4852  21-06-83
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, 16
e-mail: rcnit@iro.yar.ru

Информационно-методический центр
Список литературы к обзору «Современный урок»
 (книги – 26 экз., журналы -16 экз.)

Выполнила Старикова И.И.,
библиотекарь ОНПБ ИРО

Книги

1.      Безрукова, В. С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения / В. С. Безрукова. – М.: «Сентябрь», 2004. – 160с.

Книга об уроке написана на стыке старого традиционного знания об этом педагогическом феномене и нового инновационного, добытого новаторами и самим автором в процессе практической работы в школе и специальных теоретических исканий. В книге систематизированы знания об уроке, ставшие отечественной классикой (о формах, видах, типах, структуре), выделены резервы его качества, раскрыты резервы технологии, способы проектирования урока и его экспертиза самим учителем.

Книга рассчитана на работающего учителя, заинтересованного в самообразовании, ее можно использовать в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей школы и системы народного образования.

2.      Безрукова, В. С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок / В. С. Безрукова. – М.: Сентябрь, 2006. – 176с.

Проблема здоровья и обучения сама по себе многогранна. Одна грань – это обучение и его здоровьесберегающий потенциал. Другая грань – это здоровье как фактор успешности учебной деятельности. Они взаимосвязаны. Перед школой, хочет она этого или нет, встает высокая гражданская задача – сделать все от нее зависящее, чтобы исключить себя из числа факторов нездоровья детей, чтобы на закате своей профессиональной деятельности учитель не испытывал мук совести за детские страхи, тревожность, слезы и болезни.

Книга носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. В ее содержание включено описание большого количества методических вопросов.

3.      Игротека педагога / сост. А. Г. Баковец. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128с. – (Деятельность классного руководителя).

Общность интересов педагога и учеников в игре. Игра занимает важное место в педагогической деятельности. Именно в игре,  в учении, в творческой деятельности человека нужны сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать – все это можно воспитать и развить.

Игротека педагога прошла многолетнюю апробацию. Предназначена как педагогам, так и школьникам.

4.      Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224с.

Ознакомившись с материалами данного пособия, учитель получит возможность свободно ориентироваться в существующих психолого-педагогических технологиях обучения, как распространенных в массовой школе, так и внедряемых в учебный процесс адаптивных учебных заведений. Содержание терминов, которые встречаются в данном пособии, раскрывается в приложении.

5.      Левин, Э. А. Методика индивидуально-группового обучения / Э. А. Левин, О. И. Прокофьева. – М.: Сентябрь, 2007. – 112с.

Практика индивидуально-группового обучения рассмотрена в книге под углом зрения решения проблемы самообразования школьников, развития их самостоятельности. Авторы подробно описывают индивидуально-групповую методику (цель, принципы обучения, содержание уроков, контроль и оценку); всесторонне характеризуют роль директора и родителей в самообразовании детей.

6.      Лизинский, В. М. Приемы и формы в учебной деятельности / В. М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160с.

Эта книга посвящена практическим вопросам организации обучения. Это первая попытка в отечественной педагогической литературе собрать разные подходы, формы и приемы с целью активизации познавательной деятельности учащихся, реализации на практике гуманистического подхода в обучении и воспитании. Пособие представляет известный интерес для учителей – предметников, методистов, администрации школ.

7.      Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1985. – 184с.

Урок в советской школе и в условиях научно – технической революции остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Однако изменение целей обучения, совершенствование содержания, методов и средств обучения расширили объем понятия «урок» и несколько изменили его понимание в контексте современной дидактики.

8.      Пидкасистый, П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 212с.

«Наше общество нуждается в развитии просвещения, нам нужен КУЛЬТ ЗНАНИЙ, мы достигли такого уровня, когда невежество становится пороком. И здесь велика роль учителя. Ни в парламенте, ни в одной выборной должности, ни в армии, ни в руководстве заводами, ни тем более в предпринимательской деятельности не должно быть места неучам, лентяям, нечестным людям. Развитие страны немыслимо без прихода образованных, одаренных, культурных, нравственно воспитанных людей!

Вот почему мы должны быть внимательными к учителю, вот почему мы предъявляем к учителю такие высокие требования. Только профессионалы могут поднять нашу страну. Овладеть профессией – долг каждого специалиста. Учитель не исключение!»

9.      Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие / Авторы-сост. А. В. Алексеева, Е. Л. Бокуть, Т. Н. Сиделева и др. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208с.

В учебном пособии предлагается выстроенная система организации содержания психолого-педагогической практики студентов. Пособие содержит примерное планирование данного вида практики, тематику, содержание, методические рекомендации по трем программам воспитательной работы с младшими школьниками. Содержание диагностического материала поможет учителю начальной школы определять основные виды потребностей ребенка, уровень самооценки, тип темперамента, отношение к школе, учебной деятельности и др.

Пособие облегчит подготовку будущих учителей, поможет учителям начальных классов в проведении воспитательной работы.

10.  Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания / А. И. Савенков; художник Л. И. Левина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 208 с. – (Развивающее обучение. Практические задания).

Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах.

Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка к реальным действиям.

Исследовательская деятельность ребенка представлена как особое направление учебной и внеклассной работы, ориентированной на развитии исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Книга адресована студентам педагогических университетов, педагогам начальной школы, школьным психологам, исследователям.

11.  Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1 / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьные технологии, 2006. – 816с.

Книга представляет собой учебно-методическое пособие нового поколения. Данное издание ориентирует читателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого. Представляет и некоторые технологии будущего. Так, в главе «Технология классического и современного урока» рассматриваются: цели и задачи урока; концептуальные подходы (требования) к современному уроку; типология уроков; особенности структуры; временная (вертикальная) структура урока; методы обучения на уроке; психологические аспекты урока; виды анализа урока и т. д.

Книга предназначена для широкого круга работников образования.

12.  Семенцов, В. В. Индивидуализации классно-урочного образования: проблемы и перспективы / В. В. Семенцов. – М.: Сентябрь, 1998. – 128с.

В работе подробно рассматриваются формы и методы работы классного наставника, применяющего три шкалы буквенных оценок для того, чтобы диагностировать, стимулировать, корректировать и направлять личностный рост каждого ребенка.

Главная тема книги – классное наставничество в условиях перехода от преподавания набора предметов к личностно – ориентированному образованию детей в условиях современной школы. Ее цель – помощь педагогу и родителям ребенка в воспитании волевого, доброго разумного человека.

Книга адресована организаторам образования, педагогам начальной и средней школы, а также родителям учащихся.

13.  Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену / Коллектив авторов демонстрационных вариантов Института общего среднего образования Российской Академии образования: Тестологическое обеспечение контрольно-измерительных материалов ИОСО РАО: Ковалева Г. С., Краснянская К. А., Краснокутская Л. П. – М.: Интеллект-Центр, 2001. – 119с.

В сборнике представлены варианты экзаменационных материалов, которые могут быть использованы для подготовки к сдаче ЕГЭ.

Задания по каждому предмету трех типов: задания, для выполнения которых требуется выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов ответа; задания, требующие краткого письменного ответа; задания, предполагающие развернутый письменный ответ.

Материалы сборника помогут учителям, выпускникам и абитуриентам в подготовке к экзаменам.

14.  Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока: Учеб.-метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК  / В. В. Шоган – Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2003. – 160с.

В пособии представлены основные виды блочно-модульной технологии проведения личностно-ориентированного урока в средней школе: на основе использования блоков (уроков и тем) и инвариантных модулей (мотивации, образа, анализа, действия). Даны практические рекомендации по разработке, организации и анализу личностно ориентированных уроков. Книга адресована учителям средних классов, методистам, классным руководителям, студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям ИПК.

15.  Щуркова, Н. Е. Воспитание на уроке / Н. Е. Щуркова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 160с.

Книга вызвана насущными потребностями школы, переживающей коренные изменения в структуре, содержании и режиме единого учебно-воспитательного процесса. В ней представлена современная характеристика урока; он рассматривается как ключевой элемент школьной образовательной системы; выявляются пути воплощения в практику всех воспитательных возможностей урока в его личностном влиянии на подрастающего школьника; отражены инновационные педагогические решения и развернута широкая лента новых методик работы педагога с детьми на уроке.

Книга адресована школьным учителям, администрации школы, работникам управленческих структур образования, студентам и преподавателям педвузов и педколледжей, а также научным работникам в области педагогики.

16.  Нестандартные уроки математики (V – 1Х классы) / Автор-сост. Н. А. Курдюмова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96с.

«В психологии есть понятие «сломать программу», т.е. заставить человека действовать не так, как он запланировал. Вот этот сбой программы часто используется на нестандартном уроке. Но применять этот прием каждый день практически невозможно: теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности. Таким образом. Нельзя сказать, что стандартные уроки плохи, а нестандартные хороши «по определению». Учитель должен владеть арсеналом построения и тех, и других. Для некоторых учащихся нестандартные уроки бывают слишком тяжелы, а под час и вредны. Это дети удовлетворительно успевающие только в рамках привычных условий. Но большинству учащихся нестандартные уроки интересны и поэтому полезны».

 

Журналы

1.      Гуринова, Н. П. Обновление как способ изменения / Н. П. Гуринова // Образование в современной школе. – 2008. - № 6. – С. 59 – 63.

«Что значит совершенствоваться: углубляться, расширяться, подниматься? Поиск ответов на возникшие вопросы и есть процесс развития.

Необходимо выработать свой стиль обучения. Свои принципы и правила, учительское кредо. А вот позиционировать себя нужно каждый раз иначе.

Обновление как способ изменения».

2.      Левит, М.В. Как происходит образование? / М. В. Левит // Современный урок. – 2008. – № 12. – С. 3 – 14.

Что происходит между учителем и учеником в простейшем случае их взаимодействия? Из чего сложена вся последующая педагогическая вселенная? И что, собственно, такое, первичный и самый простой, далее неразложимый элемент педагогического общения? Автор отвечает на эти вопросы в своей статье.

3.      Макова, Г. В. Метод проекта на основе личностно – ориентированного обучения / Г. В. Макова // Современный урок. – 2008. – № 1. – С.2 – 9.

«Современная школа – школа интенсивного развития. В ней ученик – участник учебно-воспитательного процесса. Главным в образовательном процессе является организация учебно-познавательной деятельности, способствующей саморазвитию учащихся. Необходимо учить детей критически осмысливать и усваивать информацию, применять ее для решения новых проблем».

4.      Ибрагимов, Г. И. Концепция современного урока / Г. И. Ибрагимов // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 48 – 52.

«Имеющиеся в современной дидактике концепции урока в зависимости от уровня и типа школы можно разделить на три большие группы.

К первой группе, наиболее многочисленной, относятся концепции урока, разработанные для общеобразовательной школы. В нее мы включаем подходы М. И. Махмутова, Г. Д. Кирилловой, В. А. Онищука, Ю. Б. Зотова и др.

Во вторую группу входят концепции урока для профессионально-технических училищ (начальной профессиональной школы). Здесь можно выделить подходы М. И. Махмутова, Н. М. Таланчука, И. А. Халиуллина, В. С. Безруковой и др.

Третья группа концепций касается средних специальных учебных заведений и включает работы И. Г. Ибрагимова, Л. Г. Семушиной, Н. Г. Ярошенко, П. И. Самойленко и др.».

5.      Семенков, Д. И. От традиционного к современному личностно-ориентированному уроку / Д. И. Семенков // Современный урок. – 2008. – № 8. – С.2 – 7.

В чем принципиальные различия между традиционным и современным уроком? Какому уроку должен отдать предпочтение педагог? Должен ли каждый современный урок быть личностно-ориентированным и всякий ли современный урок есть личностно-ориентированный? Автор отвечает на эти вопросы в своей статье.

6.      Дьяченко, М. Б. Варианты применения современных педагогических технологий / М. Б. Дьяченко // Учитель в школе. – 2008. – № 2. – С.3 – 4.

«В настоящее время к современным личностно – ориентированным технологиям, представляющим собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики, принято относить технологию модульного обучения, технологию коллективного взаимообучения, технологию развития критического мышления, метод проектов, интеграционную технологию, дебаты и некоторые другие».

7.      Планида, О. Психологический комфорт на уроке / О. Планида // Учитель. – 2008. – № 6. – С.2 – 3.

«Во всех общеобразовательных системах современной начальной школы принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, в которой дети чувствуют себя «как дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавление личности ребенка».

По предметам

Русский язык

1.      Калмыкова, И. Р. Преподавание русского языка и литературы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и БУП 2004 года: учеб. программа курсов повышения квалификации учителей рус. яз. и литературы / И. Р. Калмыкова, Т. Г. Доссе. – Ярославль: ИРО. 2007. – 43 с.

2.      Пузанова, Н. А. Преподавание русского языка в профильных классах / Н.А. Пузанова // Мастер-класс. – 2008. – № 4. – С. 15 – 20.

«Задачи, стоящие сегодня перед учителями, работающими в профильных классах, многообразны и серьезны.

Одним из условий, помогающих решать эти задачи успешно, является использование на уроках русского языка связных текстов, проведение тематических уроков русского языка. Они позволяют осуществлять межпредметные связи, максимально приближать преподавание русского языка к жизни, расширять кругозор ученика, будить его любознательность, способствовать профилизации».

 

Литература

1.      Шарко, П. П. Лингвопоэтический анализ стихотворного текста. Программа элективного курса. 9 класс / П. П. Шарко. // Мастер-класс. – 2008. – № 8. – С. 12 – 30.; № 9. – С.2 – 26.

Программа элективного курса предназначена для повышения качества чтения, для повышения уровня восприятия и проникновения в текст, для выявления индивидуально-авторского мировидения через лингвопоэтический анализ, для воспитания интереса к художественному слову. Предполагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся.

 

Математика

1.      Антонова, Л. А. Построение графика квадратичной функции. Алгебра. 8 класс / Л. А. Антонова. // Мастер-класс. – 2008. – № 6. – С. 19 – 24.

В представленном материале отражены: образовательные и воспитательные задачи; ход урока; план построения графика; самостоятельная работа.

2.      Нестандартные уроки математики (V – 1Х классы) / Автор-сост. Н. А. Курдюмова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 96с.

«В психологии есть понятие «сломать программу», т.е. заставить человека действовать не так, как он запланировал. Вот этот сбой программы часто используется на нестандартном уроке. Но применять этот прием каждый день практически невозможно: теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности. Таким образом. Нельзя сказать, что стандартные уроки плохи, а нестандартные хороши «по определению». Учитель должен владеть арсеналом построения и тех, и других. Для некоторых учащихся нестандартные уроки бывают слишком тяжелы, а под час и вредны. Это дети удовлетворительно успевающие только в рамках привычных условий. Но большинству учащихся нестандартные уроки интересны и поэтому полезны».

3.      Уроки математики в 5 классе: книга для учителя / [Э. Г. Гельдман и др.]. – М.: Просвещение, 2006. – 192с.: ил.

В данной книге представлена новая психологически ориентированная модель обучения – обогащающая модель. В рамках этой модели работают участники проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ). Ее основное назначение – интеллектуальное воспитание учащихся на основе актуализации и обогащения индивидуального ментального (умственного) опыта каждого ребенка. Таким образом, появляются три ключевых понятия, содержание которых нужно определить: интеллектуальное воспитание, ментальный (умственный) опыт, интеллект.

Книга предназначена для учителей.

 

Физика

1.      Гуревич, А. Е. Физика. Электромагнитные явления. 8 кл.: Метод. пособие / А. Е. Гуревич, С. И. Удальцова. – М.: Дрофа, 2001. – 64с.: ил.

Пособие адресовано учителям, работающим по учебнику А.Е.Гуревича «Физика. 8 класс». В пособии даются поурочное планирование и методические рекомендации к проведению уроков, варианты контрольных работ по данному курсу.

2.      Гусарова, А. Н. Изучение физической теории по теме « Кинематика» в классах с углубленным изучением математики / А. Н. Гусарова // Мастер-класс. – 2008. – № 2. – С. 20 – 23.

В представленных материалах отражён циклический характер построения курса физики. Изучение физической теории, и в частности темы « Кинематика », можно представить в виде спирали, состоящей из трех витков. Один виток спирали отражает цикл познания. Каждый цикл заканчивается определенным уровнем:

– содержания основ физической теории;

– применения знаний теории к решению основных задач;

– применения теории к практике.

3.      Пурышева, Н. С. Физика. 8 кл.: Тематическое и поурочное планирование / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важевская. – М.: Дрофа, 2003. – 112с.: ил.

В пособии даны рекомендации по изучению тем, включенных в курс физики 8 класса, составленные по единому плану: сначала приводятся основная цель изучения темы и требования к подготовке учащихся, затем – поурочное планирование и рекомендации к каждому уроку.

 

История

1.      Стрелова, О. Ю. Современный урок истории / О. Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1. – С. 48 – 53.

«Комплекс критериев методических разработок уроков – не очередные умные слова, а действенный инструмент качественного обновления уроков и всей системы школьного исторического образования».

2.      Ивонина, А. И. Структура современного урока права / А. И. Ивонина // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 3. – С. 60 – 63.

«В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Они касаются не только содержания, но и методики образования. Заказ современной школе сформулирован в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни».

 

Биология

1.      Максимова, Т. В. Методические рекомендации к лабораторной работе по генетике человека «Составление портрета гипотетического потомка» / Т. В. Максимова // Мастер-класс. – 2008. – № 1. – С. 35 – 38.

«Зная, как наследуются некоторые признаки человека, вы можете предположить, какие признаки ваш ребенок может наследовать от вас, а какие – от вашей второй половины».

2.      Семчук, Н. М. Методика организации урока биологии с применением Интернет – ресурсов / Н. М. Семчук, З. З. Денишева // Школа будущего. – 2008. – № 6. – С. 46 – 52.

«В Интернете в настоящее время появилось множество образовательных ресурсов, в том числе и по биологии. В первую очередь, это изображения, схемы, таблицы, анимационные ролики, небольшие видеоролики и т.д., изготовленные благодаря копированию и сохранению различных информационных объектов. Их можно использовать для подготовки учебных материалов в электронном или печатном виде. В отдельных случаях можно применять и аудиоматериалы. Раздаточный материал, задания для внеклассных мероприятий, инструкции разнообразят и сделают более увлекательными соответствующие теме рисунки, фотографии, схемы».

 

География

1.      Солонько, А. В. Современный урок географии. Ч. 4. Методические разработки уроков. Деловые игры. 9 класс / А. В. Солонько. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.

Данная работа содержит методику создания и проведения деловых игр, которые являются современным средством повышения познавательной активности учащихся, а также сведения по использованию деловых игр в учебном процессе. Методика создания и проведения деловых игр помогу педагогам успешно осуществлять учебную деятельность.

Серия предложенных игр позволяет формировать основные экономические термины и понятия в процессе освоения учащимися школьного курса географии России (9 класс)

Пособие интересно не только учителям географии, но и всем практикующим педагогам.

 

Иностранные языки

1.      Чернова, Г. М. Урок французского языка: секреты успеха: книга для учителя / Г. М. Чернова. – М.: Просвещение, 2007. – 110 с.: ил. – (Библиотека учителя).

В этой книге собраны дополнительные материалы для коммуникативно-направленных уроков французского языка. В ней стихи, игры, разнообразные приемы создания учебно-речевых ситуаций для активизации языкового материала (грамматического, лексического, фонетического) и для совершенствования речевой и страноведческой компетенции учащихся.

 

 

ОБЖ

1.      Миронов, С. К. Основы безопасности жизнедеятельности: методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5 – 11 классы / С. К. Миронов. – М.: Дрофа, 2004. – 92 с.

Методические рекомендации предназначены для оказания помощи преподавателям образовательных учреждений в вопросах организации и проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учетом требований нового государственного стандарта общего образования.

 

Начальная школа

1.      Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 216 с.

В течение ряда лет система обучения русскому языку в начальных классах А. Г. Бакулиной получает все большее признание среди учителей. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач.

2.      Кубасова, О. В. Для сердца и ума. Обучение грамоте. 1 кл.: книга для учителя / О. В. Кубасова. – М.: Дрофа, 2005. – 351,[1] с.

«Основная особенность методики обучения грамоте по предлагаемому учебному комплекту заключается в большем, чем обычно, доверии к природе ребенка: его интуиции, речевому опыту и языковому чутью, – это позволяет добиться сравнительно лучших результатов при меньших затратах учебного времени. Важным отличием от существующих подходов к обучению грамоте является дозированное применение метода целых слов в рамках обучения контекстному чтению. Это предполагает умеренное включение в осмысленный речевой поток буквенных образов незнакомых или недостаточно известных детям языковых единиц, значение которых воссоздается на основе контекста».

Выполнила: Старикова И.И. - библиотекарь ОНПБ (ГОУ ЯО ИРО).